Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Гилель, Мишпатим, Зелиг Плискин, Наглость, Любовь к ближнему
И ПОКРОЙ ЕГО [ковчег] ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ, СНАРУЖИ И ИЗНУТРИ ПОКРОЙТЕ ЕГО (Шмот, 25:11)
Хизкуни пишет, что арон кодеш(Ковчег, ящик, где хранились Скрижали, с начертанными на них Десятью заповедями,и другие святые предметы) следовало бы изготовить из чистого золота. Но Всевышний повелел сделать его деревянным, покрыв изнутри и снаружи листовым золотом,потому что во время странствий по пустыне его носили на плечах левиты, и, будь он целиком золотым, нести было бы гораздо тяжелее.
Даже такой святой предмет был сделан менее тяжелым, чтобы облегчить ношу евреев, поэтому и мы всегда должны стремиться облегчить ношу ближних.
В КОЛЬЦАХ КОВЧЕГА БУДУТ ШЕСТЫ, И НЕЛЬЗЯ ИХ ВЫНИМАТЬ (Шмот, 25:15)
Хизкуни пишет, что шесты медного жертвенника вынимали из колец, потому что во дворе Храма, где он стоял, ходили люди, и торчащие шесты им бы мешали. А Ковчег находился в Святая святых, куда лишь в Йом Кипур — раз в году входил только первосвященник, поэтому там шесты не могли никому помешать.
Мидраш (Авот дераби Натан)рассказывает, что в доме Иова были двери с каждой стороны дома, чтобы бедным не приходилось обходить вокруг.
СДЕЛАЙТЕ ВЫСТУПЫ НА ЧЕТЫРЕХ ЕГО УГЛАХ, ЧТОБЫ БЫЛИ С НИМ ЕДИНЫМ ЦЕЛЫМ, И ПОКРОЙТЕ ИХ МЕДЬЮ (Шмот, 27:2)
Раши комментирует, что жертвенник для животных во дворе Храма был облицован медью во искупление греха высокомерия и наглости (букв. «меднолобости»), как сказано у пророка Йешаяѓу: «И лоб твой из меди».
Хуцпа — наглость, высокомерие — очень плохая черта, нужно прилагать все силы, чтобы ее искоренять.
Ученик Хафец Хаима в Радине,который столовался в доме одного местного жителя, свысока относился к хозяину.Хафец Хаим попросил его оставить ешиву, хотя он блестяще учился.
Есть люди, склонные обижать других, когда те задают вопросы. Нужно всегда быть вежливыми, когда нас о чем-нибудь спрашивают.
Однажды раби Гилель-старший встретил по дороге людей, которые везли на рынок пшеницу.
— Почем сеа (мера) пшеницы? — спросил раби Гилель.
— Два динара, — ответили они.
Раби Гилель поехал дальше,встретил других торговцев пшеницей и спросил, за сколько они хотят ее продать.
— Три динара, —ответили они.
— Но я только что встретил по дороге людей, которые продают пшеницу по два динара, почему вы берете больше? — спросил Гилель.
— Глупый вавилонянин, — сказали они. — Разве ты не знаешь, что цена пропорциональна трудам? (Раби Гилель приехал из Вавилона).
— Я задал обычный вопрос, а вы ответили оскорбительно, — упрекнул Гилель. И говорил с ними, пока не приняли на себя обет отныне быть вежливыми (Авот де раби Натан).
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.