Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Изучение Торы, Связь с Творцом
Обычно бывает так: когда человек собирается навсегда оставить свой город и никогда больше не вернуться туда, он навещает всех своих детей и родственников, чтобы получить у них прощальное благословение. В их кругу он проводит несколько дней, пока не подойдет время ехать. И если любящий сын задумается о том, что его папе осталось провести с ним лишь считанные дни и больше он никогда его не увидит, — как же станет он ценить каждый день, проведенный с ним, каждую минуту! И каждый раз, вспоминая о близкой разлуке, как будет он тосковать! Если же в эти дни подвернется ему возможность заработать, пусть даже очень много, но для этого придется ему отправиться в поездку — не выйдет он из дома ни ногой, если вспомнит, что лишь в эти немногие оставшиеся дни сможет наслаждаться обществом отца.
То же самое происходит и в нашем случае. Если человек задумается, что совсем немного времени отведено ему на то, чтобы беседовать с Б-гом благословенным, заниматься Его Торой и исполнять Его заповеди; что вот истечет это время — и нельзя будет ему больше делать все это, — каким же бесценным станет для него каждый день жизни в этом мире! Постоянно станет он помнить, что лишь в эти дни дано ему право вести разговор с Царем Почитаемым — Г-сподом небес и земли, изучать Его Тору и совершенствоваться в знании ее с каждым днем. Не забудет он, что это счастье недолговечно, что еще чуть-чуть, и, не спросив его согласия, заберут его, и уже никогда не сможет он приобрести тех знаний Торы, которых недостает ему. Какое отчаяние станет охватывать его всякий раз, лишь только он подумает об этом, и с каким желанием станет он трудиться в этом мире, зарабатывая себе жизнь в Мире вечном!
А раз так, то, даже если ему подвернется возможность обучиться чему-то, что позволит зарабатывать массу денег, но ради этого придется ему прекратить занятия Торой, в голову не придет ему обратиться к этому! (Так сказали мудрецы наши благословенной памяти: «Старайся меньше заниматься коммерцией, а занимайся Торой». — Прим. сост.) Он будет во всем подобен сыну из нашей притчи, который шагу не хочет ступить из дома — так он любит своего отца. И именно об этом говорит стих из книги Когелет: «Наслаждайся жизнью с женой, которую любишь, все дни твоей суетной жизни, которую даровал Он тебе под солнцем (и мы знаем, что этот стих говорит о Торе, согласно, например, объяснению Раши на это место. — Прим. сост.), ибо она есть твой удел в жизни». Ведь каждому еврею приготовлен удел в Торе, который он может получить, пока находится в этом мире, — и он-то и есть его удел в жизни вечной. И отпущено ему небесами определенное количество дней согласно той силе разумения, которую Святой, благословен Он, счел нужным даровать ему. А пропустит он несколько дней — и отныне его вечный удел будет неполон. И стих имеет в виду именно это, когда конкретизирует: «…все дни твоей суетной жизни». И в стихе из Пятикнижия находим то же выражение: «…и пусть не отходят они от твоего сердца все дни жизни твоей», и говорит он здесь о Торе (это показано в трактате Менахот. —Прим. сост.). И в Талмуде {СанТедрин, 7) говорится о том же: «В час суда человека спрашивают: Установил ли ты времена для изучения Торы?» Имеется в виду, что каждый день должно быть выделено некоторое время на изучение Торы и ни один день не должен быть пропущен. Не было у человека времени сегодня днем — пусть восполнит пропущенный урок ночью, как сказано в Талмуде: «Рав Аха бар Яаков брал в долг днем, а отдавал ночью». Счастлив муж, обративший сердце свое к этому, — станет он, несомненно, служить Б-гу в радости и довольстве сердечном.
Хомат га-Дат, 17
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»