Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Сотворение мира, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Материальность
На первый взгляд достаточно было бы, если бы после заповеди любви к Б-гу было сказано лишь: «И преподавай их своим сыновьям, и говори о них…» (На самом же деле этому стиху предшествует еще один, где сказано: «И будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, на сердце твоем». — Прим. пер.). Но объясняется наличие этого вроде бы лишнего стиха очень просто.
Человек, как правило, располагает свой скарб в определенном порядке. Самую грязную посуду, вроде противней и котлов, он оставляет в сенях; дорогие же хрустальные и фарфоровые сосуды, украшающие дом, ставит в горнице. И даже если туда случайно попадает грязная сковорода, ее тут же уносят прочь. Если же он поступит наоборот: расставит грязные чугуны в парадной комнате и оставит их там навсегда, — все сочтут его ненормальным.
Всем известно, что сердце — властитель всех прочих органов тела, так как именно в нем сосредоточена жизненная сила всего человеческого организма. По слову Писания, «более всякого сокровища храни свое сердце, ибо от него происходит жизнь». И там же сосредоточена способность мышления. Известно также, что Б-жественная Тора есть самое главное создание Б-га, сотворенное прежде мира. Как сказано в Писании, «Б-г установил меня началом Своего пути, первым из творений Своих древних». А все, из чего можно приготовить кушанье, было создано позже: на третий день творения сказал Б-г: «Да произрастит земля траву…», а на шестой — «Да выведет земля (…) животных и пресмыкающихся…» И не может быть никакого сомнения в том, что словам Торы, самого значительного творения Б-га, подобает быть укорененными навечно в сердце человека. Все же остальное, что есть в мире: еда, питье и прочее, — должно занимать его мысли лишь время от времени.
Но если мы задумаемся о том, как сами ведем себя, найдем, что все происходит как раз наоборот: главное содержание наших мыслей связано именно с едой, питьем и всеми прочими нуждами тела; именно эти темы укоренены в нашем сердце постоянно. А о Б-жествен-ной Торе и ее заповедях мы размышляем лишь иногда, то есть поступаем совсем как тот ненормальный из притчи, снесший грязные котлы и сковороды в парадную комнату. Именно поэтому особый стих из Писания напоминает нам: «И будут слова эти (…) на сердце твоем», иначе говоря: именно эти слова должны быть в твоем сердце постоянно, а не какие-то материальные вещи.
Хомат гa-Дат, 15