Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рачительная хозяйка оставляет в гостиной только чистую красивую посуду. Почему же в обычной жизни мы руководствуемся низменными качествами своей души?

На первый взгляд достаточно было бы, если бы после заповеди любви к Б-гу было сказано лишь: «И преподавай их своим сыновьям, и говори о них…» (На самом же деле этому стиху предшествует еще один, где сказано: «И будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, на сердце твоем». — Прим. пер.). Но объясняется наличие этого вроде бы лишнего стиха очень просто.

Человек, как правило, располагает свой скарб в определенном порядке. Самую грязную посуду, вроде противней и котлов, он оставляет в сенях; дорогие же хрустальные и фарфоровые сосуды, украшающие дом, ставит в горнице. И даже если туда случайно попадает грязная сковорода, ее тут же уносят прочь. Если же он поступит наоборот: расставит грязные чугуны в парадной комнате и оставит их там навсегда, — все сочтут его ненормальным.

Всем известно, что сердце — властитель всех прочих органов тела, так как именно в нем сосредоточена жизненная сила всего человеческого организма. По слову Писания, «более всякого сокровища храни свое сердце, ибо от него происходит жизнь». И там же сосредоточена способность мышления. Известно также, что Б-жественная Тора есть самое главное создание Б-га, сотворенное прежде мира. Как сказано в Писании, «Б-г установил меня началом Своего пути, первым из творений Своих древних». А все, из чего можно приготовить кушанье, было создано позже: на третий день творения сказал Б-г: «Да произрастит земля траву…», а на шестой — «Да выведет земля (…) животных и пресмыкающихся…» И не может быть никакого сомнения в том, что словам Торы, самого значительного творения Б-га, подобает быть укорененными навечно в сердце человека. Все же остальное, что есть в мире: еда, питье и прочее, — должно занимать его мысли лишь время от времени.

Но если мы задумаемся о том, как сами ведем себя, найдем, что все происходит как раз наоборот: главное содержание наших мыслей связано именно с едой, питьем и всеми прочими нуждами тела; именно эти темы укоренены в нашем сердце постоянно. А о Б-жествен-ной Торе и ее заповедях мы размышляем лишь иногда, то есть поступаем совсем как тот ненормальный из притчи, снесший грязные котлы и сковороды в парадную комнату. Именно поэтому особый стих из Писания напоминает нам: «И будут слова эти (…) на сердце твоем», иначе говоря: именно эти слова должны быть в твоем сердце постоянно, а не какие-то материальные вещи.

Хомат гa-Дат, 15


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»