Темы: Одиночество, Технический прогресс, Интернет, Батшева Эскин
Феномен одиночества привлек внимание ученых в 1970-х годах, а с 1980-го года они стали замечать появление все большего количества одиноких людей. Один из первых исследователей этого явления, социолог Роберт С. Вайс, в 1970-е годы определил одиночество как «хроническое заболевание без компенсаторных свойств».
Продолжая исследования, ученые впоследствии пришли к выводу, что у этого «заболевания» всё же есть цель и оно обладает компенсаторными свойствами. Например, Луиза Хоукли, психолог из Университета Чикаго, пишет, что одиночество — это система предупреждения. Тело говорит нам, что мы оторвались от социальных связей, которые питали нас как биологический вид, интерпретирует одиночество как угрозу, и тогда чувство изолированности переключает наши тела в режим самосохранения.
Вопрос, сколько в таком режиме люди могут существовать без вреда для здоровья. В 2002 году группа испытуемых в возрасте 50-ти лет и старше приняла участие в опросе, касающемся их физического и психического здоровья; также они рассказывали, как часто испытывают нехватку дружеских отношений, покинутость, чувство изолированности.
Спустя шесть лет исследователи вновь побеседовали с этой группой людей и обнаружили, что те, кого по результатам первого опроса они отнесли к одиноким, имели большие риски впасть в депрессию и были менее подвижны, чем их неодинокие согруппники.
Разрушительное действие одиночества на физиологию — не тайна для тех, кто утонул в «совершенном одиночестве», которое, «возможно, является самым большим наказанием, встречающимся человеку», как пишет философ Дэвид Юм.
В 2009-м году было проведено исследование, в результате которого обнаружилось, что мозг одинокого человека реагирует менее положительно на приятные образы, чем мозг неодиноких людей, и более чувствителен к сценам насилия и неприятных социальных ситуаций. Одиночество погружает мозг в гипер-бдительное состояние, в котором он не способен расслабиться, и заставляет наш организм вырабатывать кортизол, гормон стресса, который оказывает влияние на cердце и мозг, а вследствие этого — на аппетит и сон.
Исследования одиночества 2010 года показали, что среди одиноких людей шансы на раннюю смерть увеличиваются на 26 процентов, а это в два раза превышает риски смерти людей, страдающих ожирением.
Существует стереотип, что чувство одиночества особенно свойственно пожилым людям, при этом современные исследования показывают, что наиболее одиноко себя чувствуют люди от 10 до 34 лет. Об этом пишет в своем бестселлере 2020 года «Одинокий век» экономист, доктор наук из кембриджского университета Норина Хертц.
Несмотря на то, что книга Норины вышла в разгар пандемии, автор указывает на то, что одиночество стало захлестывать весь мир с начала XXI века, и эта тенденция ускорилась к 2010-му году, в связи с массовым использованием смартфонов. Пик одиночества, по мнению Норины, пришелся на 2017-2019 годы, а пандемия все усугубила.
Один из пяти людей в возрасте 25-40 лет утверждает, что у него вообще нет друзей. Единственный их компаньон — это компьютер, телевизор или домашнее животное. Один из десяти взрослых людей во всем мире постоянно чувствует себя одиноким.
Причем даже люди социальных профессий испытывают чувство одиночества на постоянной основе — например, таксисты компаний Убер или Гет-Тэкси, которые целыми днями возят пассажиров, но боятся заговорить с ними, чтобы не получить от них меньше «звездочек» рейтинга.
Известны конкретные случаи, когда благополучные, на первый взгляд, люди совершают небольшое преступление, чтобы попасть в колонию и там спастись от одиночества. Нашим предкам не могло и присниться, что в XXI веке появится профессия «профессиональный обниматель», чьи представители будут оказывать услуги объятий тем, у кого нет близких людей, которые бы это сделали бесплатно.
Одиночество — это не только физическое состояние, но и душевное: нехватка близости, теплоты и эмоционального контакта, неудовлетворенная потребность в настоящей, а не формальной или виртуальной связи.
Постоянно заменяя живое общение электронным, в силу его несомненного удобства, мы и не заметили, что попали в совершенно другой мир, где люди даже физически находясь рядом — в ресторане, на перемене между лекциями, за соседними компьютерами в офисе, — продолжают общаться не с находящимися рядом людьми, а со своими электронными устройствами.
Норина Херц пишет, что еще до того, как слова «социальное дистанцирование», «локдаун» и «самоизоляция» вошли в наш словарь, а улыбки скрылись под медицинскими масками, мы уже стали одиноким веком.
Одно американское исследование показало, что люди гораздо реже улыбаются друг другу, когда у них есть смартфоны, даже если они лежат глубоко в кармане, даже выключенные!
Недавно один из ведущих университетов включил в свою программу курс под названием: «Как читать выражения лиц людей». В норме, этот курс проходят дети в ясельном возрасте и естественным образом — но не в мире победившего смартфонизма. Пока собеседник не поставил определенный смайлик — как можно знать, с каким настроением или выражением он хочет донести до нас свою мысль?! Университет был вынужден ввести этот курс, понимая, что всё больше студентов не имеют элементарных навыков общения оффлайн.
Объятия друзей, несколько слов, сказанных знакомым в кафе, улыбка охраннику в офисе — всё это не заменяется смайликами, просмотрами видеороликов и отправкой фотографий. Ведь заповеданное каждому человеку понятие «не быть одному» включает в себя множество уровней, а также — все пять чувств, которыми мы воспринимаем действительность.
Встреча двух друзей в видеочате задействует только слуховое и зрительное восприятие, тогда как живая встреча в кафе подразумевает рукопожатие или объятие и вдыхание запаха. Даже вкус имеет значение, ведь сладость того чая или пирожка закрепляется в нашем сознании как связанная с этим человеком. Встречаясь с людьми исключительно виртуально, мы удовлетворяем свою потребность в общении лишь частично — что, несомненно, может являться временным решением, но в качестве постоянного совершенно не подходит.
В живом общении все имеет значение: кто как вошел, какая у него поза, кто куда смотрит, какие у кого духи, общая картина. Оказывается, всё это очень важно, и мы, возможно, никогда не узнали бы об этом, если бы не коронавирус. Пиксели не дают возможности людям обмениваться энергией, и это подтвердит каждый ученик и лектор, который участвовал в уроке «по зуму». Хотя, казалось бы, энергия должна только экономиться: ведь не нужно одеваться, ехать, идти, возвращаться — а вместе с тем, от «зума» все устают гораздо больше, чем от живых уроков и живых встреч.
Еще один фактор, о котором пишет Норина в своей книге и который влияет на одиночество нашего века, — это роботизированная техника. Привыкая к общению с голосовыми помощниками (будь то Алиса, Алекса или Сири), мы начинаем воспринимать их как компаньонов, а после тот же стиль общения переносим на живых людей. Робота не нужно спрашивать, как он себя чувствует и как у него дела, так зачем интересоваться самочувствием, скажем, водителя автобуса?
Наш век стал временем «On-demand culture», культуры по требованию, когда люди становятся требовательными индивидуалистами, желающими получать от этого мира всё, но ничего не желают отдавать взамен. Результатом такого потребительского отношения к людям неизбежно становится одиночество.
Когда человек слишком долго находится один, он начинает воспринимать мир и других людей как опасность. Чем дольше изоляция — тем выше ощущаемый уровень агрессии. Если долго не выходить из дома, то взаимодействие с людьми начинает выглядеть как некий «выход из зоны комфорта», испытание. Это то, что, к сожалению, случилось со многими из нас во время бесконечных локдаунов 2020 и 2021 годов.
Еще один фактор, который влияет на одиночество, — это мегаполисы, где никто никого не знает и где людей вокруг так много — в транспорте, на улицах, в магазинах, офисных зданиях, — что они уже воспринимаются не как отдельные личности, а как толпа. Мы не обращаем внимания на себе подобных, нам нет дела до них, а им нет дела до нас.
Можно заметить, что в любом традиционном обществе веками существовали занятия, обеспечивающие регулярное совместное времяпрепровождение: походы в церковь или синагогу, сбор урожая, прядение длинными зимними вечерами, праздничные ярмарки. Чем дальше общество отходит от своих традиций, тем меньше становится в нем таких объединяющих занятий, и тем шире пропасть между людьми.
В современном обществе люди бывают одиноки не днями и неделями, а месяцами и годами. А между тем, психологи утверждают, что, если бы люди воспринимали свое чувство одиночества как стимул к действию, тогда из бессмысленного мучения — с тревожностью, бессонницей, повышенным давлением, депрессией — оно бы превратилось в отправную точку для взлета.
Если смотреть на чувство одиночества так же, как на чувство чрезмерной жары или холода, боли, голода или нехватки кислорода — тогда сосущее неприятное чувство в душе нужно «читать» как предупреждение об опасности и необходимость искать общества себе подобных, чтобы выживать вместе.
Но мы прекрасно понимаем, что в современном мире можно остаться в живых, месяцами не видя людей и переведя всё своё существование: от заработка до покупок — в цифровой формат. А чувство одиночества никуда не исчезает, и всё потому, что, в отличие от животных, мы, люди, не можем свести весь смысл своего существования к выживанию.
Как предлагают бороться с одиночеством доктор Норина Херц и другие социологи, психологи и терапевты? Больше обращать внимания на других людей, улыбаться; отложить в сторону телефон, предложить коллеге пообедать вместе, выразить благодарность знакомому или незнакомому человеку, предпочесть покупку в физическом магазине — онлайн покупке. Норина Херц верит, что, хотя мы живем в век одиночества, мы не обязаны оставаться одинокими и в наших силах все изменить, было бы желание. Но так ли это?
Про истоки одиночества рав Й.Б. Соловейчик пишет так: «Откуда это чувство берется? Ответ: от ощущения внутренней пустоты, невозможности полностью выразить самого себя… Человеку не на что опереться внутри себя, он ищет опору снаружи. Ему нужна поддержка, кто-то, кто сказал бы: “ты не одинок, я с тобой, знай, что о тебе помнят”».
Мало того, что наше поколение — это поколение, оторванное от веры, от Создателя, от истины, так еще и жизнь мы сами себе устраиваем такую, что за электронными связями не остается времени и сил на живые человеческие связи, и болезнь одиночества становится для нас хронической.
Увлекаясь современными тенденциями, мы часто забываем про то, что у нас в руках всегда был и есть тот рецепт, который предписан нам от этой и множества других болезней. Ведь Тора — это и учение, и закон, и Б-жественное обращение ко всему миру. Только в Торе мы можем найти ту опору, которая не зависит от внешних обстоятельств. А кроме того, каждый, приступивший к построению своей жизни в соответствии с Торой, заметит, что она непроста, полна испытаний, искушений, разного рода проблем, но чего в ней точно нет, так это бессмысленности и одиночества.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»