Из цикла «Тора и Психология», темы: Смысл творения, Тора и психология, Атеизм, Вера, Ефим Свирский
Мы рассмотрели "работу" негативных эмоций (они же страхи) в двух моделях, двух мировоззренчески противоположных представлениях о мире. (См. предыдущие статьи Ефима Свирского). Закончим рассказ вот каким соображением. Есть такой закон – о корреляции между структурой и функцией. У любой системы есть своя функция, которую она выполняет, используя свою структуру. Структура – это то, что есть. Функция – то, что делается, действие. Биологи говорят, что каждый орган живого организма выполняет какую-ту задачу. Если у птицы мощный клюв, то стоит предположить, что он не только для того, чтобы чистить перышки. Но существует и обратное правило: если есть некая функция, то для нее должен быть соответствующий орган.
Человек обладает центральной нервной системой, которая имеет некую функцию, – и не одну. Главная функция – позволить человеку не просто выжить, а прожить наиболее эффективно. Как мы только что увидели, этот орган, центральная нервная система человека, безобразно работает в модели атеистов. Беспристрастное, логическое рассмотрение этой модели показывает, что она вызывает в человеке многие страхи и не позволяет избавиться ни от одного из приведенных выше базисных эмоций. Да и не только базисных, но и многих производных от них, поскольку, вспомните, с каждым страхом связано множество побочных, вторичных негативных чувств.
С другой стороны, наша центральная нервная система отлично справляется со своими задачами в модели Торы. И поскольку при этом "работают" все самые важные параметры, это не может быть случайностью, ибо для такого функционирования центральной нервной системы должна была быть создана специальная структура. Проще говоря, она адаптирована именно к факту наличия Б-га.
А теперь последняя логическая связка: у каждого нормального организма есть своя среда обитания. Например, стихия морского котика – вода, жизненная ниша орла – поднебесье. Попав в другую среду, организм может выжить, приспособиться. Но ему не будет так хорошо, как в родной стихии. Оптимальность работы его органов не в естественной среде ухудшается. Причем чем меньше подобия с естественной средой, тем хуже. То же самое с человеком. Для того чтобы он мог полностью проявить все свои возможности, его поместили в особый мир. И построен этот особый мир (естественная среда обитания человека) в соответствии с моделью, которую мы сформулировали так:
Б-г есть! Здесь и сейчас! И Он нас любит!
Последнее замечание. В бывшем Союзе на уровне стереотипа была распространена мысль о том, что идею Б-га выдумали, потому что так, дескать, легче жить. Практика психотерапии показывает, что "выдуманная реальность" не только не является оптимальной, но часто резко тормозит развитие человека – в силу своей искусственности и потому, что не учитывает все аспекты личности. Проверить "выдуманность" идеи существования Б-га можно, изучая историю еврейского народа. Тридцать три столетия существования евреев в рамках именно "Б-жественной модели" позволяют понять, как она работает. Позитивные факты, как говорится, налицо: здесь и сам срок жизни народа, и наличие сотен тысяч пророков (тех, кто вышли на прямой контакт с Создателем), и миллионы людей, поднявшихся на высочайшие духовные, моральные и интеллектуальные уровни. Это ли не является хорошей проверкой работы указанной модели!
Но изучение истории – не единственный способ учебы. За последние годы множество людей прошли по этому пути сами. Встаньте на него и вы.
Читайте: тема Психология и Тора
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»