Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Изучение и обретение Торы подобно поиску клада. Ученость не является врожденным качеством — человек обязан кропотливо работать над собой, изучая святые книги.

Сказано в Притчах: «Если будешь желать ее, как серебра, и, как клад, искать ее, тогда поймешь трепет пред Б-гом и знание Г-спода найдешь». В этом стихе вопросы вызывает выбор глаголов: про серебро сказано «желать», про клады — «искать», про трепет пред Б-гом — «понимать», а про знание Г-спода — «находить». Чтобы понять этот выбор слов, нужно сначала понять, чем отличается «желание денег» от «поиска кладов».

Как человек добывает деньги? Обычно он начинает свой день с того, что идет на рынок в надежде заработать что-то или совершить какую-то выгодную сделку. А если он видит, что сегодня ничего заработать не удается, он возвращается домой, говоря себе: «Видимо, Б-г имел в виду, что я достану денег завтра или в какой-то другой день». И завтра он снова идет на рынок — может, ему удастся что-нибудь получить.

А теперь подумаем, как ищут клады. Представьте себе, что некий богач, умирая, передает наследство сыновьям, сообщает свою последнюю волю и в заключение добавляет: «Любимые мои дети! Скажу я вам еще одно. Двадцать лет назад в этих местах разразилась война, и я очень боялся вражеского генерала, вошедшего в наш город: у меня ведь как раз в то время было десять тысяч серебряных рублей! И я спрятал у подножия горы, расположенной к северу от нашего города, глубоко в земле, десять кошельков по тысяче рублей в каждом. И пожалуйста, позаботьтесь о том, чтобы мои старания не пропали даром: как только я отойду, отправляйтесь туда, выройте эти деньги и разделите между собой». Едва отец скончался, отправились они к горе, которую он указал, и начали поиски. Искали несколько часов, но ничего не нашли. Пойдут ли они спокойно домой, как сделал тот человек, что не нашел сегодня на рынке возможности заработать? Ведь ему никто не приготовил сокровища: он пытался добыть денег самостоятельно. Поэтому он подумал: «Ну, сегодня неподходящий день. Пойду домой, а завтра или когда-то еще приду снова!» Сыновья же, точно зная, что здесь лежит клад, доставшийся им от отца, не успокоятся, пока не разроют все вокруг и не найдут его.

Как раз про это и говорит стих. Рассказывают мудрецы Талмуда (Huдa, 16б) о том, что ангел спрашивает Б-га благословенного: «Какова судьба этой капли семени? Будет ли родившийся от нее человек мудрым или глупым, сильным или слабым, богатым или бедным?» Но вопроса «Будет он праведником или злодеем?» они не задают, ибо «все в руке небес, кроме трепета перед небесами». Так что трепет перед небесами не приуготовлен человеку, как наследственный удел: он сам должен добиваться его, изучая книги, привносящие в сердце страх Б-жий (например, Ховот га-Левавот, Шаарей Тшува, написанные рабейну Йоной, Орхот Цадиким и так далее). Другими словами, он должен вести себя в точности так же, как желающий денег, который, если у него нет своего капитала для вложения в дело, пойдет к богатым людям просить взаймы или придумает еще что-нибудь. Так же и здесь: если у человека не хватает собственных душевных сил на то, чтобы пробудить в себе трепет перед небесами, он должен пойти к людям, богатым этим трепетом (мы их только что перечислили), которые собрали для себя несчетные сокровища страха Б-жия; и тогда сложенный ими клад перейдет к нему. А если он говорит с ними, то есть изучает их книги, и чувствует, что все еще не приобрел способности трепетать перед Б-гом, пусть не отчаивается (человек ведь не всегда находится в таком расположении духа, в котором может успешно учиться). Пусть сегодня оставит эту работу, а на следующий день попробует снова. И, нет сомнения, что рано или поздно помогут ему слова этих книг, подобные раскаленным углям, вышедшие из уст самых святых людей! И именно это имеет в виду стих, говоря, что трепет перед небесами приобретается так же, как зарабатывают деньги.

Теперь поговорим об изучении Торы. Известно, что у каждого еврея есть удел в Торе. (И Гаон из Вильно пишет, что именно поэтому сказали мудрецы Талмуда: «Если скажет тебе человек: Я старался, но не достиг — не верь!») И обретение этого удела подобно поиску клада, который существовал еще до того, как его начали искать: просто нужно тщательнее разыскивать — и он обнаружится. Тора именно такова: каждому еврею дарован удел в нашей святой Торе еще во время Синайского откровения, при котором присутствовали все еврейские души. Поэтому-то мы все просим в нашей молитве: «И дай нам наш удел в Торе Твоей». И всякий, кто, спустившись в этот мир, усердно занимается Торой, обретает ту долю, которая изначально приготовлена для него; именно к этой доле подталкивает его сердце. (Поэтому сказали мудрецы Талмуда в трактате Авода Зара, 19 «Человек изучает лишь то, чего хочет его сердце, как сказано: И Торой своей…») И этот удел подобен кладу, который Святой, благословен Он, скрыл для человека в Торе: Он ведь для нас — Отец милостивый, не желающий, чтобы кто-то из его детей, придя к Нему, был опозорен. Поэтому если речь идет об изучении Торы, следует искать как можно лучше и как можно больше трудиться — тогда, несомненно, человек обрящет сокровище, спрятанное ради него Б-гом благословенным.

Слова, сказанные в конце стиха: «Тогда поймешь трепет перед Б-гом», говорят о том, что достигается подобно зарабатыванию денег. Потому и не сказано в этом месте: «найдешь», что найти здесь ничего невозможно: вещи, о которой идет речь, еще не существует в природе. Только сам человек, начав стремиться к трепету перед Б-гом, как к деньгам, начинает постигать и тем самым обретать его. А затем стих говорит: «И знание Г-спода найдешь», и это соответствует фразе: «И, как клад, искать ее». Если человек будет так делать, найдет знание Г-спода, которое есть его собственный удел, скрытый для него в Торе.

И как же горько следует сокрушаться о наших дурных обычаях: о том, что каждый из нас проводит какую-то часть времени впустую, совершая грех пренебрежения Торой. Для одних в этом грехе проходит вся жизнь; другие же посвящают учебе лишь несколько лет в юности, потом же, когда Вс-вышний награждает их детьми, занятия Торой прекращаются почти полностью. И так они привыкают пренебрегать Торой, что начинает им казаться, что это полностью разрешено, так что даже если у этих людей вдруг появляется какое-то свободное время, которое они могли бы посвятить учебе, они этого не делают. Третьи же хранят себя и от того и от другого и посвящают Торе некоторое время каждый день — но делают это недостаточно усердно, теряя каждый день несколько часов, которые даже не заняты работой. А ведь из сказанного в стихе «…и, как клад, будешь искать ее» следовало бы сделать вывод о том, что клады ищут до тех пор, пока не найдут их все. Как в нашей притче: если бы сыновья нашли только девять кошельков, о которых сообщил им отец, — разве сказали бы они: «Ну хорошо, у нас есть уже девять тысяч серебряных рублей, и этого нам хватит»?! Нет, они продолжат поиски, пока не найдут и десятый кошель. А не поступят они так — все посчитают их дураками, оставившими деньги в земле навсегда.

Так же нужно относиться и к Торе: человек должен изучать ее все дни своей жизни, отпущенные ему, и каждый день должен посвящать ей все часы, которые сможет; и лишь тогда он найдет все те клады, которые скрыл для него Б-г в Своей Торе. Об этом говорит Писание в книге Когелет: «Наслаждайся жизнью с женой (имеется в виду Тора), которую любишь, все дни твоей суетной жизни, которую даровал Он тебе под солнцем, ибо она есть твой удел в жизни». Если же человек не сделает этого, а позволит часам и дням своей жизни пропадать зря, не заполнив их Торой, окажется, что он сам оставил клад лежать во прахе земли (другими словами, та способность к постижению, которой наградил его Б-г благословенный, осталась невостребованной, не реализовалась в мире, оставшись лишь в его мозгу — а мозг в конце концов превратится в прах). И вечно будут считать его глупцом, выбросившим подарок, данный ему в Торе Б-гом благословенным. Разве не сказано в Талмуде (Хагига, 3): «Кто считается сумасшедшим? Тот, кто выбрасывает данное ему»?

Шем Олам, 13


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше