Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Изучение Торы
Надо человеку бережно относиться к Б-жественной Торе: ведь она помогает ему по-настоящему наделить свою душу святостью свитка Торы*.
Шем Олам, 5
Но человек, желающий, чтобы его душа получила святость свитка Торы, должен, по-видимому, изучать ее так же, как сойфер (писец. — Прим. пер.) пишет свиток (то есть делать это во имя святости Торы, а не из других соображений), — и тогда грозная святость наполнит каждый отрывок, каждое слово и каждую букву. Изучая Тору, человек должен все время помнить о том, что это — Б-жественная Тора, дарованная Творцом вселенной; изучать же ее следует «во имя нее самой», то есть с целью исполнить желание Б-га, захотевшего, чтобы мы знали Тору. Если он станет так поступать, озарит сияние святости Торы те слова и буквы, что отпечатались в его мозгу. (И на практике достаточно вспомнить об этом, лишь начиная сегодняшнее учение, — точно так же, как сойфер должен вспомнить, что пишет свиток во имя его, лишь приступая к сегодняшнему письму.)
Предыдущее рассуждение позволяет сделать еще один вывод. Как есть разница между пергаментом, на котором написаны лишь некоторые отрывки из Торы, и полным свитком, святость которого во много раз больше, так же есть разница между человеком, который выучил лишь какие-то темы из Торы, и человеком, изучившим ее всю: в последнем случае душа его поистине заслуживает названия «свиток Торы».
Теперь же восхитительно понятным становится высказывание из Тана дбей Элиягу: «В будущем воссядет Святой, благословен Он, в Своем великом доме учения в Иерусалиме, и перед Ним рассядутся все праведники мира, и каждому из них будет даровано сияние лика соответственно той Торе, которую он учил» (см. продолжение в первоисточнике. — Прим. сост.). Сказанное выше дает понять, что все, изученное человеком в этом мире, отпечатывается в его душе, этот отпечаток и есть та заслуга, за которую он удостаивается доли в будущем мире. (И слышал я удивительно красивую историю, передаваемую от имени великого мудреца, светоча изгнания, учителя нашего реб Хаима благословенной памяти. Рассказывают, что в его городе жил один простой человек, прекрасно знающий Талмуд, и реб Хаим всегда выказывал уважение к нему, вставая перед ним; ученики же его удивлялись тому. И сказал он им так красиво, как всегда умел: «Разве Талмуд судилковского издания — уже не Талмуд? Конечно, амстердамское издание, которое тщательно проверили и устранили все ошибки, лучше этого, однако и то и другое — Талмуд. Так же и с этим человеком: у него в душе есть Талмуд. И пусть в него вкрались ошибки — тем не менее это Талмуд».) И если человек, пока он еще в этом мире, не постарается восполнить все пропуски — вечно будет недоставать в его Талмуде тех трактатов и тех разделов, которые он не изучил.
И как замечательно, что я смог услышать от одного большого раввина возвышенную притчу, иллюстрирующую все это. Вот что она говорит.
Один знатный человек зимой отправился в путь. Стоял страшный мороз, и он совсем уже изнемог. И вот, собрав последние силы, глубокой ночью он все же добрался до постоялого двора. Там все давно спали. Он разбудил слугу и попросил поставить самовар. «Нету у нас», — сказал тот. «Но может быть, есть хоть что-нибудь горячее?» — спросил несчастный путник. Слуга полез в печь и действительно нашел какую-то горячую еду. Тогда путник попросил его пойти и поискать еще немного молока, чтобы сдобрить еду. Слуга нашел и молоко, и еда с ним оказалась очень вкусной. И радовался путник необычайной радостью, ибо стоило ему поесть горячего, как силы вернулись к нему. И смотрите: как прекрасно, что в этом доме нашлась горячая еда! Ведь не окажись ее, чем помогло бы ему холодное молоко?
Совершенно то же самое имеет место в нашем случае. Всем известно, что в будущем Б-г милосердный привнесет в этот мир мудрость и способность к пониманию. Поэтому, хотя в наше время разум слишком слаб для того, чтобы постичь все законы Торы в точности, тем не менее, если сейчас человек успеет запасти для себя (то есть изучить. — Прим. пер.) какой-нибудь трактат Талмуда, а тем более весь Талмуд целиком, — в будущем, когда дух Б-га проявится в мире, окажется, что все мы понимаем изученную нами Тору гораздо полнее и глубже, так что можем разглядеть скрытые в ней чудеса. (Будет так, как рассказывается в этой притче: необходимо, чтобы в наличии оказалось хоть какое-нибудь горячее блюдо, а уж приправить его молоком несложно.) А если он сейчас не соберет своих сил, не постарается приобрести знаний в Торе — чем тогда поможет ему мудрость, которую Б-г привнесет в мир? Именно так описывают это дело все мудрецы Израиля — и Рамбам, и Альфаси, и все остальные главы поколений: «В каком случае мудрость и знание объединяются во всех своих проявлениях? Только в том, когда человек сначала изучил Талмуд, запечатлев его в своем мозгу. Без этого чем сможет помочь ему усиление его способности к пониманию?» Это относится к каждому из нас. Когда та особая сила разума, которую в будущем дарует Б-г миру, принесет человеку благо? Только если он уже прежде приобрел хоть какие-то познания в Торе согласно своим силам и умственным способностям. Если же материал, который нужно постичь, не подготовлен, то и мудрость ни к чему. Молоко ведь не сможет сделать более вкусной простую воду; нужно, чтобы в ней было вначале что-то сварено! И в этом же смысле следует понимать стих из книги Дварим, глава «Ки таво…»: И будет, если слушая, выслушаешь. Комментаторы объясняют это удвоение так: «Если слушал ты Тору в этом мире — удостоишься услышать ее в мире будущем из уст Святого, благословен Он». И Мидраш говорит так: «Сказал рабби Иона, говорящий от имени рабби Леви, который говорил от имени рабби Абы: “Тору вообще не нужно было даровать Израилю в этом мире. Почему? Потому что в будущем мире все равно все мы будем изучать ее из уст Святого, благословен Он. Почему же она была дарована в этом мире? Чтобы в будущем, когда Святой, благословен Он, станет преподавать нам Тору, мы смогли понять, о каком отрывке идет речь. Поэтому и получается так, что, если слышал он Тору в этом мире, удостоится услышать ее и в мире будущем из уст Святого, благословен Он”.»
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.