Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Богатство, Война, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Изучение Торы
И Писание криком кричит: «Жену достойную кто найдет», то есть: кто же сможет постичь всю глубину мудрости их (слов Торы. — Прим. пер.), как они есть? И продолжает Писание: «Полагается на нее сердце мужа ее (вот что это значит: тот, кто изучает ее постоянно, кто привязал себя к ней так, как должно, может полагаться на то, что в заслугу ее с небес проявят к нему милосердие всегда, когда он будет в нем нуждаться), и добыча не оскудеет». Здесь речь идет вот о чем: когда двое противников воюют, обычно победитель забирает в качестве добычи все имущество побежденного. И когда это хорошо? В том случае, если победители были малы числом, а проигравшие — чрезвычайно многочисленны. Тогда добыча велика, и на каждого победителя приходится очень большая доля. И совершенно наоборот обстоят дела, если проигравшие были более малочисленны или даже равны числом победителям — тогда на долю каждого придется лишь немного добра. Именно про это говорит Писание: пусть тебе не кажется, что радость Торы, приходящая к изучающему ее, когда он, погрузившись в ее глубины, находит в ней неизвестную ранее мудрость, — эта радость велика лишь тогда, когда изучающих немного; если же их становится больше, то на долю каждого мудреца почти не остается открытий. На самом деле это совсем не так: «добыча ее не оскудеет»! Даже если бы изучали Тору все евреи, посвящая этому все дни своей жизни, — в ней содержится такое множество различных оттенков мудрости, что хватит на каждого и каждый сможет получить свой удел в Торе: тот в Писании, этот — в Мишне, третий — в Толкованиях, четвертый же — в Законах. (Именно об этом мы все просим в наших молитвах, когда говорим: «И дай нам наш удел в Торе Твоей». А то, что столько евреев остаются неучеными, так это потому, что их родители не водили их к преподавателям, или потому, что они сами ни под каким видом на это не соглашались.) И посмотри: все ведь знают (об этом говорится в святых книгах и повторяется в стихотворных гимнах), что Вс-вышний намеревался дать Тору первому человеку, Адаму, уже в райском саду, и помешал этому только его грех. И в другом месте мудрецы Талмуда высказались совершенно ясно, что, если бы первый человек не согрешил, он жил бы все время, пока существует мир, то есть шесть тысяч лет (наши мудрецы говорят: «Шесть тысяч лет будет существовать мир»), А ведь если бы это было так, к нашему времени в мире было бы во много тысяч раз больше людей, чем сейчас: ведь они жили бы вечно. И занимались бы все эти люди в первую очередь, несомненно, Торой; ведь сказано: «Человек для труда рожден», и объясняют мудрецы Талмуда: «Речь идет о труде изучения Торы». А все это означает, что Тора была приготовлена для передачи человеку с самого момента сотворения мира (и Притчи говорят о том же самом: «При создании небес — там я»), и мудрости ее хватает на всех людей и на все шесть тысяч лет существования мира.
Шем Олам, 10
С любезного разрешения издательства Гешарим
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.