Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Награда и наказание, Предназначение, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Изучение Торы, Небесный суд
О человеке, бедном Торой и заповедями, так сказали мудрецы Талмуда: «Если уж этого у него нет — что у него есть?!» И даже если немного Торы и добрых дел скопил он себе — пусть обдумает свою жизнь беспристрастно, наедине с собой, тогда поймет, что не сделал он и половины, и трети из того, что мог бы, исходя из мудрости, которую заложил Святой, благословен Он, в душу его.
Шмират Га-Лашон, 2, 14
И в наших святых книгах это иллюстрируется очень поучительной притчей (она встречается в книге Зихру Торат Моше). Это притча об одном богаче, который послал двух своих слуг в далекую страну, чтобы купили они для него драгоценностей. Дал он на эти цели одному тысячу золотых, а другому — только сто. И случилось так, что оба в дороге растратили деньги на ерунду, так что у кого была тысяча — осталось двести, а получивший сто сохранил только сорок. Однажды они поругались, и в запале первый, у которого раньше была тысяча, крикнул второму: «Да как ты можешь вообще сравнивать себя со мной! Ты же нищий, у тебя нет и четверти того, что у меня!» При их ссоре присутствовал свидетель. Услышав эти слова, он воскликнул: «Дурак, чем тут гордиться? Будто бы все мы не знаем, что деньги-то не твои, что ты должен купить на них товаров для вашего хозяина! Так что на самом деле ты куда больший бедняк, чем второй: он-то должен хозяину лишь шестьдесят золотых, которые по глупости своей прокутил, а ты — целых восемьсот, на которые накупил всякой дребедени. Как ты, интересно, отчитаешься перед хозяином в этой сумме? Не покроет ли твое лицо стыд и позор гораздо больший, чем твоего товарища, которого обижаешь ты, попрекая бедностью?»
Точно так же обстоит дело и в нашем случае. Ведь все мы — посланники Милосердного из вышнего мира в этот, и каждый из нас получил поручение исправить свою душу и очистить ее в меру своей мудрости, и долг наш тем больше, чем больше наше преимущество в мудрости перед другими. Ведь мудрость наша принадлежит не нам, она дана нам для исполнения нашей задачи. И каждому следует задуматься о том, сколько дней, сколько лет потратил он впустую, без изучения Торы: ведь он будет в ответе за все — придется ему дать отчет за каждый день своей жизни, рассказав, на что он потрачен.
Что говорится в книге «Гранатовый сад», написанной рабби Моше Кордоверо, в разделе «Дворцы», 2: «…Выше же — один из четырех ангелов-Хайот, именем Йофиэль, владыка Торы, и в руке его — все ключи мудрости. И когда душа возносится ввысь и достигает вышнего мира, владыка допрашивает ее о мудрости, которую она изучила в этом мире; и по усердию, с которым занималась она Торой, стремясь к постижению ее, будет и награда. Если же она могла глубже изучать Тору, но не сделала этого, сбрасывают ее вниз, к подножию дворца, в стыде и позоре. И когда ангелы-серафимы, что ниже Хайот, вздымают крылья и касаются ими друг друга — сжигают они душу эту, горит она и не сгорает (…). И хоть и есть у нее заслуга добрых дел, наказывают ее так каждый день за то, что она не занималась Торой как подобало». И все дни своей жизни станет разумный человек помнить об этом, не забывая сказанного в Тана дбей Элиягу: «Следует человеку хорошенько запомнить все, что он выучил, чтобы не постиг его позор и стыд в день Суда, когда скажут ему: “Теперь встань и разложи перед нами Писание, которое ты прочел; а затем разложи Учение, которое ты выучил”».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»