Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Моше должен был отомстить мидьянитам. В отличие от других народов, Мидьян жаждал духовной гибели евреев.

2. МОШЕ СКАЗАЛ. Здесь, однако, мы имеем дело с новым заявлением. Оно открывает сферу, которую мы назвали «добровольным» (самоограничивающим) законодательством. Законы, относящиеся к этим самоограничивающим обязательствам, даны здесь, так сказать, в форме приложения к действительным законам, соблюдение которых в теории и на практике составляет основу для добровольно принимаемых обязательств. Цель приводимых далее предписаний состоит в том, чтобы позволить отдельным людям, общинам и всему народу установить для себя постоянные нормы, которые гарантируют преданное соблюдение основного корпуса Закона. Таким образом, не без основания эта глава в Законе в особенности адресована князьям, которые многозначительно описаны здесь как «главы колен». Мы уже отмечали в главе 30, как слово מטה(дословно «посох» или «жезл») определяет каждое колено как «ветвь» большего целого, причем каждая ветвь, благодаря своим уникальным свойствам, работает на выполнение общей для всего народа миссии. Задача ראשי המטות (глав колен) состояла в том, чтобы направлять и сохранять обычаи и традиции, вытекающие из индивидуальных особенностей каждой «ветви», и смотреть за тем, чтобы общие для всех их законы, деятельность и устремления, сохранялись в виде, способствующем выполнению народной миссии в целом. Одно из необходимейших средств достижения этой цели — развития всей нации как целого и каждой отдельной формы общественной жизни в этом направлении — признание того, что все самоограничивающие обязательства, о которых говорят следующие ниже законы, имеют обязательную силу. (Сравните ст.3: «Он не должен оставлять свое слово неисполненным»). Такие клятвы должны считаться нерушимыми. В то же время на глав колен возлагается задача отменять, если возникнет необходимость, такие обеты со всей решительностью. Эти люди действуют как семейные советники и духовные наставники, вышедшие из среды самого народа. И также по этой причине законы об обетах адресованы в первую очередь ראשי המטות .

Глава 31

1. Ранее в тексте уже объяснялось (Бемидбар 25:16—17), что необходимо будет сокрушить силу Мидьяна, чтобы сохранить нравственную и духовную цельность еврейского народа, поскольку мидьянитяне не прекращали своих попыток совратить Израиль. И вот приходит повеление начать войну против мидьянитян.

2. СОВЕРШИ ВОЗМЕЗДИЕ. Моше было приказано передать народу Б-жественный Закон, основанный на целомудрии и преданности Б-гу. Ныне, перед смертью, Моше было приказано нанести удар по мидьянитянам, чтобы защитить эти два главных столпа его миссии, чтобы оберечь свой народ от влияния безнравственности и идолопоклонства… Цель этой войны состоит не в том, чтобы отомстить врагу или сокрушить его, а в том, чтобы «превознести сынов Израиля над мидьянитянами», чтобы осуществить духовное и нравственное освобождение Израиля от мидьянских интриг.

3. МОШЕ СКАЗАЛ НАРОДУ. «Народу», а не лидерам, поскольку защита духовной и нравственной чистоты Израиля должна была исходить от людей самих. То, что эта война должна была вестись против Мидьяна, а не против Моава (который стремился ослабить Израиль физически, но не стремился к его нравственному и духовному уничтожению), должно было заставить людей вдвойне осознать нравственный и духовный мотив кампании. Подлинным врагом Израиля является не тот, кто стремится к его физическому уничтожению, а тот, кто помышляет о его нравственной и духовной гибели… Любое нарушение нравственной и духовной целостности Израиля отвращает людей от Б-га. Вот почему ныне Он Сам посылает их произвести Его отмщение Мидьяну. Развращая другие народы, Мидьян совершил тягчайшее преступление и потерял поэтому право на существование в качестве народа среди других народов перед Б-гом.

6. МОШЕ ПОСЛАЛ ИХ… И ПИНХАСА. Ни в одном из описаний предшествующих военных кампаний — войн против Сихонש, Ога и эморейцев… не подчеркивается так ясно, как это делается здесь, присутствие коэна наряду с Ковчегом Завета и трубами Святилища. Те, другие войны, будь то оборонительные или завоевательные, велись по материальным соображениям. Эта кампания отличалась тем, что велась ради высочайших нравственных и духовных целей. И поэтому присутствие коэна рядом со Скрижалями Закона и трубами Святилища, которыми призывали Б-жественную помощь, было вполне уместным…

Глава 32

5. ОНИ СКАЗАЛИ. Повторение этого формального вступления указывает на то, что сыновья Гада и сыновья Реувена продолжают свою речь после паузы. Это показывает, что сами они вовсе не были уверены в том, как будет принято их предложение. Они нуждались в паузе, чтобы успокоиться и продолжить изложение.

16. МЫ ХОТИМ ВЫСТРОИТЬ ЗАГОНЫ ДЛЯ НАШИХ СТАД. Наши Мудрецы указывают (Мидраш раба), что порядок, в котором сыновья Гада и Реувена излагают свое предложение, говорит о первостепенном значении, придаваемом ими собственности. Их скот значит для них больше, чем их дети; отсюда, они сначала упоминают «загоны для наших стад» и лишь после «города для наших детей». Если бы они не считали свой домашний скот важнее своего потомства, они, конечно, подумали бы дважды, хотя бы ради своих детей, прежде чем рисковать своим духовным контактом с остальной частью народа и Святилищем, обосновываясь так далеко от своих братьев единственно ради хороших пастбищ. В своем ответе (стих 24) Моше ставит на первое место заботу о детях, и просители, очевидно, обращают на это внимание, так как, подводя итоги, тоже упоминают детей и женщин перед домашними животными. Кроме того, как далее комментируют наши Мудрецы, переоценка ими материального богатства привела к тому, что, хотя колена Реувена и Гада востребовали и заняли свои земли прежде всех остальных, они первыми лишились своего имущества и своей родины. Их увели в изгнание ассирийские цари Пул и Тиглат-пилнэсер (ן Диврей аямим 5:26).

32. А НАДЕЛ ПО ЭТУ СТОРОНУ ИОРДАНА БУДЕТ С НАМИ. Это, вероятно, означает: захват нами наследства на этой стороне Иордана пересечет реку вместе с нами, то есть мы не можем официально овладеть этой землей, пока мы еще здесь, на этой стороне Иордана. Лишь благодаря тому, что мы совершим на другой стороне Иордана, мы овладеем той землей, о которой просили на этой стороне реки.

МАСЭЙ

Глава 34

1—2. Можно многими способами объяснить это перечисление переходов и стоянок сынов Израиля во время их скитаний по пустыне. Сдается, что эти переходы и стоянки ассоциировались с целой цепью событий и личных переживаний, стоивших того, чтобы их помнили родичи, соплеменники и потомки тех, на кого эти события непосредственно повлияли, но которым не нашлось места в этой книге, где записана история нации как целого. Память об этих событиях предполагалось поэтому сохранять устно, и перечисление тех мест, где сыны Израиля останавливались на отдых и откуда они продвигались дальше, должно было служить подспорьем памяти в устных рассказах о связанных с этими местами событиях. Можно лишь догадываться, как много других следов скитаний и стоянок наших праотцев могло быть сохранено в этих пустынных местах для будущего близкого и далекого и какие возможности они предоставляли сыновьям и внукам поколения пустыни для посещения тех мест, где проявились чудесные деяния Б-га. Посещая эти места, будущие поколения могли размышлять там об аутентичности Б-жественного присутствия на земле, столь красноречиво выраженного в истории их предков. Само бесплодие и засушливость этих мест в пустыне, пустыне столь огромной, что даже тот, кто имеет большой опыт караванных переходов, должен тщательно подсчитать дни, чтобы распределить провизию, пустыне, в которой весь народ, по меньшей мере, полтора миллиона душ, жил в течение сорока лет — сам вид этих пустынных мест (как отмечает Рамбам в Морэ нэвухим) является убедительнейшей грамотой, подтверждающей Б-жественную основу становления Израиля как нации. Раши цитирует замечание раби Моше Даршана (комментатора Торы, жившего во Франции в конце X и в начале Xן веков), что из сорока двух переходов, записанных в этом регистре, четырнадцать — от Раамсеса до Ритмы — предшествовали посылке разведчиков, а восемь — от горы Ор до степей Моава — пришлись на сороковой год, после смерти Аарона. Это означает, что лишь двадцать таких переходов имели место в течение тридцати восьми лет после провозглашения указа о сорока годах скитаний в пустыне. Таким образом, ясно, что Б-г в Своем милосердии не осуществил Свой приказ в буквальном смысле слова и не заставил сынов Израиля бродить по пустыне четыре десятилетия, не останавливаясь на отдых. Ибо мы видим, что средняя продолжительность стоянок Израиля составляла около двух лет.

7. И ВОЗВРАТИЛИСЬ. В предшествующих и последующих стихах подлежащим является слово «они». Следовательно, переход в этом стихе к третьему лицу единственного числа, «он», требует пояснения. Возможно, этим хотят показать то единодушное доверие к Б-гу, с которым сыны Израиля, как один человек, подчинились приказу отступить, который, безусловно, должен был казаться им странным?

51. ГОВОРИ. Уже в книге Шмот (34:12 и далее) после восстановления Б-жественного завета, нарушенного грехом золотого тельца и тем, что чуждым элементам успешно удалось сбить народ с правильного пути, сынов Израиля предупредили, что когда они обоснуются в Земле, они не должны будут терпеть в своей среде и даже подле себя языческое население и языческие капища… Здесь, на границе, в виду Земли, еще до того как мы узнаем точные границы Земли, которая будет завоевана ради осуществления Закона и посвящена воплощению Закона, это предостережение повторяется как первое основное условие для владения Израилем этой Землей. Действительно, утверждение Писания (Йеошуа 4:10), что коэны стояли посреди Иордана и держали Ковчег Завета, ожидая, пока Йеошуа не закончил рассказывать людям все то, что Б-г, через Моше, повелел ему сказать им, толкуется в Талмуде (Сота 34ש) в плане предупреждения, сделанного евреям непосредственно перед пересечением Иордана. Там нам сообщают, что в критический момент, когда коэны уже стояли в реке, когда решалось, утонут ли они в водах Иордана или им будет позволено беспрепятственно перейти реку и вступить в Землю, сыны Израиля вновь услышали это предупреждение, и то, позволено ли будет им овладеть землей и удержать ее, полностью зависело от того, прислушаются ли они к этому предостережению или нет.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше