Из цикла «Береги свою речь», темы: Отношения с родственниками, Обида, Лашон ара, Уважение, Личный пример, Зелиг Плискин, Береги свою речь, Критика, Отношения между людьми
Запрещено злословить в адрес родственников: родителей, братьев и сестер, дядей и тетей, кузенов, дедушек и бабушек… Даже если это делается с самыми добрыми намерениями — человек произносит лашон-ара.
Примеры из Торы:
1) Один из двенадцати сыновей Яакова, Йосеф, рассказал отцу о недостатках своих братьях и был за это наказан.
2) Мирьям пожаловалась Аарону на Моше и тоже была наказана, хотя Моше и Аарон — родные братья Мирьям.
В обоих случаях не было намерения принести вред своим ближним. Тем не менее, люди, произнесшие лашон-ара, понесли кару за свои поступки. Заметим, что Моше Рабейну был настолько скромным человеком, что слова сестры не могли его ни задеть, ни обидеть. Но даже если ваши родственники не против, чтобы вы их иногда покритиковали, — воздержитесь от этого!
Эфраим и Яаков — двоюродные братья и большие друзья. Несмотря на это, Эфраим постоянно остро критикует Яакова на людях, оправдывая себя тем, что они очень близки и что Яаков ничего не имеет против его острословия. Тем не менее, он обязан прекратить свою критику при других людях.
Фира и Соня — сестры. У Фиры есть слабость: она любит рассказывать бесконечные вымышленные истории. Соня не имеет права сообщать об этом недостатке сестры своим друзьям.
Марку Борисовичу запрещено жаловаться своей матери на лень жены. Разрешение дается только в том случае, если свекровь, которая пользуется авторитетом в глазах невестки, может исправить положение, побеседовав с ней.
Эллочка Вейцман не имеет права сетовать друзьям на брюзгливость своего свекра.
Категорически запрещено говорить дурное о маленьких детях, если эти слова могут принести им вред или страдания.
Маленький Миша — сирота; его усыновили чужие люди. Если пожаловаться на Мишу его новым родителям, дескать, у него дурное поведение, они призадумаются — стоило ли брать в свою тихую интеллигентную семью такого неугомонного малыша. Такой жалобой можно причинить ребенку непоправимое зло. Но если нами движет благородная цель помочь ему исправиться, надо быть предельно тактичным и осторожным, чтобы вместо пользы не причинить вреда.
Под невеждой понимается такой человек, который не учится. В еврейском мире, где знания Торы котируются очень высоко, считается постыдным быть невеждой и не посвящать изучению Торы хотя бы несколько часов в день. Но даже такого необразованного еврея закон защищает от обид, полученных в результате лашон-ара.
Семен потешается над Рони. Их общий друг Лейб-Арье упрекает его в злословии, т.е. в нарушении запрета не произносить лашон-ара.
«Что ты волнуешься? — говорит ему Семен. — Наш Рони такой невежда, что не в состоянии понять простейших комментариев Раши на Пятикнижие».
Возможно, Семен прав. Но это вовсе не означает, что о Рони дозволено злословить.
Талмид-хахам («мудрый ученик») — это человек, компетентный в еврейском законе и усердно изучающий Тору. Он пользуется в еврейском мире особым уважением. Каждый мальчик хочет стать талмид-хахамом. Каждый отец хочет, чтобы его сын, встав взрослым, проявил себя как талмид-хахам. Любая девушка мечтает выйти замуж за талмид-хахама.
Очень серьезный проступок — злословить о знатоке Торы в его присутствии или с другими людьми за его спиной. В Талмуде говорится, что унизивший знатока Торы лишается места в будущем мире. И еще тяжелее будет грех, если талмид-хахам, о котором злословят, — действующий раввин общины либо глава ешивы. Ведь любой праздный разговор о нем может привести к тому, что он лишится уважения членов общины или учеников.
Существуют два способа ловли рыбы: сетью и крючком. В сеть рыба попадает целиком, за крючок она цепляется ртом. Результат один и тот же: рыба поймана.
Есть люди, подобные рыбе, которая полностью попадает в сети, — они попадают в сеть своих дурных привычек, которые толкают их на разные грехи. Но есть и праведные люди, которые пользуются у окружающих уважением за достойные дела и хорошее отношение к людям. Они учат Тору, разбираются в законах. Единственный их недостаток — легкость, с которой они нарушают запрет на лашон-ара. Но, поскольку они люди заметные, то о ком они могут злословить, кого критиковать? Понятно, что не простых людей, соблюдающих заповеди, однако мало времени посвящающих учебе, — т.к. мало с такими общаются. Нет, они будут обсуждать только равных себе, т.е. выдающихся знатоков Торы и праведников — чтобы критиковать их и высмеивать!
На иврите отступника зовут апикорос. Это человек, отрицающий Б-жественность Торы, положения Письменного либо Устного закона и даже любого отрывка из них. Запрет произносить лашон-ара по отношению к подобным людям неприменим. Напротив, наш долг — высмеивать и позорить еретика в его присутствии или в беседе с другими людьми.
Еврей должен питать ненависть к тем, кто понуждают других не соблюдать Тору. Царь Давид восклицает: «Всевышний, ненавидящих Тебя я ненавижу. С поднявшимися на Тебя воюю. Полной ненавистью ненавижу их, врагами стали мне».
Однако проявите максимальную осторожность: прежде чем высмеивать и позорить человека публично или в частном разговоре, вы должны лично убедиться в том, что он вероотступник. Если до вас просто дошли слухи — нет никакого права унижать его; разве что надо вести себя с ним осторожнее (и предупреждать о том же других). Но если точно установлено, что человек стал на путь отрицания Торы, вы имеете право говорить о нем в уничижительном тоне.
Некий человек не еретик, но достоверно установлено, что он совершает серьезные проступки (например, нарушает запрет на прелюбодеяние). Вы имеете право высмеивать и позорить его, даже если вы не были личным свидетелем совершенных им гнусностей. Но помните, ваши намерения должны быть доброжелательными и конкретными (например, надо предостеречь остальных от общения с ним, чтобы люди не подражали дурному примеру). Если же вы подвергаете грешника унижению ради личной выгоды (допустим, хотите подчеркнуть, как вы благочестивы и совершенны по сравнению с ним) или питаете к нему личную неприязнь (он отказал вам в чем-либо), то вы совершаете грех лашон-ара. Проверьте свои чувства! Что движет вами в действительности?
И еще важное замечание. Можно подвергать осмеянию лишь того, чьи злостные и тяжелые нарушения закона доказаны достоверно. Надо быть крайне осторожным, чтобы не записать своего ближнего в грешники без достаточных на то оснований. Самое лучшее в такой ситуации — посоветоваться с компетентным знатоком закона и обсудить с ним все нюансы.
В нашей разнообразной жизни есть множество сомнительных, щекотливых, двусмысленных и просто сложных ситуаций. Злословие ли это или просто дружеская шутка? Можно ли при таких-то обстоятельствах критиковать человека? Обязательно ли высмеивать такого-то, либо это все-таки лашон-ара?
Для решения любого сомнительного вопроса существует простое правило:
Представьте себе, что вы предстали перед Высшим Судом, где оценивается ваша жизнь, и на чаше весов — случай, вызывающий сомнение. Если Суд постановит, что вам действительно надо было говорить, но вы смолчали, то, по крайней мере, за этот эпизод, вы оправданы (поскольку вы не сделали то, что надо было сделать, однако не нарушили запрета). Но если решение будет таково, что вы должны были молчать, однако заговорили, вы окажетесь в незавидном положении. Вывод: если сомневаетесь, лучшая политика — молчание.
Ожесточенный спор — в самом разгаре. Как его прекратить? Вы имеете полное право резко оборвать зачинщиков, с тем чтобы они прекратили спорить, даже если ваше высказывание содержит лашон-ара. То же самое о ссоре: можно сказать о любом ее участнике лашон-ара,если это поможет прекратить войну между ними. Но во всех случаях надо быть уверенным, что ваши слова достигнут цели, в противном случае надо смолчать.
Назовем условия, когда можно критиковать спорщиков или тех, кто поссорились:
а) Надо лично, а не с чужих слов, знать, что именно этот человек явился инициатором спора. Если нам об этом кто-то сказал, то разглашение информации будет расцениваться как недопустимый лашон-ара.
б) Нами должна руководить полезная и конкретная цель.
в) Если есть возможность пресечь спор другим способом, надо попытаться это сделать, не прибегая к позорящим словам.
«Я видел в синагоге, что Ицкович не молится как положено», — говорит Боря Гречановер. Саша Кантор упрекает его за лашон-ара.
«Но Ицкович часто является зачинщиком споров, поэтому я имею право злословить в его адрес», — парирует его упрек Боря.
На это Саша Кантор замечает с иронией: «Всей моей фантазии не хватает, чтобы понять, как твое последнее высказывание поможет удержать нашего Ицковича от участия в будущих спорах».
И он совершенно прав: критика Бори в адрес Ицковича не имеет конкретной цели.
Спор между Милой и Голдой разгорелся не на шутку. Мила уверяет, будто Голда не вернула взятую на время кастрюлю. Вокруг них во дворе собралась толпа соседок, страсти кипят, все кричат, никто никого не слушает. Кто-то выступает на стороне Милы, кто-то — Голды. Ирочке Дымшиц хорошо известно, что претензии Милы не имеют под собой почвы, но как это доказать? Сначала она пытается убедить совершенно неуправляемую толпу, что они ведут себя недостойно. В конце концов, Ирочке удается доказать, что зачинщицей спора была все же Мила, и люди расходятся по домам.
Ирочка Дымшиц поступила совершенно правильно, поскольку:
а) она сама присутствовала при том, как Мила начала ссору на ровном месте;
б) у нее была благородная цель — остановить скандал;
в) сначала она пыталась просто унять спорящих, не говоря ничего дурного о своей соседке Миле, женщине, в общем-то, незлой; и, лишь когда не удалось остановить ссорящихся, она критически высказалась в ее адрес.
Категорически запрещено говорить дурное о покойниках. Если покойный был знатоком Торы, грех еще тяжелей.
«Всю жизнь он обманывал людей, наконец-то, этому пришел конец», — сказал Цимесс жене, вернувшись с похорон Ташевского. Такое высказывание, безусловно, содержит лашон-ара, и Цимесс не имеет права так говорить.
Как было сказано выше, запрещено высмеивать талмид-хахама. Точно так же запрещены резкие высказывания о том, как талмид-хахам трактует Тору. На это правило кто-то мог бы возразить: «Позвольте, но как же быть с резкими, полными сарказма словами, которыми обменивались мудрецы и которые разбросаны по многим страницам еврейских книг?» Никакого противоречия тут нет: наши мудрецы, выражаясь достаточно нелицеприятно, никогда не намеревались высмеять своих коллег. Резкие слова, сарказм, ирония использовались ими только для того, чтобы предотвратить заблуждения и ошибки. В противном случае, даже если насмешливое высказывание правдиво, оно считается содержащим лашон-ара и поэтому запрещено.
Раввин П. написал комментарий к трактату Талмуда. Предположим, этот комментарий изобилует неточностями. Тем не менее, рабби Ш. запрещено критиковать эту книгу перед человеком, который в любом случае ее не откроет. Однако, если рабби Ш. должен во что бы то ни стало удержать от чтения этой книги своего ученика Арье, поскольку в ней много неисправленных и серьезных ошибок, он может посоветовать ему не изучать книгу рабби П.
Очень важно при этом не приукрашивать недостатки и не преуменьшать достоинства книги.
Категорически запрещено оскорблять, унижать, высмеивать и т.д. других людей даже перед своими ближайшими родственниками: супругом, братом, сестрой, родителями и т.д.
Муж не имеет права непозволительно высказываться о других людях перед женой, а жена перед мужем. Некоторые супруги любят поведать друг другу о событиях дня. В этих беседах надо быть крайне осторожным, чтобы не сказать ничего дурного об окружающих.
Муж имеет право предупредить жену (или наоборот) о нечестности определенных людей, с которыми она намерена вступить в деловые отношения, чтобы предотвратить потери и неприятности. Если муж услышал эту информацию от других, он обязан указать на это: «Я слышал, что… Поэтому будь осторожна с ними».
Рабиновича тяжело оскорбил его босс. Удрученный Рабинович возвращается со службы. Естественно, ему хочется поделиться с женой. Но он ни в коем случае не должен этого делать, т.к., кроме того что он совершит грех лашон-ара, его информация может еще и вызвать спор: «Я тебе говорила…», «Ты сам виноват, всегда вступаешь в разговоры на работе…» и т.д. Молчать ему будет нелегко, но молчать необходимо.
Полине Вайс запрещено рассказывать мужу, что их соседка с третьего этажа, Лиза Кац, отказала ей в простейшей просьбе купить для нее молока.
Категорически запрещено говорить кому-то колкости и обидные слова о его родителях, братьях, сестрах, супругах, детях и других родственниках. Даже если мы хотим, чтобы человек, выслушав нас, упрекнул в чем-то своего родственника, все равно нам нельзя этого делать.
Однако, если мы сделали человеку какое-то серьезное замечание, а он и в ус не дует, т.е. не обращает на наши слова никакого внимания, а мы уверены, что кто-то из его родни может на него положительно повлиять, — разрешено поговорить с этим авторитетным родственником.
В Торе приведен такой пример. Йосеф, сын Яакова, пожаловался отцу на братьев, чтобы отец сделал им выговор и повлиял бы на их, недопустимое с его точки зрения, поведение. Тем не менее, он был наказан. За что? За то, что, прежде чем поговорить с отцом, не попытался повлиять на братьев.
Исай Кречман имеет право рассказать бабушке и дедушке маленького Вени о том, что тот связался с дурной дворовой компанией, если он уже попытался предостеречь Веню, но тот не стал его слушать, — поскольку бабушка и дедушка имеют на внука несомненное влияние и он прислушивается к их словам.
Двора не может пожаловаться матери на дурное поведение сестры, до того как она сама попытается урезонить ее, а та не обратит на ее упреки внимания (или же она заранее абсолютно уверена, что ее слова не окажут на сестру никакого влияния).
Категорически запрещено дурно говорить о еврее в присутствии нееврея. Такой рассказчик совершает двойной грех — произнесение лашон-ара и осквернение имени Всевышнего, — чем может принести еврею большой вред. Нееврей может поверить рассказу, опубликовать или устно распространить сказанное, что может стать причиной больших потерь и страданий.
Еще большее преступление — доносить нееврею на еврея. Доносчик — считается одним из самых больших преступников. В еврейской среде его относят к той же категории, что и еретика (апикороса).
Рассказывают такую историю про Виленского Гаона. Он часто путешествовал. Как-то раз ехал в повозке, которой управлял кучер-еврей. Вдруг конь, сойдя с дороги, понесся по полю, принадлежавшему польскому графу. Сцену увидел арендатор графа. Он бросился к остановившейся повозке и свирепо накинулся на Гаона с кулаками.
Впоследствии Гаон рассказывал об этом случае своему ученику, рабби Хаиму из Воложина: «Моим первым побуждением было указать на кучера, ведь это он не смог справиться с лошадью. Но пришлось сдержаться от искушения, чтобы не стать доносчиком. Ни мое знание Торы, ни соблюдение заповедей, — ничто не спасло бы меня от жестокого наказания за тяжкий грех — донести нееврею на еврея».
Оскорблять людей запрещено, даже если оскорбления прячутся под маской остроты, правдолюбия, шутки или дружеской нотации. Остроты действуют страшнее нотаций, т.к. слушатели, смеясь над объектом колкого замечания, смущают его еще сильнее. Кстати, те, кто смеются над подобными остротами, являются соучастниками преступления и несут за это наказание.
Примеры «невинных» оскорблений:
«Только полный дурак мог так поступить»;
«Ты ловкий, как бегемот»;
«Ах, какую (с сарказмом) прекрасную лекцию нам только что прочли».
Слушать дурные слова о любом еврее, а также верить им — запрещено. Исключения из правила: еретики, доносчики и закоренелые грешники.
Допустим, кто-то из членов нашей семьи злословит о ком-то третьем. Мы обязаны в мягкой форме, но достаточно убедительно упрекнуть его, разъяснив, что так поступать нельзя. При этом необходимо, чтобы мы сами не произносили никогда ничего, содержащего лашон-ара. Разъясняя людям законы Торы, нужно самим их соблюдать. Без личного примера нет учителя.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»