Из цикла «Так скажи дому Яакова», темы: Женщина, Йом тов, Еда, Дов Айзенберг, Варка
Хотя многие Диним Шабата и Йом Това одинаковы, есть определенные Мелахот (виды работ), которые в Йом Тов разрешены. Согласно общему правилу, разрешены те работы, которые связаны с приготовлением еды. Разрешено варить и печь (включая замешивание и взбивание теста), натирать и просеивать измененным образом, как будет объяснено дальше в деталях. Но, с другой стороны, любой сбор урожая или жатва, включая срывание фруктов с дерева или куста и даже выжимание сока, запрещены так же, как и в Шабат.
Однако, хотя варить и печь разрешено, тем не менее всю пищу, которую можно приготовить перед Йом Товом при условии, что она не станет хуже, потеряв во вкусе, запахе или в любом другом качестве, следует приготовить перед Йом Товом. Если этого не сделали из-за отсутствия времени или по какой-либо другой причине, можно приготовить эту еду в Йом Тов, но с БеШинуй (с изменением), т.е. способом, чем-то отличающимся от обычного. Например, если некоторую еду готовят, как правило, прямо на столе, то в Йом Тов следует постелить скатерть и делать все на ней. Но если приготовить еду заблаговременно невозможно (например, нет одного из необходимых ингредиентов), то Шинуй в Йом Тов не требуется.
Существуют различные мнения относительно того, правильно ли сознательно откладывать приготовление такой еды, которую можно сделать перед Йом Товом, намереваясь приготовить ее в Йом Тов с изменением. Некоторые Поским разрешают это, в то время как другие возражают против такой практики. Но если хозяйка, как это часто случается, не успевает закончить все приготовления перед Йом Товом, она может сделать все оставшееся в Йом Тов измененным способом.
Поскольку зажигать спички в Йом Тов не разрешается, следует позаботиться, чтобы в доме горел постоянный огонь, от которого можно будет зажечь все остальные огни (включая и свечи для Шабата или Йом Това в последующие вечера). Огонь запальника плиты или водогрея может быть использован для этой цели. Там, где возможно, новый огонь следует зажигать непосредственно от уже горящего. Если это неосуществимо, используют какой-то промежуточный предмет (например, спичку), чтобы зажечь его от горящего огня, а потом им зажечь новый огонь. Следует быть внимательным и не погасить спичку после ее использования, а аккуратно положить ее в такое место, где она сможет догореть сама.
Величина пламени может быть, если это необходимо, увеличена путем увеличения струи газа. Согласно некоторым авторитетам, также разрешается уменьшить пламя, чтобы пища не сгорела и не испортилась, но не для того, чтобы просто сохранить газ. Но многие другие Поским запрещают это, считая, что если нужно пламя поменьше, то надо зажечь новую горелку с этим маленьким пламенем; если это только не является невозможным (например, когда нет уже незажженных горелок), а меньшее пламя существенно необходимо. Многие хозяйки оставляют на весь Йом Тов одну горелку с маленьким пламенем и одну — с большим и переставляют кастрюли или сковороды с одной на другую, как им требуется. Электрические плиты нельзя регулировать в Йом Тов ни в сторону увеличения, ни наоборот.
Разрешается натирать хрен, картофель, сыр, капусту и т.п., но БеШинуй, например, натирая прямо на стол или скатерть. Но хлеб или Мацу натирают обычным способом.
В отличие от Шабата любую еду можно нарезать или порубить на очень мелкие кусочки. Мельницу для кофе или перца использовать нельзя. Мясо следует промолоть перед Йом Товом, но если это не сделали, можно промолоть в Йом Тов с изменением.
Не следует отмерять муку, сахар или другие продукты с помощью мерной ложки, мерного стакана и т.п., если только для приготовления блюда не является существенным точное измерение ингредиентов. Но, тем не менее, заранее измеренную посуду можно использовать для того, чтобы отмерить приблизительное, но не точное, количество. Муку следует просеять перед Йом Товом.
Относительно отделения Халы в Йом Тов смотри отдельную главу, посвященную отделению Халы.
Можно испечь или сварить какое-то блюдо, даже когда подобное блюдо уже есть под рукой (или в холодильнике), но свежеприготовленное предпочтительней.
Разрешается зашить или завязать фаршированную курицу, индейку, шейку и т.п., если нитка нужной длины была отрезана и вдета в иголку перед Йом Товом. И если нитка выпала из ушка иголки в Йом Тов, то ее можно снова вдеть. Хотя излишек нитки можно отрезать, все же принято его сжигать.
Разрешается согреть воду или использовать воду, согретую при приготовлении еды, чтобы помыть посуду, лицо или руки.
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»