Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Молитва Амида, Кицур шульхан арух, Суббота, Мусаф, Кидуш, Раби Шломо Ганцфрид, Молитва, Йом тов
1. Принято читать вечернюю молитву раньше, чем в будни, и это правильно, поскольку следует принимать на себя Шаббат как можно раньше; только следует молиться после Плаг Минха. И также те, у кого принято в будни читать вечернюю молитву строго вовремя, то есть с выходом звезд, могут в Шаббат молиться раньше. И даже если в будни иногда молятся Минху в то время, когда сейчас, в Шаббат, читают вечернюю молитву — для Субботней вечерней молитвы это не страшно, поскольку, молясь вечерней молитвой раньше, человек выполняет заповедь: добавляет от будничного к святому1.
2. Благословение «Дай нам с миром отойти ко сну…» не завершают, как в будни, словами: «…хранящий народ свой, Израиль, вечно», поскольку это благословение относится ко всему еврейскому народу целиком, а весь еврейский народ целиком не нуждается в охране в Шаббат, поскольку сам Шаббат защищает нас. Вместо этого говорят: «…раскинь же над нами…» и завершают словами: «Благословен Ты, Г-сподь, раскидывающий…».
Если молящийся ошибся и завершил благословение как в будни, то, если он вспомнил сразу после того, как произнес слово «вечно», пусть немедленно скажет: «…раскидывающий шатер…». Но, если он не вспомнил в течение времени, необходимого для произнесения фразы (2—3 сек), он не должен добавлять этот отрывок.
3. Есть обычай говорить в вечерней «Шмонэ Эсрэ»: «…ве-янухуба…» («…и обретет покой в ней…», т.е. к Шаббату обращаются в женском роде), в утренней «Шмонэ Эсрэ» и в Мусафе: «…ве-янухубо…» («…и обретет покой в нем…», т.е. в мужском роде), а в Минху говорят: «…Субботы святые Свои…»2 и «…ве-янухубам…» (то есть во множественном числе мужского рода).
4. После «Шмонэ Эсрэ» шепотом в вечерней молитве в Шаббат вся община вместе произносит: «И завершены были…». И необходимо произнести этот отрывок стоя, поскольку этим отрывком мы свидетельствуем в пользу Святого, благословен Он, о семи днях творения, а свидетельствовать необходимо стоя.
5. После этого хазан произносит «одно благословение, в котором все семь», то есть: «Благословен Ты. Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших (…) защищавший праотцев словом(…) Б-г наш и Б-г отцов наших…», и завершает словами: «Благословен Ты, Г-сподь, освящающий Субботу». И молящимся следует стоять, пока хазан произносит это благословение , и слушать внимательно. И есть обычай произносить вместе с хазаном отрывок от: «Защищавший праотцев словом…» до слов «…память о сотворении мира»3, но не дальше.
6. Это благословение произносят во все Шаббаты всего года, даже когда Шаббат выпадает на Йом-Тов или на исход Йом-Тов. Но если первый Йом-Тов праздника Песах выпал на Шаббат, этого благословения не произносят.
7. Это благословение произносят только в постоянно собирающемся миньяне; но в тех местах, где десять человек собираются лишь случайно, как, скажем, в доме молодого мужа или в доме соблюдающего траур, этого благословения не произносят. А если в этом месте решено молиться в миньяне4 несколько недель подряд5, как, скажем, на ярмарках, его следует произносить.
8. В нашей стране есть обычай, согласно которому хазан делает Киддуш в синагоге в ночи Шаббат и Йом-Тов (кроме двух первых ночей Песаха); и, поскольку он сам этим Киддушем еще не выполняет заповедь сделать Киддуш самому, а есть и пить до Киддуша запрещено, — чтобы произнесенное им благословение на вино не было напрасным, дают выпить это вино ребенку, который понимает суть происходящего; этот ребенок должен выслушать от хазана благословение, и тогда оно засчитается ему как его собственное, и окажется, что хазан благословил не напрасно (поскольку разрешается накормить ребенка до Киддуша, как будет разъяснено ниже, глава 165, с Б-жьей помощью). А если в синагоге нет ребенка, то пусть хазан, произносящий Киддуш, или другой человек имеет в виду выполнить сейчас заповедь сделать Киддуш, и прослушав Киддуш, выпьет ревиит вина, чтобы иметь право произнести завершающее благословение; и тем не менее этот человек имеет право потом сделать Киддуш дома, чтобы его жена и дети также выполнили заповедь слушать Киддуш, если они не могут произнести его самостоятельно5*.
Почему мы сказали, что в данном случае произнесший Киддуш в синагоге выполнил заповедь сделать Киддуш, хотя есть правило, говорящее, что Киддуш можно сделать только перед трапезой? Потому что в этой тяжелой ситуации мы полагаемся на мнение некоторых мудрецов, полагающих, что выпитый ревиит вина может уже считаться трапезой.
И лучше выпить ревиит и еще млолугмав (т.е. столько, сколько вмещается во рту — перев.), то есть млолугмав для Киддуша и еще ревиит для трапезы.
9. Есть обычай прочесть главу «Что зажигают…» (глава из Мишны, трактат Шаббат — перев.), и эту главу не читают, если Йом-Тов6 выпал на Шаббат и если Йом-Тов выпал на канун Шаббата, и не в Шаббат, выпавший на Холь а-Моэд.
10. Есть обычай в Шаббат не приходить в синагогу так рано, как в будни, поскольку сон также относится к наслаждениям Шаббата. И основание этого обычая — в Торе, где про будничную постоянную жертву сказано: «Утром», а про Субботнюю — «в день Субботний», то есть позже7. Но, тем не менее, следует остерегаться пропустить время чтения «Шма» и «Шмонэ Эсрэ».
11. Время чтения молитвы Мусаф — сразу после утренней молитвы, и не следует откладывать ее на конец седьмого часа и далее. Если человек молился Мусаф после этого времени, он называется «преступившим», но обязанность читать Мусаф считается им выполненной, поскольку время чтения Мусаф — весь день.
12. Если человек должен сейчас читать две разных молитвы: Мусаф и Минху, как, например, в случае, когда он не прочел Мусаф до шести с половиной часов, — он должен молиться сначала Минху, а потом Мусаф8, поскольку Минха читается чаще, а в Талмуде есть правило: если можно выполнить одновременно две заповеди, более частую и более редкую — выполняется сначала более частая.
Но, тем не менее, молящимся в общине не следует так поступать.
13. В Кдуше молитвы Мусаф, когда произносят: «Слушай, Израиль: Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь один», и сразу после этого община произносит: «Один Он — наш Б-г, Он — наш отец…» — это неправильно, поскольку нельзя произносить слово «один» два раза подряд; следует же сказать: «…Г-сподь один, Он — наш Б-г, Он — наш отец…». Но хазан, который не начинает: «Он — наш Б-г…», пока община не договорит, может начать со слова «Один», поскольку после стиха: «Слушай, Израиль…» он сделал перерыв9.
14. В Минху перед чтением Торы произносят: «А моя молитва к Тебе, Г-сподь…». Это связано с комментарием учителей наших благословенной памяти на стих: «Пусть разговаривают со Мной сидящие в присутственных местах и поют напившиеся опьяняющего напитка», — и сразу после этого сказано: «А молитва моя к Тебе, Г-сподь…». Сказал царь Давид Святому, благословен Он: «Властелин мира! Этот народ не похож на другие народы мира. Все остальные народы, напившись, идут хулиганить; мы же не так поступаем: несмотря на то, что мы выпили — “А молитва моя к Тебе, Г-сподь…”.»
Поэтому произносят этот стих перед чтением Торы, чтобы поблагодарить нашего Создателя, давшего нам в удел не то же, что другим народам, так что даже самые презренные из нас приходят слушать чтение Торы.
В Йом-Тов, выпавший не на Шаббат, в Минху не читают Тору и не произносят этого отрывка, но в Шаббат, даже если у общину нет свитка Торы для чтения, этот отрывок все равно произносят. Но в этом случае его произносят перед Хаци Кадиш, чтобы не делать перерыва между Хаци Кадиш и «Шмонэ Эсрэ».
15. После повторения хазаном «Шмонэ Эсрэ» есть обычай произносить отрывок: «Справедливость Твоя — вечна…». Это три стиха, представляющие собой как бы поминание трех праведников, скончавшихся в это время: Йосефа, Моше и Давида. А если Шаббат выпал на такой день, что, если бы он был будним, в этот день не говорили бы Таханун — в этот Шаббат не произносят: «Справедливость Твоя…». Но, если миньян молится в доме соблюдающего траур, этот отрывок произносят, поскольку, если его не произнесут, это будет публичным знаком траура, а публичные знаки траура в Шаббат запрещены10.
16. Если в Шаббат или Йом-Тов молящийся ошибся и начал читать серединные благословения из будничной «Шмонэ Эсрэ», и в середине одного из благословений спохватился, он должен закончить то благословение, которое уже начал, целиком, а после этого начать серединное благословение Шаббата или Йом-Това. И причина этого в том, что по закону правильно было бы и в Шаббат, и в Йом-Тов произносить все серединные благословения, которые произносят в будни, а святость Шаббата упоминать в 17-ом благословении, «Отнесись благосклонно…», как делают в Рош-Ходеш и Холь а-Моэд, и только из-за уважения к Шаббату и Йом-Тову решили мудрецы не утруждать молящихся и установили всего одно серединное благословение, посвященное святости дня. Но тому, кто уже начал серединное благословение, следует завершить его, поскольку по закону его таки положено произнести.
17. Даже если он прочел из серединного благословения только одно слово и немедленно вспомнил, что сейчас не будний день, он все равно должен завершить все благословение целиком. Но это не относится к 4-му благословению, «Ты даруешь…», поскольку здесь, если он успел произнести только слово «Ты», которым начинается также Субботнее серединное благословение в Минху и в вечернюю молитву, то, если он, молясь одну из этих молитв, и забыл, что сейчас Шаббат, и произнес слово «Ты», имея в виду начать благословение: «Ты даруешь…», — если он вспомнил немедленно, что сейчас Шаббат, он не должен произносить все благословение: «Ты даруешь…», а может сразу продолжить, как положено в Шаббат, словом «освятил» (в Минху — словом «один»).
Если же это произошло в утренней молитве, то, если ошибка произошла из-за того, что он подумал, что сейчас будний день, он должен завершить благословение «Ты даруешь…»; однако, если он помнил, что сегодня Шаббат и он должен читать: «Возрадовался Моисей…», но по привычке, оговорившись, сказал: «Ты» — он не должен завершать благословение «Ты даруешь…», а должен сразу сказать: «Возрадовался Моисей…». Связано это с тем, что, поскольку и в Шаббат есть молитвы, начинающиеся словом «Ты», молящийся же знал, что сегодня Шаббат, и успел сказать только слово «Ты», дело выглядит так, как будто он перепутал молитвы Шаббата11.
18. Если молящийся спохватился только в последних благословениях (то есть начиная с 17-го благословения, «Отнесись благосклонно…»), он должен прерваться немедленно, даже в середине благословения, и начать серединные благословения Шаббата, а дальше читать все по порядку. А если он не вспомнил об ошибке, пока не начал поизносить: «Да будут угодны…»12, он должен вернуться к началу молитвы.
19. Молящийся Мусаф, если он по ошибке начал серединные благословения будней, должен прерваться в середине благословения, как только спохватится, и начать серединное благословение Мусафа, поскольку в этой молитве даже по закону совершенно не следует произносить серединные благословения будней, а только одно благословение Мусафа.
20. Если человек по ошибке начал в Шаббат будничную молитву — для него это дурной знак, и он должен очень тщательно следить за тем, что он делает, всю будущую неделю, и раскаяться во всех грехах.
21. Если человек по ошибке начал серединное благословение, относящееся к другой Субботней молитве, то, если он понял свою ошибку до того, как произнес слово «Г-сподь» в конце благословения, возвращается к началу того благословения, которое ему следовало бы сейчас произносить; но, если он не вспомнил, пока не произнес слово «Г-сподь» в конце благословения, то завершает благословение словами: «…освящающий Субботу», и обязанность прочесть соответствующую молитву считается им выполненной, поскольку главная часть всех серединных благословений Шаббата — это их вторая половина, от слов: «Да будет угоден Тебе Субботний покой наш…», и эта часть во всех Субботних молитвах одна и та же.
22. О каких молитвах шла речь? Только о вечерней, утренней и Минхе. Но, если вместо молитвы Мусаф человек прочел какую-либо другую молитву, обязанность прочесть Мусаф не считается им выполненной, поскольку он в своей молитве не упомянул жертву Мусаф (дополнительную жертву, которая приносилась в Шаббат и вместо которой мы читаем Мусаф — перев.).
И если вместо вечерней, утренней молитвы или Минхи человек прочел Мусаф, обязанность читать соответствующую молитву им не выполнена, поскольку он упомянул жертву Мусаф и произнес ложь перед Вс-вышним, благословен Он13.
23. Если человек, читая молитву Йом-Това, в которой ему нужно было бы завершить серединное благословение словами: «освящающий Израиль и времена Праздников», ошибся и завершил ее словами: «…освящающий Субботу», то, если он поправился за время произнесения фразы и успел сказать: «освящающий евреев и времена Праздников», обязанность читать молитву Йом-Това им выполнена14; если же он не успел, ему следует начать серединное благословение сначала, со слов: «Ты выбрал нас…».
1 При условии, что он помолился Минху до Плаг Минха. А в общине — если молятся вечернюю молитву в сумерки — можно разрешить это в тяжелой ситуации даже в том случае, когда Минху молились после Плаг Минха. А «Шма» нужно будет потом прочесть еще раз.
2 Шаббат — в МБ не упоминается.
3 И неправильно ведут себя те, у которых принято, чтобы хазан произносил этот отрывок шепотом, а нужно ему, после того, как община произнесет его до конца, снова произнести его громко.
4 И там есть свиток Торы.
5 А по мнению МБ, даже несколько дней.
5* Если же они уже так сделали, то их обязанность считается выполненной, даже если они знали.
6 И также в Йом-Киппур.
7 А из слов Раши ясно, что и в Шаббат есть заповедь прочесть «Шма» строго в его время.
8 Но правильно было бы поторопиться и не допустить такой ситуации. А некоторые говорят, что так делают только в том случае, если должны сейчас прочесть Минху (как, например, если человек хочет есть, как разъяснено выше, глава 69, параграф 3). Но, если ему не обязательно прочесть сейчас именно Минху, он может прочесть сначала Мусаф; если же пришло время Минха Ктана, то Минха в любом случае читается раньше. (Если человек не прочел Мусаф до примерно конца седьмого часа — см. БГ).
9 В МБ не упоминается.
10 См. МБ, глава 131, параграф 20.
11 Если же язык подвел его и он сказал: «Ты даруешь», должен завершить благословение. А БГ удивляется этому.
12 В МБ написано: После того, как он произнес: «Б-г мой! Убереги…», и после этого произнес: «Да будут угодны…».
13 Если он так ошибся, читая утреннюю молитву, выполнил обязанность читать Мусаф.
14 При условии, что он пока еще не начал 17-е благословение, «Отнесись благосклонно…». К этому склоняется МБ.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»