Из цикла «Так скажи дому Яакова», темы: Эрув Тавшилин, Подготовка к Субботе, Суббота, Женщина, Йом тов, Еда, Дов Айзенберг, Варка
Когда Йом Тов приходится на пятницу, необходимо до его наступления сделать Эрув Тавшилин, чтобы иметь возможность варить, печь и т.п. в пятницу для Шабата.
Одно из условий Эрув Тавшилин, которым часто пренебрегают, заключается в том, что пища, приготавливаемая в Йом Тов для Шабата, должна быть готова к употреблению перед наступлением Шабата — хотя нет необходимости действительно есть ее. Это подобно Чолнту, который должен быть годен для еды (т.е. сварен по крайней мере на треть полной готовности) перед Шабатом. Это особенно важно, когда первый день Йом Това приходится на пятницу. Если это невозможно, относительно приготовления к Шабату следует спросить рава.
Когда Йом Тов приходится на четверг и пятницу, Эрув Тавшилин позволяет делать приготовления к Шабату только в пятницу, но не в четверг.
Как упоминалось, Эрув должен быть сделан перед Йом Товом. Берется Маца, Хала или хлеб (предпочтительно — целый), а также вареное яйцо или кусочек вареного, печеного или жареного мяса, или курицы, или рыбы и произносится определеннаяБраха и сопровождающее ее заявление. Два вида еды должны быть отложены, и их нельзя съесть или использовать до того, как все приготовления к Шабату будут закончены. Наилучший вариант, если Маца или Хала используются в Шабат в качествеЛехем Мишне.
Если Эрув Тавшилин не сделан, или если продукты, отложенные для Эрува, были съедены или испортились перед тем, как приготовления к Шабату были закончены, следует проконсультироваться с равом.
Хотя в Йом Тов разрешается варить и вообще готовить еду, тем не менее запрещено приготовлять что-то с одного дня на другой. Поэтому, как уже упоминалось, следует быть внимательным и не начинать приготовления ко второму вечеру до того, как наступит темнота. Также не следует мыть посуду или накрывать на стол до наступления ночи.
Тем не менее, приготовляя какое-то мясное или рыбное блюдо для одной из трапез первого дня, можно положить больше продуктов, имея в виду и второй день, даже если при этом придется взять большую по объему кастрюлю. Причина разрешения в том, что добавление мяса или рыбы улучшает вкус блюда. Но если добавка продуктов не оказывает влияния на вкус еды, например при приготовлении хремзлах, креплах, клецок, хал, печенья и т.п., следует сделать столько, сколько действительно необходимо для данного дня.
Также можно приготовить дополнительные блюда (другого вида) в достаточном количестве, чтобы оставить и на следующий день, но обязательно часть от каждого блюда нужно подать в первый день. Согласно некоторым Поским, достаточно просто попробовать от каждого блюда в первый день, но предпочтительней все-таки, чтобы от каждого из них поели.
В любом случае, хотя можно сварить больше еды, чем необходимо, не следует специально предназначать добавочную часть для следующего дня.
Если добавление продуктов не увеличивает работу по приготовлению, то можно приготовить такую еду в количестве, достаточном и для второго дня, даже если добавка не улучшает вкуса блюда. Так, например, можно поставить кипятиться полный чайник воды, когда для данного дня требуется только небольшое количество. Но если чайник уже стоит на огне, то добавить в него воды для следующего дня уже нельзя. Другими словами, приготовить дополнительное количество для следующего дня можно в двух случаях: а) если это не требует дополнительной работы, б) большее количество продуктов улучшает вкус блюда.
Некоторые авторитеты разрешают готовить еду для второго дня Йом Това, если еда первого дня уже приготовлена, а от приготовленного для второго дня обязательно поедят до наступления ночи (но это нельзя делать в Йом Тов для обычного дня недели). Другие же не соглашаются с этим мнением, поскольку в этом случае истинное намерение — приготовить с одного дня на другой. Тем не менее, такой обычай существует, хотя лучше следовать другому мнению, то есть готовить для второго дня, только прибавляя продуктов к тому, что готовится для первого дня.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»