Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

1.СКАЗАЛ РАЗУМ: В первую очередь необходимо разобраться с сущностью человека4 и миссией, возложенной на него, чтобы понять, в чем заключается желаемый результат всего этого.4*

13.СКАЗАЛА ДУША: Эти вопросы действительно требуют детального рассмотрения.

14.СКАЗАЛ РАЗУМ: Фундамент, на котором стоит все здание5 — это воля Всевышнего, чтобы человек совершенствовал себя и все созданное для него5*, и это само по себе будет его заслугой и его наградой6. Заслугой — потому что он сам прикладывает усилия для достижения совершенства, и достигнув его, насладится только плодами своего труда и своей долей в работе. Наградой — потому что в конце концов он станет совершенным[1] и будет наслаждаться этим вечно.

15.СКАЗАЛА ДУША: Фундамент6* этот, очевидно, включает в себя многие аспекты, которые я постигну, увидев здание, на нем возведенное. Один общий вопрос хочу, однако, задать немедленно: есть ли объяснение тому, что замысел Всевышнего был именно таким?

16.СКАЗАЛ РАЗУМ: Причина проста, она связана с ответом на другой вопрос: для чего Создатель, благословен Он, создал нас?

17.СКАЗАЛА ДУША: Так дай же ответ на оба этих вопроса.

18.СКАЗАЛ РАЗУМ: То, что доступно здесь нашему пониманию[2] — это то, что Милосердный, благословен Он, есть совершенное добро, а свойство добра — нести добро другим. В этом замысел Всевышнего — сотворить создания, чтобы нести им добро[3]. Ведь если нет того, кто получит добро — нет благодеяния. Однако для того, чтобы добро было совершенным, как знал Он в своей непостижимой мудрости, созданные должны заслужить добро своим трудом. Только тогда они станут истинными хозяевами добра, и не будет у них стыда, как у получающих милостыню. Об этом сказано (Иерусалимский Талмуд, Орла 1:3)[4]: «Тот, кто ест чужое, стыдится посмотреть в лицо дающему».

19.СКАЗАЛА ДУША: Сердце принимает твое объяснение, теперь продолжай7.

20.СКАЗАЛ РАЗУМ: Из предисловия, сделанного нами,8 следует, что объектом нашего исследования, требующим глубокого понимания, является несовершенство,8* изначально заложенное в творении, и его исправление.

Необходимо понять природу этого несовершенства и его следствия, и в чем заключается исправление Творения, и каковы пути этого исправления и его последствия.

21.СКАЗАЛА ДУША: Я думаю, что сначала надо понять природу совершенства, которого достигнет человек, когда выполнит свою миссию и освободится от трудов. Тогда все, упомянутое нами выше, прояснится само собой. Ведь это очевидно: то, чего достигнет человек в конце, и есть то, чего недостает ему в начале, и раз уж этого недостает, нужно стремиться приобрести его.

22.СКАЗАЛ РАЗУМ: Верно говоришь. Однако в нынешнем состоянии мы можем понять совершенство только в общем виде9, и не можем понять его частности. Но, с другой стороны, общего знания о совершенстве достаточно, чтобы понять несовершенство во всех его аспектах. Ведь, в конце концов, любое несовершенство — это отсутствие совершенства.

23.СКАЗАЛА ДУША: Тогда говори о совершенстве.

24.СКАЗАЛ РАЗУМ: Что есть искомое совершенство, несложно увидеть в Танахе и понять разумом. Суть его проста — причастность человека к святости Всевышнего[5], благословен Он, и наслаждение постижением славы Творца без каких-либо преград и препятствий. Вот как написано об этом в Танахе: «Тогда насладишься в Господе» (Йешаягу 58:14), «Сядут праведные перед лицом Твоим» (Псалмы 140:14), «Полнота радостей перед Тобой» (Псалмы 16:11). И есть еще много подобных мест, они на каждом шагу в словах пророков и писаниях, открой книги и увидь. И в словах мудрецов ты увидишь это: «Нет в будущем мире ни еды, ни питья, только праведники, увенчанные коронами, наслаждаются присутствием Всевышнего» (Брахот 17а). И рассуждая, ты придешь к тому же. Душа человека — не что иное как часть самого Всесильного, и все, к чему она стремится — вернуться к своему источнику и постичь его. Такова природа любого порожденного объекта — стремиться к породившему его, и нет ему покоя, пока не достигнет этого. И хотя, будучи погружены в недостатки, мы не в состоянии прочувствовать, как проявится причастность к Творцу и что такое постижение Его, сами недостатки могут быть поняты нами. Так же как совершенство — причастность к Творцу, так недостатки — удаленность от Него и любые преграды, стоящие между нами и Ним, благословен Он. Это преграды, из-за которых невозможна близость в той степени, в которой она будет возможна после их устранения. Это, собственно, и есть несовершенство, которое мы должны стараться устранить, стремясь к совершенству10.

Здесь, однако, пришло время сделать одно очень важное предисловие.

25.СКАЗАЛА ДУША: Что за предисловие?

26.СКАЗАЛ РАЗУМ: Создатель, благословен Он, безусловно мог создать человека и все созданное вместе с ним абсолютно совершенным. Более того, это было бы естественно для Него, ведь Он, благословенный, обладает всеми видами совершенства, а значит, и дела Его должны быть абсолютно совершенны. Однако решил Он в своей мудрости дать человеку возможность восполнить себя и создал его несовершенным. То есть Творец как будто сдержал Свое совершенство и безграничную доброту так, чтобы творить не всей силой, а только в той мере, которую определил Его непостижимый разум.

Здесь необходимо ввести еще одну очень важную идею[6], а именно то, о чем сказали мудрецы, благословенна их память (Хагига 13а): «Шаддай* — тот, который сказал миру: “Достаточно!”». Мидраш говорит, что небо расширялось, пока Он не приказал ему остановиться (Танхума, конец главы Микец). Это означает, что Всевышний мог создать намного больше разнообразных созданий, и сами создания могли бы быть куда большими, и если бы только хотел Он творить в соответствии с силой своей, то не было бы у творения никакой границы, как безграничен Он сам. Однако Он создал творения соразмерно с их потенциалом, т.е. в той мере и с теми свойствами, которые для них предопределил. Другими словами, Творец как будто сдержал свою неисчерпаемую11 силу, чтобы действовать не в соответствии с ней, а соразмерно созданным Им творениям.

27.СКАЗАЛА ДУША: Сказанное тобой не подлежит сомнению, ведь то, что Создатель всемогущ во всех отношениях и Его возможности не поддаются никаким ограничениям, является одной из основ веры. И все, что видим мы, созданное в определенной мере и границах, не отражает истинную мощь Его, а соразмерно замыслу.

28.СКАЗАЛ РАЗУМ: Теперь сформулируем вкратце рассмотренный принцип, с тем чтобы перейти к следующему положению, не менее важному.

Вот этот принцип: Всевышний, благословен Он, сдержал себя, точнее, сдержал свою способность создавать, и создал не по мере силы своей, а так, как хотел и задумал, и, кроме того, сделал создания несовершенными, с тем чтобы они восполнили себя сами. Тогда совершенство станет их наградой за труд, вложенный в его достижение. И все это сделал Всевышний из желания принести человеку совершенное добро.

29.СКАЗАЛА ДУША: А теперь выслушаем следующее положение, о котором ты говорил.

30.СКАЗАЛ РАЗУМ: Настало время понять, где человек находит силу, позволяющую ему восполнить свои недостатки, если он создан несовершенным12! Однако предупреждаю тебя: задав этот вопрос, мы отправляемся в море огромное и неизведанное, поскольку много очень серьезных понятий предстоит освоить нам, пока не доберемся до ответа. И тебе придется запастись терпением для понимания вещей в нужном порядке. Таков путь мудрости — постигать идеи одну за другой, до тех пор, пока в конце они не соединятся воедино в свете совершенного знания, ради которого потребовались все введения и предпосылки.

31.СКАЗАЛА ДУША: Поясняй в необходимом порядке, а я буду внимать с терпением и усидчивостью.

32.СКАЗАЛ РАЗУМ: Первым делом знай: хотя выше было сказано, что Творец, благословен Он, хотел дать нам возможность постичь Его сокровенное совершенство, очевидно, что не имелось в виду, будто Он хотел дать нам постижение всего своего совершенства, которое неисчерпаемо. Напротив, лишь малую долю его хотел открыть нам Всевышний, и в этой небольшой доле будет все то наслаждение, о котором мы говорили13. И пойми, что это очевидно, ведь не может созданный как мы с тобой постичь все совершенство Творца, благословенно имя Его. Как сказано в книге Иова (11:7): «Разве возможно постичь Всесильного, исчерпать того, чье имя — Шаддай?» И выходит, что все, постигнутое созданным, не будет даже каплей из моря великого совершенства Создателя, благословенно имя Его.

33.СКАЗАЛА ДУША: Это ясно всякому мудрому сердцем, и уже сказано (Псалмы 106:2): «Кто перескажет могущество Всевышнего?».


4Сущность человека — тело и душа, миссия — Тора и заповеди (восполнение себя).

4*Чтобы понять пути правосудия, необходимо знать, какова миссия человека, поскольку Всевышний судит человека в соответствии с тем, насколько он эту миссию выполняет.

5Здание служения (миссии).

5*См. в книге «Путь праведных» (ч. 1): «И если он владеет собой, и приближается к Создателю, и пользуется миром только как инструментом в служении Творцу — он возвышается, и сам мир возвышается с ним».

6Заслуга в том, что человек удостаивается награды не как подарка, а как платы за его служение.

6*Фундамент миссии по восполнению себя.

7Продолжай объяснять, в чем состоит миссия человека.

8О том, что человек должен восполнить себя.

8*Раз задача человека состоит в том, чтобы восполнить себя, обязательно должно существовать несовершенство.

9Т.к. все время, пока находится человек в материальном мире, он не может понять сущность чистого и духовного совершенства, которое есть причастность к Всевышнему и наслаждение присутствием Всевышнего, как сказано: «Не может увидеть Меня человек и остаться живым» (Шмот 33:20). Однако для служения нам достаточно общего представления о совершенстве, с тем чтобы понять все аспекты недостатков, отдаляющих нас от совершенства, и увидеть работу по их исправлению, возложенную на нас.

10«Путь праведных» (ч. 1): «И если посмотришь еще, то увидишь, что истинное совершенство — это только причастность к Нему, благословен Он… однако для того, чтобы удостоился человек этого блага, следует ему прежде потрудиться и в поте лица своего постараться приобрести его. Это значит, что должен он постараться достичь причастности к Всевышнему посредством дел, которые к этому приводят, т. е. исполнением заповедей… и насколько он возобладает над своим дурным началом и вожделениями, и удалится от того, что отдаляет его от добра, и постарается стать причастным к Нему, — настолько он постигнет Всевышнего и возрадуется в нем».

*Это одно из имен Всевышнего, и его запрещено произносить в обыденной речи, принято говорить «Шаккай» (прим. переводчика).

11Т. е. без конца и без границ.

12Поскольку человек создан с недостатками — откуда в нем стремление и способность восполнить себя? Ответ дан в п. 70 и п. 72; см. там прим. 117, а также п. 158 и прим. [42].

13Выше, в п. 24, объяснил Рабейну, что благо, которого удостоится человек — это совершенство: «причастность человека к святости Всевышнего». В п. 34 объяснено, что постижение славы Всевышнего, это постижение Его единства поскольку именно это качество можно постичь в ясности, в отличие от других. Здесь делается введение: поскольку мы не можем постичь все Его совершенство, то все наше постижение Его качеств (то, которое будет бесконечно углубляться и расширяться в будущем) — это только постижение малой доли Его бесконечного совершенства. Это относится также и к постижению единства, ведь и в нем есть бесконечная глубина постижения, малая доля которой откроется нам в будущем, как объяснено далее в п. 54. Вместе с тем, то, что мы постигнем в единстве — постигнем с ясным пониманием, как это объясняется далее.


[1]Это суть принципа «награда за исполнение заповеди — заповедь»: духовное совершенство, приобретаемое человеком посредством исполнения заповеди, и необычайное наслаждение, связанное с ним — удостоиться света лица Царя жизни — сами по себе являются наградой для человека. Как сказал Рабейну далее (п. 40): «Пойми: награда за исполнение заповеди — заповедь, т.е. освещение лица Его, …выполнение заповедей освещает его скрытым светом, и выполнив все, на него возложенное, человек восполнит себя и осветится светом жизни» (см. там, прим. 49). Таким образом, человек сам создает свое совершенство, которое и является его наградой, и так же объяснено в книге «Нефеш а-Хаим» (врата 1, гл. 12), и в книге «Руах а-Хаим» раби Хаима из Воложина.

[2]«То, что доступно здесь нашему пониманию»: наша способность постигать ограничена, мы не можем постичь ничего из самой бесконечной сущности Всевышнего. Как ограничен всякий созданный в сущности и бытие, так же ограничена и его возможность постигать, он не может понять ничем не ограниченную бесконечность, собственно мысль и желание Всевышнего. (См. «Ликутей Агро», конец комментария к «Сифра де-Цниюта», издание Вильно, о тайне ограничения (этим словом мы переводим каббалистическое понятие «цимцум»), цитата: «И известно, что как Он бесконечен, так и желание Его…») Поэтому Рабейну подчеркивает: «то, что доступно здесь нашему пониманию», другими словами, то, что Всевышний открыл нам в соответствии с нашей способностью постигать. Тот же момент Рабейну подчеркивает в книге «Клалей Питхей Хохма вэ-Даат» (Клаль 1) о намерении Всевышнего при творении: «То, что известно нам о намерении Создателя, благословен Он, в этом…» (смотри там).

Таким образом, приведенные здесь слова: «свойство добра — нести добро другим» — не выражают собственно сущности Всевышнего (поскольку Он не ограничен свойствами). Следовательно два положения: «Всевышний — совершенное добро» и «свойство добра — нести добро другим» — это принципы, которые создал и открыл нам Всевышний в соответствии с нашей способностью постигать, дабы мы могли понять эти качества и стать причастными к этим путям, которые открыл нам Творец, и могли понять, как исполнить Его волю, открытую нам в этом. (Так же объясняется в книге Аризаля «Эц Хаим», это приведено ранее в прим. 5: «Когда возжелал Он, создать мир, дабы принести добро созданиям, чтобы узнали они величие Его и удостоились присоединиться к возвышенному, стать причастными к Нему, благословен Он…» — раскрытие качества доброты происходит для того, чтобы научить нас, как стать причастными к Нему, идя Его путями.) Это будет объяснено далее в пп. 46 и 80, и смотри также примечания [18] и [19].

[3]Аналогичную мысль находим в книге «Путь праведных», начало главы 1: «Человек создан только для того, чтобы насладиться Всевышним…» и т.д. Так же объяснено в книге «Путь Всевышнего», часть 1, гл. 2 (там же смотри об еще одной причине дарования выбора человеку).

[4]Это высказывание Иерусалимского Талмуда приводят Тосфот в трактате Кидушин (36б). См. также «Магид Мейшорим» от р. Йосефа Каро, благословенна память его. Сказал ему ангел: «Души до прихода в этот мир подобны тем, кто ест хлеб царя, не заработав его.» Для того, чтобы избавиться от этого позора, необходимо прийти в этот мир, заниматься Торой и заповедями, исполнять их и хранить, и тогда будут есть хлеб без стыда. И пишет Рейш Йонат Элем: «Слово позор (херпа) переводится на арамейский язык как хасда (слово хесед обычно означает “милость, милосердие”, однако это же слово может иметь значение “позор”).»

[5]В книге «Путь Всевышнего» объясняет Рабейну, что совершенство (то, которого может достичь человек) и причастность (к Всевышнему) — это одно и то же. «Однако кроме того, что создание, достигшее совершенства, становится достойным причастности к Создателю из-за уподобления Ему, — посредством приобретения совершенства оно углубляет причастность, так что в конце концов приобретение совершенства и состояние причастности к Нему — это одно и то же. Это так потому, что сущность Всевышнего — это истинное совершенство, как мы сказали, и всякое совершенство может относиться только к Нему, как относится ветвь к корню, т.е. несмотря на то, что не достигает совершенства корня (т.е. источника совершенства), является его продолжением и порождением… поэтому это создание (человек) находится в равновесии между восполнением и недостатком, которые есть порождения освещения и сокрытия (света Его). Усиливаясь в восполнении и приобретая его своими силами, оно (создание) “держится” за Всевышнего, который является корнем и источником совершенства, и чем больше восполнение — тем сильнее причастность к Нему, т.к. что достигнув полного совершенства, оно (создание) достигает максимальной причастности, и оказывается причастным к Нему, благословен Он, и наслаждается Его добром, и достигает совершенства “в Нем”, и оно само становится хозяином (владельцем) добра и своего совершенства».

[6]Здесь объяснены две стороны ограничения (цимцум), упомянутые в книге «Клалим Ришоним» (см. примечание [15]). Одна сторона— что не создал создания сообразно Создателю, т.е. так, как следовало бы действовать Ему, благословен Он, ведь тогда не было бы у них границ и размеров, а создал их сообразно созданным, т.е. такими, какими подобает быть созданным. И вот «иное знание», содержащееся здесь: с точки зрения того, что создание — дело рук Всевышнего, Творение распространялось безгранично, пока Всевышний не остановил его, т. е. прекратил его распространение. Другая сторона объяснена выше — что не создал создания изначально наделенными полным совершенством, даже по критериям самих созданий, а создал с недостатками, дабы была у них возможность работы — восполнить себя.


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

Праотец Яаков. Встреча с Эсавом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Иудаизм и Антисемитизм

Рав Александр Айзенштадт

Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Праотец Яаков. В шатрах мудрецов

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.