Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

34.СКАЗАЛ РАЗУМ: Теперь, если обратим сердца наши ко всем деяниям Всевышнего, тем, что уже произошли с момента появления человека на земле, и тем, что обещаны нам через пророков в будущем, то увидим, что прояснится для нас в результате всего в полной ясности — безраздельность единства Всевышнего. Ведь очевидно, что остальные аспекты неисчерпаемого совершенства Творца не могут быть прояснены для нас вообще, так как нет у нас средств, чтобы постичь их. Например, известно, что Он мудр — но не постичь нам всей глубины мудрости Его, известно, что Он знающий, но недоступна нам глубина знаний Его. Поэтому сказали мудрецы наши, благословенной памяти: «Да, Ты мудр, но неизвестной нам мудростью, Ты понимаешь, но неизвестным нам пониманием» (Тикуней Зоар). И поскольку эти аспекты непостижимы, выходит, что нам запрещено их исследовать. О подобных же исследованиях сказано: «В непостижимом для тебя не ищи новых знаний, скрытое от тебя не исследуй» (Хагига 13а). И также сказано: «Если рвется сердце твое [к подобным знаниям], верни его на место» (Сефер Йецира, раздел 1:48).

А вот единство, напротив, может открыться нам и проясниться во всей полноте14. И как следствие этого недостаточно того, что оно прояснится нам само, а обязаны мы обратить сердце к знанию этому, дабы укоренилось оно там прочно, без всяких оговорок. И это именно то, что заповедал нам Моше от имени Всемогущего: (Дварим 4:39) «И узнаешь в тот день, и примешь сердцем своим, что Создатель — это Всесильный, на небе вверху и на земле внизу нет подобного». И уста самого Всевышнего свидетельствуют и провозглашают, что все собранное по крупицам из всех круговоротов событий, происходящих по воле Всевышнего в мире,15 — все это раскрытие Его абсолютного единства. Как сказано в книге Дварим (32:39): «И увидите тогда, что Я — это Я, и нет силы, подобной Мне», а сказано это было в завершение описания всего круговорота событий, которому предназначено свершиться в мире, ведь именно этому посвящена песня «Гаазину…» [«Слушайте…»], как подтвердил сам передавший нам писание, и венчают ее слова «И увидите тогда, что Я, Я это…». И об этом сказано однозначно у пророка Йешаягу (43:10-11): «Ради того, чтобы узнали вы и поверили Мне, и поняли, что Я — это. До Меня не было другой силы и после Меня не будет. Я — Всесильный, и нет кроме Меня спасителя». И далее (Йешаягу 44:6): «Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет властелина». И также (Йешаягу 45:6—7): «Ради того, чтобы узнали от востока и до запада, что нет никого, кроме Меня, Я — Всесильный, и нет другого. Образующий свет и сотворивший тьму, делающий мир и сотворивший зло, Я — Всевышний, делающий все это». Как видишь, неоднократно повторяется форма обращения «Ради того, чтобы узнали…», «ради того, чтобы узнали и поняли…». Очевидно, воля Его в том, чтобы узнали мы это знанием полным и осмысленным. И суть торжества, обещанного Им Израилю — раскрытие единства Его на глазах у всех. И упоминания об этом неисчислимы в словах пророков, мир им: «И возвысится один только Всевышний в тот день» (Йешаягу 2:11); «И будет Всевышний Царем… В этот день будет Всевышний един, и имя Его едино» (Захария 14:9); «…тогда изменю язык народов, [сделав его] чистым, дабы взывали к имени Господа и служили [Ему] вместе» (Цфания 3:9). И в конце концов это то, о чем свидетельствуем мы каждый день, постоянно (Дварим 6:4): «Слушай Израиль, Б-г — Всесильный наш, Б-г — один! ».

Выходит, что Его абсолютное единство — это все, что действительно проясняется для нас из беспредельности Его неисчерпаемого совершенства. Ведь если вглядишься внимательно во все происходящее под небом, увидишь единое движение, осуществляемое в мире, и завершение его16 — раскрытие этой истины.

Теперь нам необходимо понять это единство, и как мы должны выполнять то, чего желает от нас Творец. И это заповедано нам писанием (Дварим 4:39): «И примешь сердцем своим, что Создатель — это Всесильный». Слышится отсюда, что необходимо полное понимание и верный подход к этому. И уже говорил я, что вопрос этот широтой подобен морю, по которому нам придется плыть, утоляя нашу жажду познаний.

35.СКАЗАЛА ДУША: Что за особое понимание необходимо здесь? Ведь единство — это значит, что Святой, благословен Он, один, и нет никого, кроме Него!

36.СКАЗАЛ РАЗУМ: Конечно, это общий смысл единства, но мы должны развить его, рассмотреть в деталях. Именно это имеет в виду писание в словах: «Тебе дано было увидеть, чтобы знать… нет других, кроме Него» (Дварим 4:35). И объяснили мудрецы: «…даже колдовство»17 (Сангедрин 67б). Значит, когда мы говорим, что Святой, благословен Он, един, недостаточно понять, что Он один обладает абсолютным существованием, то есть нет никого другого, чье существование было бы обязательным, кроме Него18, и нет творца, кроме Него. Мы обязаны понять также, что нет, кроме него, никакого другого властелина или правителя над миром и всеми созданиями, и нет никого, кто мог бы помешать Ему, и нет препятствий воле Его. И все это потому, что власть Его единственна и абсолютна. И это то, что объясняет писание (Дварим 32:39): «Увидите тогда, что Я… Я принесу смерть и оживлю, и нет спасения от руки Моей». И также сказано (Иов 23:13): «И Он один, и кто противостоит Ему?!». И также мы свидетельствуем перед Ним (Иов 9:12): «Кто скажет Ему, что делать?». И знай, что это одна из фундаментальных основ нашей построенной на знании веры, как еще будет объяснено далее.

Однако главное в этом знании — отрицание нескольких родов заблуждений, укоренившихся в сердцах людей: отчасти в сердцах идолопоклонников, отчасти в сердцах множества простых и неученых людей и народов мира, а также ранних вероотступников Израиля, отошедших от Торы.

Две категории идолопоклонников известны нам. Одни из них считали, что Святой, благословен Он, отстранился от вещей низменных и не следит за ними. Вместо Него есть другие — звезды, созвездия, подвластные им ангелы и все их воинства, и именно они управляют миром. Поэтому они установили им служение, возвели для них жертвенники, и приносили им там жертвы и воскурения, дабы получить от них помощь в своих делах. Другие говорили (не дай Б-г): есть две власти, одна творит добро, другая — зло. Они считали, что у всякой вещи есть свой антипод. Следовательно, если Святой, благословен Он — абсолютное добро, должен быть напротив Него тот, кто являет собой абсолютное зло. От двух этих источников, говорили они, происходят все события в мире, часть из них хорошие и часть из них — плохие19. Этот вид упомянут в Талмуде: «От середины и вверх — Урмиз, от середины и вниз — Аурмиз», — так сказал идолопоклонник Эмеймару (Сангедрин 39а).

Третье заблуждение свойственно множеству людей. Они считают, что все процессы в мире протекают согласно законам природы, которые вложил Создатель в нижние миры, и их (людей) старание и расторопность помогают, а лень — вредит. Об этом сказано в книге Дварим: «Мощь моя и крепость руки моей принесли мне это богатство»20 (8:17). А еще они говорят, что все в руках судьбы21, и нет разницы между праведником и злодеем, и нет ничего, кроме естественного хода вещей — ни добра, ни зла22. (Для фаталистов — а именно так мы привыкли называть эту разновидность людей — судьба является своего рода законом природы, который действует непреложно. Поэтому Рамхаль включил их в этот пункт.).

Четвертое заблуждение — заблуждение народов мира. Они говорят: Согрешил Израиль, и «нет ему спасения от Всевышнего» (Псалмы 3:3), «Серебром оскверненным назвали их…» (Йермиягу 6:30). Они утверждают, что Святой, благословен Он, избрал евреев и дал им возможность выбора — быть праведными или злодеями, а они творили зло, лишив тем самым Его, благословен Он, возможности отплатить им добром. Как сказано: «Твердыню, сотворившую тебя, лишил ты силы [помочь тебе]» (Дварим 32:18). И пришлось Ему оставить их и заменить другим народом, ведь Израиль уже невозможно спасти23! Так говорят они, и изгнание, которому не видно конца, как будто подтверждает это, пугая сердца, слабые в истинной вере.

Пятое заблуждение — заблуждение злодеев Израиля, тех, которые признавали своего Создателя, но умышленно восставали против Него, как Амон, сказавший: «Единственное мое желание — прогневить Его» (Сангедрин 103б), и другие, подобные ему. И у пророка сказано: «Прогневить славу Его» (Йешаягу 3:8). Им казалось, что они могут сделать что-то против воли Творца и разгневать Его дурными делами своими, так, как может человек вызвать гнев товарища, помимо его воли. Еще были такие, которые хотели противостоять Ему с помощью колдовства и чар или знанием ангелов, Ему служащих, и их функций. Как говорит мидраш Эйха Раба: «Говорили они Йермиягу: “Мы окружим его [Иерусалим] стеной воды, мы окружим его стеной огня”»24.

Тот же, кто верит в единство Творца и понимает смысл этого единства, должен верить, что Святой, благословен Он, один, единственен и един. Что нет для Него никаких препятствий и никого, способного противостоять Ему ни под каким видом и ни с какой стороны. Мало того, что нет никакой власти, способной противостоять Ему — Он сам создает добро и зло, как сказал Йешаягу (45:7): «Образующий свет и сотворивший тьму, делающий мир и сотворивший зло. Я — Создатель, делающий все это»25. Нет никого под Ним, кто обладал бы властью в мире, нет никаких наместников или другой силы, как считали идолопоклонники26. Более того, Он сам непосредственно управляет всеми созданными, все происходящее в мире происходит по воле Его, и руками Его, не случайно, не по законам природы или судьбы. Он сам судит всю землю и все находящееся на ней и решает все, что происходит в верхних и нижних мирах, до самой нижней ступени Творения27. Абсолютность единства Его включает также невозможность принудить Его каким-либо способом. Весь порядок правосудия и законы, Им установленные, — все без исключения зависит от воли Его, а не Он подчинен им. Если Он хочет, то как будто подчиняет свою волю делам человеческим, как мы учим в трактате «Авот» (3:19): «Все судится по большинству дел [плохих или хороших]», а если хочет, то вообще не принимает в расчет дела и несет добро в доброте своей тому, кому хочет[7], как было сказано Моше: «И проявлю милость к тому, к кому будет милость Моя» (Шмот 33:19). Объясняет Гемора (Брахот 7а) — даже если он не достоин. И уже было сказано в книге Иова (35:6): «Если согрешишь, как это повлияет на Него? И [даже] многочисленные преступления — что сделают Ему?». Сказал также Йермиягу (50:20): «Будут искать преступление Израиля — и нет его… потому что прощу Я тех, кого оставлю». И пишет Йешаягу: «Ради себя, ради себя Я сделаю это, потому что как могу Я оскверниться?» (48:11) (перевод согласно Таргуму), и также: «Я, Я тот, кто сотрет преступления ваши ради Себя, и грехи не вспомню» (43:25). И также сказано (Захария 3:9): «И уничтожу грех земли этой в один день». Это утешение нам, поскольку не по делам воздастся нам, и не будет Он ждать заслуг наших, и не заменит нас за недостатком таковых28, а свершит все в силу клятвы, которой поклялся праотцам, и союза Им заключенного. И даже если не будет заслуг у Израиля, когда придет назначенный срок, день, скрытый в сердце Его, в любом случае освободит нас, без всякого сомнения, ведь Он — господин всему и может сделать все, что угодно Ему.

И то, во что человек обязан верить, по сути близко к тому, что мы уже сказали29: поскольку Творец, благословенно имя Его, совершенно независим в своих действиях, то ни одно из его созданий не может противостоять Ему даже посредством законов и порядков, Им же установленных. Ведь Он — тот, кто их установил, и Он же может изменить и упразднить их в любой момент по своей воле. И это смысл сказанного в трактате Сангедрин (67б): «Нет других, кроме Него… — даже колдовство». Несмотря на то, что в соответствии с порядком системы, созданной Творцом в высших мирах, колдовство способно на эту систему влиять (см. Сангедрин, там же), как только Создатель желает этого — властвует сам, и колдовство теряет всякую силу, как будто оно никогда и не существовало. И только наивные могли заблуждаться и считать, что могут воспользоваться против Него инструментами Им же созданными30. Все их ухищрения — ложь, и не помогут они им, ведь Он — господин всего, и нет другого, кроме Него.

Именно это положение мы обязаны принять на веру. И прояснение этой истины провозглашается всеми деяниями, всеми актами творения и обещаниями Творца31 (ясное, т.е. не встречающее противоречий знание не требует веры; верить необходимо тогда, когда видимое человеком в мире как будто опровергает единство Всевышнего — прим. переводчика), как мы уже объясняли ранее32. И оказывается, что раскрытие Его единства и есть то, чего хочет высшая воля; в соответствии с этим намерением Он установил законы для созданных Им. А весь круговорот событий в этом мире — это именно то, что необходимо для достижения названной конечной цели. И можно сказать, что весь мир и все, что мы в нем можем понять, базируется на идее совершенного единства Создателя, которое Он хочет продемонстрировать перед глазами всех созданий. Следовательно, если понять, от чего зависит раскрытие единства Его, то поймем все законы творения, их порядок и их основу33.

И еще увидим, как из желания Всевышнего именно таким образом построить мир и управлять им рождается все движение, упомянутое нами ранее, т.е. несовершенство человека, и восполнение его служения, и получение им награды — все, что было бы невозможным, будь порядок мироздания иным[8].

37.СКАЗАЛА ДУША: Этого я жду, горя желанием понять, как из раскрытия единства вытекает все остальное.

38.СКАЗАЛ РАЗУМ: Теперь нам необходимо понять смысл несовершенства, заложенного в Творении, и зла, которое находим в нем34. Само их наличие не соответствует совершенству Создателя, и именно об это противоречие спотыкались злодеи, упомянутые выше, каждый согласно своей природе. Ведь совершенному Создателю, несомненно, следовало создать только добро. Сейчас я объясню тебе это. Когда мы говорим, что Святой, благословен Он, един, то подразумеваем, что нет никого, кроме Него, нет противоположности Ему и нет препятствий Ему, т.е. отрицаем все упомянутые выше ложные концепции. Следовательно, для раскрытия единства недостаточно подтверждения положительных качеств Всевышнего, но необходимо также отвергнуть все, что противоречит Ему. К определению всех остальных достоинств Всевышнего, о которых мы можем рассуждать, не имеет отношения отрицание их противоположностей. Например, к определению мудрости не имеет отношения понятие «глупость». Ведь мудрость мы определим как «заполненность сознания верными образами» [а не как «отсутствие глупости»]. К определению доброты не имеет отношения зло, ведь суть ее — нести добро всем35 [а не отрицать зло]. Иначе с определением единства. Оно определяется через отрицание, то есть единство — это отсутствие других. Таким образом, определения других достоинств — это подтверждение добра как такового, а определение единства — это отрицание зла (т.е. отрицание силы, независимой от Творца или тем более противостоящей Ему).

Теперь ты видишь, что если бы целью Всевышнего было раскрыть другие составляющие Его совершенства, то поскольку все они состоят исключительно из добра и их определение — только подтверждение добра, сотворение зла для их раскрытия было бы невозможным. Но если цель Его — раскрытие единства, в определении которого есть отрицание зла, то сотворение зла становится возможным. Отрицая безусловность Его существования и наличие у Него власти36, зло служит полному раскрытию всех аспектов единства. И не впади в заблуждение, подумав, что для объяснения мудрости необходимо показать глупость, а для объяснения доброты — жестокость, как будто невозможно распознать понятие, не прибегнув к его противоположности! Пойми, что для понимания достоинств добра необходимо понимание достоинств как таковых, а отрицание их противоположностей относится не к определению самих достоинств, а только к определению единства, которое по сути своей заключается в отрицании чего-либо, кроме самого Творца [и Его достоинств]. Все эти определения — аспекты определения одного качества, а именно единства37. И тот, кто хочет это понять, не должен путать аспекты разных качеств.

39.СКАЗАЛА ДУША: Несомненно, понимание зависит от верной классификации, и все категории и их аспекты необходимо отделить друг от друга, дабы понять их суть и суть явлений, от них происходящих. И несмотря на то, что высшему разуму не свойственен образ мышления человека, и не относятся к нему такие разграничения, мы, люди должны рассуждать свойственным человеку образом.

40.СКАЗАЛ РАЗУМ: Более того38: безусловно, Святой, благословен Он, в своей безграничной мощи мог создать мир так, что мы не могли бы различать в делах Его ни раннего, ни позднего; ни причин, ни следствий. И если бы Он сотворил мир таким образом, то запечатал бы уста всех созданных, и не могли бы они сказать ни слова о Его деяниях39. Ибо тогда было бы просто невозможным какое-либо понимание Его путей. Ведь всемогущество Творца неподвластно нашему разуму и чуждо человеку, сознание которого ограничено его природой. Однако Всевышний желал, чтобы человек мог понять нечто в Его путях и деяниях. Более того — чтобы он старался понять как можно больше и стремился к этому всеми силами. Поэтому Творец избрал образ действия, соответствующий путям человеческим, т.е. в постижимом и понятном порядке. Таким образом, Всевышний пожелал действовать в соответствии с природой созданных, и поэтому дал им возможность постигать Его дела и понимать их хотя бы немного, раз невозможно постичь больше. Доказательство этому — сотворение мира, а точнее то, как оно описано в Торе. Творец свидетельствует, что создал мир последовательными действиями, разграниченными во времени и разделенными на «речения», а не одним «речением», как мог бы. Именно из этого следует возможность и необходимость проводить анализ Его действий, их причин и тем более следствий, различать все категории, виды и их аспекты, все согласно образу мышления человека.

Вернемся к нашей проблеме. Ты уже слышала, что когда мы говорим о единстве, то подразумеваем отрицание всего, кроме него. И это качество — общее для всех неисчислимых40 проявлений Его совершенства. Ведь во всем, что относится к достоинствам и является одним из аспектов совершенства, необходимо понимать, что Он — единственный, кто по-настоящему обладает этим достоинством, что нет противоположности этому, и нет силы, способной сдержать проявление этого качества. Все это следует из общего определения единства Всевышнего, которое мы приводили выше. Две вещи выучили мы из данного введения: а) уже объяснили мы, что единство — единственное из достоинств Всевышнего, к которому может иметь отношение создание чего-либо, что противостоит Его совершенству, в том случае, когда Всевышний хочет раскрыть достоинство единства с полной ясностью, во всех аспектах; б) по отношению к абсолютному единству любое другое достоинство Всевышнего является как бы частным случаем, а единство — обобщением. Ведь именно единство пронизывает абсолютно все достоинства Творца, как мы уже имели возможность понять ранее. Во всех гранях Его совершенства, которому нет конца и предела, — во всем этом Он един абсолютным единством; нет никого, кроме Него, нет противоположности Ему и нет силы, способной препятствовать Ему, как мы уже объяснили41. Источник этого — в истинности Его существования, которое абсолютно необходимо и обязательно, и идея эта служит основой всему, что мы можем сказать о совершенстве, а также тому, о чем мы не можем говорить в силу непостижимости. Другими словами, нам известно, что Он единственный, чье существование абсолютно необходимо и безусловно. Он будет всегда, и не будет никого, кроме Него42. Это просто для всех последователей святой веры, и это знание еще потребуется нам в дальнейшем.

Как ты видишь, сила единства отличается от всех остальных проявлений совершенства; оно создает возможность существования несовершенства и путей его восполнения, служения и получения награды. Если бы высшая воля заключалась в том, чтобы раскрыть грани Его совершенства, то следовало бы Создателю творить только совершенные вещи в соответствии с тем совершенством, которое Он хотел раскрыть, и тогда в деяниях Творца не могло бы быть никаких недостатков. Ведь мы уже говорили, что к раскрытию любого другого достоинства, кроме единства, не имеют отношения недостатки. Когда же нет недостатка — нет места для миссии человека и нет места для получения награды. Именно из избрания единства как того аспекта Его совершенства, который будет раскрыт, последовало несовершенство в Творении. Возникла необходимость показать несовершенство, чтобы впоследствии отрицать его43.

Однако простое отрицание несовершенства еще не является полным проявлением совершенства. Полным оно сможет стать тогда, когда в конце концов совершенство Всевышнего уничтожит всякий недостаток и мир будет исправлен властью добра, не разделенной ни с кем и никаким образом. Только тогда раскрытие единства будет действительно реальным44.

И вот что еще отсюда следует: несмотря на то, что создания несовершенны изначально, их изъяны не будут вечными, а будут изъянами преходящими45, то есть такими, которые исчезнут в любом случае46, хотя путей их уничтожения много.

И пойми, где кроется корень47 всего этого: несовершенство порождено сокрытием лица Всевышнего, который не хотел открывать его созданным сразу и тем самым немедленно дарить им совершенство. Напротив, Он скрыл Свое лицо и таким образом оставил их несовершенными. Жизнь — это свет лица Властелина, а сокрытие этого света — источник всех зол. Мы еще поговорим об этом в дальнейшем.48 Но поскольку конечная цель сокрытия не оно как таковое, а последующее за ним раскрытие и удаление рожденного сокрытием зла, то установлено для него [сокрытия] предназначение — открыть скрытое лицо добра. Это может произойти посредством деяний человека, то есть через соблюдение законов и установлений, которые Он дал нам в своей истинной Торе. Выполнение этих законов приводит человека к вечной жизни, поскольку награда за выполнение каждой заповеди — заповедь, а именно освещение лица Всевышнего, благословен Он, скрытое от человека в начале его создания. Ведь человек создан для того, чтобы трудиться, находясь под властью дурного начала, когда велико в нем зло, выражающееся во всевозможных недостатках, и он находится в отдалении от света жизни. Выполнение же заповедей освещает его скрытым светом, и выполнив все, на него возложенное, человек восполнит себя и осветится светом жизни49.

Но даже если человек не исправится, все равно откроется высшее единство. Ведь не навечно Всевышний скрыл от мира Свое лицо! Гневом прольется Его власть на тех, чьи души преступны, и будут они нести свой грех до полного исчезновения грехов с лица земли, либо склонят свои грубые сердца к раскаянию и будут жить50.

И более того: поскольку смысл сокрытия лица — в открытии его и возвращении милосердия, то даже выбор, предоставленный нам сейчас, от которого зависят добро и зло (согласно большинству наших дел), не вечен51. Отведено ему время, определенное высшим разумом, время, достаточное для того, чтобы все созданные души исправились: кто через праведность, кто через осознание ошибок, а кто и через страдания. И срок этому — 6 тысяч лет, как сказали мудрецы, благословенна их память (Рош а-Шана 31а; Сангедрин 97а), а после этого обновит мир, и будут люди подобны ангелам, а не ослам, и выйдут из плена грубой материи и всех ее дурных порождений, таких, как дурное начало и все, что от него происходит. И даже о днях прихода Машиаха52 сказано у пророка (Йехезкель 36:26—27): «И удалю сердца каменные из тел ваших… и сделаю так, что будете следовать законам Моим». А мудрецы сказали (Шабат 151б; Мидраш Коэлет 12:2): «Годы, о которых скажешь: “нет у меня в них желаний”53 — это дни Машиаха, когда не будет ни заслуги, ни вины». И это понятно, ведь когда очистится человек от дурного начала, его служение станет неизбежным [перестав быть результатом выбора], и не будет ему за это положена похвала.

Однако продиктовано природой высшего единства Творца, благословен Он, как проявление мощи абсолютной власти Его, что все время, пока угодно Ему, позволяет миру бушевать и следовать прихотям времени.

Это период, когда зло властвует в мире, и более того, Всевышний не препятствует злу вершить все, что в его силах, и даже сбрасывать созданных на самую низкую ступень. Но власть зла ничего не значит, и не из-за нее погибнет мир, ведь Ему одному принадлежит истинная власть. Он вершит и Он терпит, и Он стирает, и Он излечит, и нет никого, кроме Него54. И это прочнейший стержень веры Израиля, сердце которого не ослабили ни продолжительность изгнания, ни тяжкая его горечь. Наоборот! Позволил святой, благословен Он, злу вершить все, что в силах его. Однако чем тяжелее было ярмо зла, тем полнее откроется в конце сила единства Его и мощная власть Всемогущего. Из глубины притеснений и зла прорастет избавление Его великой силой55!

И правда, что могли бы люди удостоиться награды делами своими, и познать истину, и оставить ложные пути мира этого одним только желанием приблизиться к создавшему их! Это могло бы быть так, если бы уже сейчас узнали и поняли, что всякий путь, противоположный заповеданному, есть не что иное как разновидность зла, на которое была воля Всевышнего и которое Он создал, скрыв Свое лицо. И тогда презрели бы они лживый мираж и избрали свет скрытый — свет лица Царя всего живого. И если бы сделали так, то сами послужили бы причиной раскрытия единства Всевышнего и приблизили бы избавление. И тогда не было бы у Творца никакой необходимости открывать [свой свет] с помощью тяжкого и продолжительного изгнания; ведь если прояснилась истина в их разуме — достаточно этого! И раз прояснилось — прояснилось. Поскольку если уже видели зло, и узнали его, и оставили его, держась за истинность единства Его — значит, сделали все, что было необходимо. Ведь вся цель в том, чтобы это стало для них истиной, и чтобы наслаждались этой истиной, когда она им откроется. И раз открылось — открылось56.

Посмотри, ведь это именно то, что произошло с первым человеком, и постарайся хорошо понять это. Если бы Святой, благословен Он, создал мир, состоящий из одного добра, без всякого зла вообще, то ничья мысль не могла бы представить себе зло и не постигла бы единство в полной мере. Когда же зло создано, его можно представить себе и через это узнать истинную силу единства Его. Адам уже видел, что такое зло: это было дерево познания добра и зла, которое запретил ему Всевышний. И несмотря на это, глаза ввели его в заблуждение, ему казалось, что плод дерева притягателен для глаз, и хорош для еды, и желанен для познания, как сказано в Торе (Берейшит 3:6): «И увидела женщина…». Выходит, что Адам сразу предвидел возможность ошибиться и подумать, будто в мире есть две правящих силы57, или принять какую-либо другую дурную мысль, предложенную ему змеем[9].

При этом Адам был великим мудрецом, и обладая такой мудростью, мог бы разобраться во всем как следует. Ведь разумом он понимал истинное положение вещей, знал, что все, противоречащее истинному исправлению, о котором поведал ему Всевышний, все, что видят глаза его — все это только ложь и фантазия, относящиеся к злу, которое создал Всевышний для раскрытия своего единства и для того, чтобы испытать человека и дать ему возможность получить награду. И если бы Адам был тверд в вере своей, и не поддался соблазну дурного начала, а наоборот, укрепился в вере, то постиг бы единство Всевышнего, поскольку уже видел и представлял себе зло, и понял в мудрости своей, что всякое зло было создано Всевышним ради Его же славы58. И достаточно ему было укрепиться в вере, не нарушив слова Всевышнего до наступления субботы, — и тогда, как открыли нам мудрецы, Всевышний свершил бы за один день то, что теперь вершит в течение шести тысяч лет. Тогда Творец показал бы человеку на деле, что его вера в единство — истина, уничтожив в одно мгновение все зло мира59.

Однако первый человек сначала соблазнился вожделением своим, а потом измыслил ложь в свое оправдание, подобно тому, как сказали мудрецы (Сангедрин 63б): «Только для того, чтобы разрешить себе массовый разврат, служил Израиль идолам», и еще сказали мудрецы (Сангедрин 38б): «Первый человек был вероотступником»60 (т.е. не просто поддался вожделению, осознавая, что это зло, а поверил в ложь, оправдывающую его поступок!). И тогда пришлось Творцу показать ему в действии то, что он не хотел постичь разумом, а именно что такое зло на самом деле. И как это происходит? Хотя зло и получило огромный простор, в конце концов единоличная власть должна принадлежать добру. И это путь страданий в этом мире, на который был осужден человек,[10] с тем чтобы в конце пришел к вере, с которой не хотел остаться в начале. Только теперь опытным путем человек будет шаг за шагом61 постигать то, что мог постичь в начале, сам и все сразу.

И это же относится к поколениям, последовавшим за Адамом. Если бы они хотели постичь и утвердить это знание в своих душах (утвердить значит не просто знать — ведь Адам изначально знал! — а поступать согласно знаниям, т.е. признать это не только умом, но и сердцем, источником вожделений, и это превращает знание в постижение), с помощью мудрости, этого было бы достаточно; ведь не нужно ничего, кроме знания, а они знали это! И то, что прояснено — прояснено. Но поскольку сыны человеческие не заслужили того делами своими, а наоборот, следовали миражам, объясняя это ложными идеями, о которых мы говорили раньше62, то Святой, благословен Он, был вынужден показать им то, что они не сумели постичь самостоятельно. И единственный путь для этого — тот, по которому идет наше изгнание: Творец скрывает лицо Свое все больше и больше, до тех пор, пока не достигнет зло в мире вершины могущества, как сказали мудрецы (Сота 49а): «Нет тебе дня, проклятие которого не оказалось бы хуже предыдущего». А в конце всего, внезапно, единственный и всемогущий Господь вернется в Свое святилище, и откроется слава Всевышнего, и увидит ее всякая плоть.

И то, что сегодня вследствие глубокого сокрытия утеряны знания и осквернены поступки, приводит к порче всего творения. Подобно тому, как сказали мудрецы наши (там же 48а): «Плоды потеряли вкус», и другим бедствиям, о которых рассказали мудрецы и которые мы видим собственными глазами. Хаос поглощает землю, как сказано (там же 49б): «Наглость вознесется, а ценности вздорожают (т.е. станут труднодоступны)». Все это — аспекты великого усиления зла. Но когда откроется слава Всевышнего — исправится мировоззрение людей, и все поступки будут исправлены как следует, и станут люди близки к Создавшему их, как сказали пророки: «Изолью дух Мой на всякую плоть» (Йоэль 3:1), и также Йермиягу (31:33): «И не будет учить один человек другого …говоря “знай Всевышнего”, потому что все узнают Меня, от малого до великого». И будет общим стремлением в мире освятиться святостью Всевышнего, как сказал Йешаягу (2:3): «И пойдут многие народы, и скажут: “Пойдем, поднимемся на гору Всевышнего …и научит Он нас Своим путям, и пойдем Его дорогами”», и на этой почве придет успех ко всем созданиям, как сказано (Псалмы 72:16): «И будет обильный урожай на земле [и даже] на вершинах гор», и у Йешаягу (11:6): «И будет жить волк [рядом] с ягненком»63.

Подведем итог. Как ты видишь, когда Всевышний своей волей избрал такой путь,64 Он дал место тому, чему дал, — тому, что необходимо живущим внизу для достижения совершенства. Скрыв Свое лицо, Он дал место несовершенству, а также тому труду, который необходим для устранения этого несовершенства. И поскольку Всевышний скрыл лицо Свое только для того, чтобы открыть его впоследствии, дал возможность исправить несовершенство посредством открытия совершенства. А так как период сокрытия закончится в любом случае, даже сам по себе,65 — значит, предопределен конец времени выбора, и в конце концов мир будет исправлен абсолютно, и тогда наступит время получения награды за совершенную ранее работу. Как говорили мудрецы (Эрувин 22а): «Сегодня работать, завтра — получить награду».

41.СКАЗАЛА ДУША: Подытожим вкратце все, что было сказано по этому поводу.

42.СКАЗАЛ РАЗУМ: Общий принцип краток и прост для восприятия. Пожелал Всевышний открыть и прояснить истинность своего единства — что нет абсолютно никакой соотносимой с Ним силы. И на этом фундаменте построил мир со всеми его законами, а главный закон заключается в том, что, скрывая лицо Свое, Он дает возможность появлению зла, однако только до тех пор, пока не вернется, осветив лицо Свое. И тогда всякое зло прекратит существование, и откроется единство власти Его. Однако вместе с тем, пока несовершенство существует, есть место для служения человека, а когда откроется единство Его, наступит время получения награды.

43.СКАЗАЛА ДУША: Я все еще не получила полный ответ на один из вопросов. Зачем нам утверждать, что все основано на единстве? Ведь хорошо было и первое объяснение, которое я слышала из уст твоих в начале: что Святой, благословен Он, хотел принести добро созданным и счел необходимым, чтобы получили они это добро как вознаграждение, а не как подарок. Поэтому создал награду и наказание, чтобы получили добро как плату, а для этого создал выбор, чтобы было место для награды и наказания.

44.СКАЗАЛ РАЗУМ: Однако реальность свидетельствует, что в основе всего должно лежать раскрытия единства. Обрати внимание на пророчества, приведенные выше. Обещано нам, что Всевышний освободит Израиль в любом случае, даже если не будет у него заслуг, и устранит злое начало в человеке, и сделает его служение неизбежным, а это — отрицание самой идеи награды, наказания и свободы выбора. Если бы Его воля заключалась в том, чтобы основать все на выборе, награде и наказании, т.е. чтобы мир всегда был построен на личности, обладающей свободой выбора — по своей воле быть праведным или злодеем; и всегда было бы хорошо праведным и плохо злодеям, — так вот, тогда сокрытие должно было бы продолжаться вечно, и не было бы ему конца66. И это означало бы, что воля Всевышнего — утвердить качество правосудия, и оценивать все созданное на основе этого качества, вечно. Однако известно нам, что это не так. Как мы доказали из писания, и объяснили нам мудрецы, в конце концов человек лишится свободы выбора, и не будет более зла в мире. И уже сказано (Брахот 10а): «Написано: исчезнут грехи с земли». А если так, то основа замысла — не награда и наказание, а полное исправление67. Просто Святой, благословен Он, соединил две цели в одной, в глубине своего замысла — привести все созданное к полному совершенству. И мы еще будем говорить об этом в дальнейшем68, когда дойдем до рассмотрения тонкостей Б-жественного провидения в мире, поскольку тема эта глубокая и очень важная.

До сих пор мы говорили обо всем в общем, теперь же пришло время перейти к частностям. Уже сказано, что природа творения и его законы связаны с раскрытием единства Творца, благословен Он. И в соответствии с этим существуют два периода, как мы установили: один — когда единство скрыто, но должно открыться, второй — после этого раскрытия. Эти два периода определяют служение человека и получение им награды. Теперь необходимо определить особенности обоих периодов, насколько это нам доступно, и, кроме того, понять связь между ними. Ведь поскольку существует переход от одного периода к другому, должна быть точка их соединения, которая и будет связующим звеном между двумя крайностями69.

Начнем по порядку — попытаемся понять особенности периода сокрытия единства, (т.к. этот период первый по порядку) и законы, через которые Создатель проявляется в этот период. И здесь нам предстоит разъяснить смысл служения и всего, что из него следует, и тех приготовлений, которые должен сделать человек, и многое другое.

Однако нам понадобится сделать важнейшее предисловие, прежде чем говорить о путях Всевышнего и Его правосудии.

45.СКАЗАЛА ДУША: И что же это за предисловие?

46.СКАЗАЛ РАЗУМ: Мы видим законы и пути правосудия, посредством которых Он, благословенно имя Его, властвует над нами, своим созданиями, качества и справедливые пути, установленные Его глубокой мудростью. Поэтому относим к Нему множество нарицательных имен, встречаемых нами у пророков: Милосердный, Всепрощающий, Могучий и др. Однако необходимо понимать и верить абсолютной верой, что к самой сущности Всевышнего эти имена не имеют никакого отношения. Ведь Всевышний не вершит все вышеуказанные действия как человек, действующий согласно своей природе и своими силами. Все проявления Всевышнего, которые мы описываем, существуют в силу Его желания действовать соразмерно с природой тех созданий, которые Он пожелал создать, и с их силами70. И это подробно объяснили мудрецы во многих местах. Главное, во что в связи с этим мы обязаны верить, — это то, что существование Всевышнего нам известно, оно абсолютно необходимо71 и независимо, однако сущность Его непостижима для нас совершенно. Более того, наложен вечный запрет на любую попытку понять Его сущность. Так сказали мудрецы (Хагига 11б): «Есть четыре таких вещи, что тому, кто взглянет на них, лучше бы не родиться», и еще (там же 13а): «В непостижимом для тебя не ищи [новых знаний] и т.д. — нет тебе дела до скрытого». Все, что может воспринять и представить мысль человека, не может быть сущностью Всевышнего, потому что Он — выше любой нашей мысли, и не относится к Нему ничто из того, что есть у созданных, больших или малых. Поскольку то, что для созданных является величайшим совершенством, для Него недостаток и даже не напоминает сущность Его. Все, что есть в созданном — добро и зло, недостаток и совершенство — все это вещи новые72, сотворенные по воле Его, в соответствии с нашей, а не Его природой, и об этом сказал Йешаягу (40:25): «Кому уподобите вы Меня, чтобы Я был сравним с ним? — скажет Святой».

Подведем итог. Все, что мы можем найти в созданном, не имеет никакого отношения к Создателю — ни недостатки, ни совершенство, и только Он один обладает истинным совершенством, в котором невозможен никакой недостаток. Он непостижим для нас, и ничто в нашей природе не имеет отношения к сущности Его. Однако, желая создать создания, управлять ими, дать им от добра своего и послать благословение, открыть им нечто из славы своей, вознесенной над любым восхвалением, дабы они насладились светом Его, Он как будто избрал себе путь и порядок справедливого управления. Это та система управления, проявления которой мы видим и слышим. Всевышний как будто создал способы воздействия и качества управления, чтобы следовать им и вести посредством их все созданное к избранной Им благой цели. И с тех пор эти качества стали Его качествами, а нарицательные имена — относящимися к Нему, поскольку Он осуществляет все, хотя это и не является Его неотъемлемым свойством, а исключительно Его желаниями. Их существование зависит только от воли Его, и без них Он мог бы править любым другим способом, и в любой момент может изменить все по своей воле73*.

В конечном счете, власть Его воли — власть абсолютная, и нет для нее никаких препятствий73 во все времена, и я уже достаточно подробно объяснил это. И так же, как скрыта, непостижима и неизвестна созданным Его сущность[12], — так же открыта и доступна слава Его, и Он немного приоткрывается нам через свои деяния. И все, что постигнут в Нем создания, будет иметь отношение только к свершениям Его и ни к чему другому.

И еще знай, что даже дела Его, постижимые для нас, постижимы только в их проявлениях, т.е. мы можем понять результат, а не способ действия, не то, как Он, благословенный, вершит их. Ведь все, что в Нем, — непостижимо, и только то, что в нас, созданных, возможно постичь74. И поэтому, хоть мы и относим к Нему какие-то свойства, например, знание, память, мысль, жалость, гнев, желание, — не имеется в виду, что знание Его подобно нашему, а память — нашей памяти и т.д. Напротив, качества эти действуют непостижимым для нас образом, хотя и доходят до нас в том виде, в котором Он хочет. И даже действия, имеющие отношение к несовершенству мира, не производятся таким путем, каким делал бы это человек. Он просто скажет — и будет так, способом скрытым и недоступным, а нас достигнет действие в том виде, в котором достигнет. Выучим мы это из голоса Всевышнего, звучавшего в шатре завета, как сказали мудрецы (Торат Коаним, Ваикра, Дибура де-Нидова, 2:10): «“Голос Всевышнего сильный” — и несмотря на это, Моше слышит, а весь Израиль не слышит». И это потому, что Благословенный всесилен, и может сделать все, что хочет, и никакой закон не ограничит Его, и никакая граница не помешает Ему. Следовательно, невозможно приравнять деяния Его к действиям созданных, так как они ограничены, а Он, благословенно имя Его, всемогущ абсолютно.

До сих пор шло предисловие, необходимое для продолжения нашего диалога75, теперь же перейдем к нашей теме.

47.СКАЗАЛА ДУША: Поняла я, и согласна со сказанным. Ведь невозможно объяснить все творение и происходящее с ним, если не исходить из того, что есть Создатель и Правитель, простой и недоступный, Всесильный и независимый, и не подверженный никакому принуждению. И без этого нет никакого объяснения всему непонятному и удивительному, что есть в творении.


14Для того чтобы понять, например, мудрость или доброту, необходимо дать им положительное определение, т.е. определить то, что есть — сущность мудрости или доброты. Поэтому, т.к. мудрость и доброта Всевышнего, как и остальные качества Его проявления, безграничны, невозможно дать им определение и полностью понять их сущность. Для понимания единства, напротив, необходимо определение от противного (отрицательное), т.е. понять то, чего нет, поскольку суть единства в том, что нет другого, кроме Него, нет властителя, кроме Него, и нет препятствий Ему (см. пп. 38, 40). Следовательно, суть этого явления — отрицание, и мы можем и обязаны понять его с полной ясностью. Впрочем, и здесь можно различать более глубокие степени постижения (см. предыдущее примечание).

15Согласно стиху: «Он вращает круги по замыслу своему, чтобы привести их в действие» (Иов 37:12). Цель, которая должна быть достигнута как результат всех событий и переворотов, происходящих в мире, — это раскрытие единства Его, благословен Он, на глазах у всего мира.

16Т.е. конечная цель.

17Мудрецы хотели сказать, что не только нет другой высшей (духовной) силы, кроме Него, но и нет никакой силы, действующей самостоятельно.

18Вот как говорит Рабейну в книге «Путь праведных» (1:1:3): «Еще необходимо знать, что наличие этой сущности обязательно (абсолютно необходимо и безусловно), ее отсутствие невозможно». Другими словами, существование всего созданного носит случайный (т.е. условный) характер — могло быть, а могло и не быть. Творец же существует обязательно и невозможно, чтобы Его не было. См. там же, п. 6: «И вот что еще тебе необходимо знать: сущность эта безусловно одна, и нет другой. Т.е. не может быть так, чтобы было несколько обязательно существующих сущностей». Это именно то, что хочет сказать здесь Рабейну: «нет никого другого, чье существование было бы обязательным, кроме Него». Всевышний — единственный, чье существование обязательно, а сущность сотворенных — это иное явление, условное (случайное) существование, полностью зависящее от Его воли. И так говорит Рабейну в книге «Клалим Ришоним»: «…Всеобщий порядок, включающий в себя все аспекты созданных (поскольку на нем эти аспекты основаны) — это утверждение истинности Его единства, которое восходит к непреложности Его существования — центру всех неисчислимых достоинств Его совершенства».

19Поскольку не смогли объяснить противоречие сосуществования добра и зла и привести их к общему знаменателю, то «вывели» аксиому: «не существует вещи без ее противоположности», и поэтому утверждали, что существование добра делает обязательным существование зла и это две власти, противостоящие друг другу.

20Этот тип также верит в существование Творца, как и другие перечисленные здесь, однако они ошибочно посчитали, что после того как Святой, благословен Он, установил законы природы, они (законы) действуют самостоятельно. Поэтому их можно подчинить своим нуждам и использовать по желанию.

21Они ошиблись и решили, что есть высшие силы, действующие посредством звезд и созвездий. А природа и человек управляются только ими, и нет у человека власти над ними, и праведность или злодейство человека ни на что не влияют. См. конец п. 160 и далее, где объясняется высказывание мудрецов: «Все зависит от судьбы».

22Две эти теории, объединенные здесь вместе, в принципе противоречат одна другой. Первые считали, что расторопность человека при использовании законов природы приносит плоды. Вторые считали, что все определяется судьбой и дела человека не приносят плодов вообще. Однако общее между ними то, что происходящее в этом мире, по их мнению, не управляется правосудием в зависимости от добрых или злых поступков человека.

23Это претензия христиан, которые, утверждая, что верят в письменную Тору, нуждаются в объяснении, позволяющем отрицать статус Израиля как народа Всевышнего, избранного народа, как написано в Торе. Они отрицают саму основу единства Всевышнего и утверждают, что поскольку Он дал выбор человеку и установил законы награды и наказания, то Он, Всевышний, связан и ограничен поступками людей и был вынужден отменить избранность Израиля из-за его дурных поступков.

24См. «Матанот Кэуна»: «Заклиная имена высших князей (ангелов), окружим Йерушалаим стеной воды». Они считали, что после того как установил Всевышний законы действия ангелов, а также сил нечистоты и колдовства, и открыл человеку пути их использования, люди могут использовать их для своих целей по желанию и осуществлять свои замыслы даже против воли Всевышнего. См. там же, далее в мидраше: «Сказал им Святой, благословен Он: “Меня вы используете?!” Встал и изменил имена ангелов, и тот, кто управлял водой, встал над огнем. Снизу взывали к их именам и не получили ответа. Это смысл сказанного: “Сделаю бесполезными святых князей (ангелов)”».

25Против второго заблуждения.

26Против первого заблуждения.

27Против третьего заблуждения.

28Против четвертого заблуждения.

29Мы уже объяснили, что Святой, благословен Он, не ограничен законами награды и наказания и может действовать независимо от того, чего мы объективно заслужили своими делами. И также необходимо понять, что Он не ограничен законами природы и силами, получившими власть от Него, и Он может лишить человека возможности пользоваться ими против Его воли, когда это необходимо для достижения цели Творения.

30Против пятого заблуждения.

31Это обобщенный постулат нашей веры, в частностях же прояснение единства раскрывается через все дела созданных, обещания Торы и пророков.

32В п. 34.

33Поскольку цель Творения — раскрытие единства Его, благословен Он, всякое создание появилось ради этого. Следовательно, если мы поймем все законы и частности путей раскрытия единства, то поймем роль каждого создания во всех деталях, и поймем законы всех созданий и мира.

34Ранее объяснялось (п. 28), что Святой, благословен Он, создал несовершенное творение для того, чтобы человек восполнил его и получил свою награду как заслугу, а не в подарок. Однако этой посылки недостаточно, чтобы понять все события, все развитие и усиления зла, а также необходимость его исчезновения в будущем (как объяснено в п. 44). Поэтому нам необходимо досконально понять значение недостатков и зла, присутствующих в Творении. А понять это можно, только подробно объяснив значение раскрытия единства Создателя, благословен Он.

35Недостаток, противоположный всякому достоинству, не призван определить достоинство, поскольку оно определяется позитивным объяснением. Смысл правила «преимущество света заметно во тьме» в том, что тьма подчеркивает достоинство света, но для определения сущности света тьма не нужна, и так со всеми достоинствами, кроме единства (см. выше, прим.14).

36Увидеть, что существование зла зависит от воли Всевышнего — который хотел чтобы зло временно существовало как средство раскрытия единства, и нет никакой собственной необходимости в его существовании и нет у него никакой власти.

37Противоположности достоинств, т.е. недостатки, создают впечатление, как будто нечто противостоит единству Всевышнего, как будто есть препятствие, из-за которого Святой, благословен Он, не может проявить Свое совершенство, как сказано далее (п. 40): «Необходимо знать, что нет, кроме Него, никого, обладающего этим достоинством, нет противоположности Ему, и нет Ему препятствия». Определение единства проясняет, что всякий недостаток — это Его желание скрыть Свое лицо и ограничить влияние (как объяснено далее, п. 40), но если Он захочет влиять «полным освещением лица», все недостатки восполнятся. И тогда все достоинства засвидетельствуют своим совершенством единство Всевышнего — т.е. что нет ограничений и препятствий изъявлению Его совершенства.

38Душа говорит о том, что мы ограничены в своем постижении, но можем говорить о Всевышнем в меру своего понимания, зная, что оно неполно. Здесь добавляется более того: Святой, благословен Он, действует путями, соразмерными с человеком, дабы дать нам возможность понимания Его действий. Он хочет, чтобы мы исследовали и старались понять пути Его, которые Он открыл нам в своей великой доброте.

39Поскольку в Творении различаются «причина» и «следствие», т.е. всякое явление следует из причин, предшествующих ему, появляется место для заблуждения, как будто все возможно понять и объяснить в рамках законов природы. Те, кто ошибается, не понимают, что только воля Всевышнего действует по-настоящему, хотя она и использует путь причинно-следственной связи, дабы дать нам возможность постигать деяния Творца.

40Нет им конца и границ.

41Конец п. 38.

42Истинность раскрытия Его единства уходит корнями в истинную обязательность Его существования, как объяснено выше, в прим. 18. Так пишет Рабейну в книге «Клалим Ришоним»: «…Всеобщий порядок, включающий в себя все аспекты созданных (поскольку на нем эти аспект основаны) — это утверждение истинности Его единства, которое восходит к непреложности Его существования — центру всех неисчислимых достоинств Его совершенства». Совершенство Его, благословен Он, обязательно (непреложно), а не случайно. Как неизбежно Его существование — так же неизбежно, что Он совершенен во всех достоинствах. И это тоже относится к познанию единства — Он обязательно должен быть совершенен и единственен в Своем совершенстве. Эти знания — фундамент нашей веры, переданной нам с Синая (см. «Путь Всевышнего», ч. 1, г. 1).

43Это одно из фундаментальных открытий, которые объяснил Рабейну в этой книге: главная цель создания зла — раскрытие единства Его, благословен Он. Возможность выбора, данная посредством существования зла — только следствие этого. Это еще будет объяснено далее, см. п. 44. Отсюда понятно, почему Святой, благословен Он, должен уничтожить зло в будущем, ведь если бы зло было создано только ради выбора, трудно было бы понять, почему в будущем оно будет уничтожено.

44Пока недостаток и зло присутствуют в Творении, единство Его, благословен Он, не раскрыто реально. По-настоящему оно раскроется только тогда, когда зло будет окончательно уничтожено и станет ясно, что такова конечная цель зла — исчезнуть и своим исчезновением совершенно раскрыть единство Всевышнего.

45Поскольку зло изначально создано ради будущего уничтожения, дабы совершенно раскрыть единство Его, благословен Он, все его существование — временное. А существование добра — постоянно, добро вечно, поэтому его сила больше и оно способно победить зло. См. далее п. 130.

46Т.к. для полного раскрытия единства Всевышний должен окончательно уничтожить зло в будущем, как будет объяснено далее. А если бы задачей зла было только создать возможность выбора, то оно могло бы вечно выполнять эту функцию в нашем мире, как будет объяснено в начале п. 44, см. там.

47Корень создания недостатков и их будущего уничтожения.

48Далее п. 48 и п. 108 и далее.

49Так говорит Рабейну в книге «Путь Всевышнего»: «Каждым действием (выполнением заповеди), которое сделает, — посредством его будет подниматься на определенную ступень из ступеней близости к Нему, благословенно имя Его, и посредством этого удостоится некой степени из степеней освещения лица Его, соответственно близости к Нему, благословен Он, и усилится в нем степень совершенства, которая есть следствие степени этого освещения; а наоборот — это нарушение закона».

50Когда зло властвует, Святой, благословен Он, не открывает свет своего лица. Рабейну перечисляет три пути, приводящих к уничтожению зла: а) исполнением всей Торы и заповедей удостаивается человек «освещения лица Его», которое уничтожает всякий недостаток и зло; б) посредством того, что грешники получают наказание; в) посредством того, что из-за страданий люди пробуждаются к раскаянию.

51Выбор возможен только тогда, когда есть хоть какое-то сокрытие и истина не открыта совершенно. Поэтому в будущем, когда Всевышний отдаст всю власть только «освещению лица», чтобы раскрыть единство Свое во всей полноте — станет невозможным выбор.

52Дни Машиаха входят в эти шесть тысяч лет, и уже тогда не будет зла. См. Сангедрин (97а): «…Две тысячи лет — дни Машиаха, и из-за грехов наших великих осталось от них то, что осталось». После шестого тысячелетия мир будет уничтожен и обновлен. Это еще будет объяснено далее.

53См. комментарий Рамбана на Тору (Дварим 30:6): «Т.к. в дни Машиаха не будет у человека желаний, он будет естественно совершать достойный поступок, поэтому нет тогда (в эти дни) ни заслуги, ни вины (т.е. ответственности за преступление), т.к. заслуга и вина связаны с желаниями».

54Уничтожение зла в будущем произойдет ради раскрытия единства, поскольку это показывает силу Его неограниченной власти — власти, которая не ограничена при реализации своих планов тем, что выбор передан в руки человека. Поэтому выбор зла злодеями не мешает достижению благой цели: Святой, благословен Он, уничтожит зло и освободит нас ради раскрытия Своего единства, даже если все поколение будет виновно. Более того, с усилением зла увеличится и будущее раскрытие Его единства, как объяснит здесь Рабейну, и см. следующее примечание.

55Усиление зла помогает увеличить раскрытие единства, поскольку чем большей кажется власть зла и чем сильнее впечатление, что зло отрицает власть единства Всевышнего — тем больше раскроется сила власти Его единства в будущем. См. об этом также в прим. 65.

56Здесь Рабейну объясняет: из сказанного ранее на первый взгляд следует, что усиление зла необходимо для усиления раскрытия единства. Однако это не следует из Торы и высказываний мудрецов (как будет доказано на примере Адама). Ведь если бы первые люди не согрешили, то пришли бы к совершенству, минуя этапы усиления зла. Итак, вот объяснение противоречия: если бы мы были достойны, то единство прояснилось бы и в этом состоянии зла (без его усиления). (Например: ученик, схватывающий на лету, понимает краткие объяснения и намеки, а ученик, понимающий материал с трудом, нуждается в длинных и подробных объяснениях, и для него необходимо «конкретизировать» объяснения с помощью многочисленных аналогий и примеров).

57Казалось ему, что можно достичь некой цели, выбрав зло («хорош для еды и желанен для познания») против желания Всевышнего. Но если так, значит, есть и другие ценности (существующие сами по себе), кроме желания Всевышнего, а это противоречит признанию единства.

58Чтобы открыть нам милость Всевышнего, который дал нам возможность выбора. И понимал, что зло также создано во славу Всевышнего, как средство для раскрытия Его единства.

59Если бы он устоял перед соблазном змея в течение шестого дня, не было бы необходимости в шести тысячах лет войны всех поколений с дурным началом; ведь тогда Святой, благословен Он, на деле уничтожил бы зло в конце шестого дня, и с наступлением субботы Творение достигло бы совершенства. И с тех пор и далее человек вечно поднимался бы, ступень за ступенью, в мире награды.

60После того, как Адам поддался соблазну согрешить, он хотел оправдать свою ошибку посредством разных идей, которые мудрецы назвали вариантами ереси, подобно тому, как сыновья Израиля хотели оправдать служение тельцу тем, что желали предаваться разврату, запрещенному Торой, который был им разрешен до дарования Торы.

61Видя множество конкретных доказательств.

62В п. 36.

63Испорченность созданий и природы в период усиления зла, с одной стороны, и возвышение созданий и природы в период ослабевания и уничтожения зла, с другой стороны, свидетельствуют о единстве Всевышнего: зло приводит к сокрытию Его лица и посредством этого несет разрушение и смерть, а уничтожение зла приводит к освещению лица Всевышнего и приносит успех и благословение.

64Путь прояснения единства.

65В будущем откроется, каким образом с усилением зла человек приходит к совершенно нестерпимому состоянию, и понимает «яд» зла, и так до тех пор, пока зло не лопнет, как мыльный пузырь, само по себе — ведь «период сокрытия должен закончиться в любом случае, даже сам по себе». Посредством этого человек узнает «чудеса Создателя» — то, что зло уничтожает само себя, и из самого усиления зла вырастает спасение — уничтожение зла. Этим раскрывается единство Всевышнего, — и нет ничего противостоящего Ему, все делается во славу Его и по Его желанию.

66Было бы вечно два параллельных мира — этот мир как мир свободы выбора и будущий мир как мир воздаяния. Смотри далее, в п. 166, как сказано там: «Если так, почему оно (зло) должно исчезнуть? И без того зло приходит только к злодеям, оно ограничено и действует не согласно своей природе, а только исполняет справедливый закон».

67Полное (всеобщее) исправление подробно объяснено далее, в конце п. 170, см. там.

68П. 48 и п. 54.

69Звено, которое соединяет время служения, когда единство скрыто и зло властвует, с временем раскрытого единства, когда происходит получение награды, — это правление, приводящее к раскрытию единства через само правление добра и зла, как объяснено в п. 48: «Ведь, несомненно, не хочет Святой, благословен Он, долго идти по пути добра и зла, а потом оставить его в одно мгновение с тем, чтобы вернуться на путь абсолютной власти и единства, как будто человек, который раскаялся и передумал. Напротив, из глубины замысла…, что идя по пути добра и зла, достигнет, в конце концов, того, что все будет восполнено».

70Действия человека проистекают из его природы и качеств и инициируются ими. А Всевышний действует по своему желанию, которое совершенно не ограничено и необязательно. Так же и возможности Его неограниченны, и Он может действовать многими путями и бесконечным количеством способов (смотри прим. [18]). И он избрал по желанию своему эти пути, таким образом и в таком масштабе, который установил и открыл нам: «…Все это явления, вызванные к жизни Его желанием творить сообразно созданным. Поэтому в сфирот нам открывается это желание и то, что избрал эти способы правления. Это и есть сфирот и качества Его, поскольку Он избрал их и действует сообразно им, и этими путями хочет открыться нам, в соответствии с нашей способностью постигать. И обрати внимание на следующий абзац, в конце которого сказано: “качества стали Его качествами, а нарицательные имена — относящимися к Нему, поскольку Он осуществляет все, хотя это и не является Его неотъемлемым свойством, а исключительно Его желаниями”. И смотри далее, в п. 80: “И когда назовут Его Милосердным — значит, воля Его проявляется в рамках одного качества, имя которому милосердие, и качество это не отражает сущность Его, а существует по отношению к созданным и соразмерно им. Однако поскольку Он пожелал проявить это качество и придерживается этого пути, называем мы Его этим именем — Милосердный”. Смотри там объяснение этой глубокой идеи.»

71Смотри п. 36, прим. 18.

72Добро и совершенство, ниспосланные Творению, находятся в размерах и границах, которые созданы Всевышним в соответствии с уровнем и потребностью творений, которые Он пожелал создать. Поэтому все, что мы можем сказать о совершенстве и добре, — все это является недостатком по отношению к совершенству Всевышнего, который совершенен абсолютным совершенством, без размера и границ, и поэтому непостижим для нас совершенно.

73*Смотри далее, п. 80.

73Поскольку все формы правления и качества Его зависят от Его желания, власть Его над ними абсолютна, и Он не связан ими, как объяснено ранее, в предыдущем абзаце.

74Мы не можем постичь, каким образом Он совершает свои действия, мы постигаем только то, как эти действия воспринимаются нами.

75Поскольку далее объясняются пути правления Всевышнего, необходимо сделать это введение.


[7]Отмена действия закона, предусматривающего, что Святой, благословен Он, относится к нам соответственно делам нашим, указывает на Его единство, т.е. на то, что Он не связан никакими законами и ограничениями. Раскрытие единства — это центральная ось Творения, как сказал Рабейну в конце этого пункта: «И оказывается, что раскрытие Его единства и есть то, чего хочет высшая воля; и в соответствии с этим намерением Он установил законы для созданных Им». Другими словами, все законы связаны общей целью — раскрытием единства. Поэтому отмена действия каких-либо законов, например, законов выбора (см. далее п. 44), законов награды и наказания («добро добрым и зло злодеям»), отмена власти и силы, переданных Святым, благословен Он, злу — все это исходит от высшей цели Творения, как будет объяснено далее. В контексте слов Рабейну становятся понятны стихи, приводимые далее: «Ради себя, ради себя Я сделаю…»; «Я, Я тот, кто сотрет преступления ваши ради себя…» — т.е. Святой, благословен Он, уничтожит грехи ради раскрытия своего единства. Стирание грехов послужит инструментом для достижения цели Творения — раскрытия единства. И осквернение Всевышнего посредством греха обратится таким образом в инструмент и средство для освящения Его имени.

[8]Рабейну говорит, что центральная ось творения — раскрытие единства, и что именно в этом предназначение всего созданного. Выше, в п. 18, объясняется, что творение создано для того, чтобы было кому получать добро, ведь Всевышний открыл качество своей доброты, а свойство добра — нести его другим. Две этих цели (первая — раскрытие единства, и вторая — создание мира, чтобы нести ему добро) неразрывно связаны между собой. Намерение, заложенное в Творении — нести добро созданным, а способ несения добра — раскрытие Его единства, благословен Он, поскольку только это дает возможность добру быть совершенным — так, чтобы оно было получено созданными в заслугу, посредством служения, а не как подарок. Ведь раскрытие единства создает возможность для появления недостатков, а они, в свою очередь, дают место служению, как объяснено выше. Таким образом, раскрытие единства включает три последовательных следствия:1. Необходимость недостатков; 2. Возможность служения человека — тем, что он восполняет себя и раскрывает единство Творца, благословен Он; 3. Получение награды, которое, по сути, входит в раскрытие единства, поскольку человек в соответствии со степенью своей причастности к Всевышнему насладится раскрытием единства, и посредством все большего и большего постижения раскрытия этого единства будет происходить бесконечное возвышение в будущем мире, как объяснено в п. 54 и в конце п. 170 (см. там прим. [59]).

И смотри в книге «Клалим Ришоним», п. 10: «..поскольку необходимо сначала прояснить единство Его, и это происходит посредством сокрытия истины в начале и ее открытия в конце. После того как истина будет прояснена, души смогут получать одно возвышение за другим, постигая глубину и величие этой истины, уже проясненной». В начале правил из книги «Кинат А-Шем Цвакот» приведена мысль, что одно из проявлений мудрости Всевышнего — это соединение многих аспектов вместе, поэтому выбрал Он раскрытие единства как центр Творения, и включил в него весь процесс несения добра. И объясняет также Рабейну в книге «Клах Питхей Хохма», врата 3, 4: «Цель Творения — нести добро в соответствии со стремлением Всевышнего нести добро, т.е. нести добро совершенное». Бесконечный пожелал нести совершенное добро так, чтобы даже стыда не было у получающих его, и решил на деле раскрыть Свое абсолютное единство — что нет перед ним никаких препятствий и нет у него недостатков. Поэтому установил Он такую систему правления, при которой на деле произойдет обращение зла в добро. Т.е. сначала злу дана свобода проявления, а в конце все, абсолютно все разрушение будет исправлено, и все зло обернется настоящим добром. И раскроется единство, а само оно и есть наслаждение для душ.

И в той же книге пишет Рабейну в объяснении к четвертым вратам (часть 2, стр. 12): «В соответствии с законом непостижимой мудрости Господа, благословенно имя Его, служение должно быть единым явлением, в котором все детали органично сочетаются и которое построено на глубоком замысле, а не случайном сочетании, так, чтобы был единый корень у всего, что входит в него. И так установила Высшая мудрость, что нет никакого явления, в котором служение было бы органичным, т.е. идеально проистекало бы из него, кроме желания на деле раскрыть единство Всевышнего. Именно это желание создает прекрасную возможность для служения. И более того: само это явление (раскрытие единства) будет добром (принесенным человеку) …и смотри, что будет их наградой — раскрытое единство, которое откроется им, когда они постигнут его, и это будет самым совершенным добром. И это значит, что награда за исполнение заповеди есть только в будущем мире, она только в том, что души постигают свой источник, и степень наслаждения соответствует важности постигнутого. И когда постигнут раскрытое единство в должной мере, тогда наслаждение будет совершенным, совершенным со всех сторон: со стороны получателя — в том, что не будет у него никакого препятствия, и со стороны самого света, который и есть совершенное единство, вершина наслаждения, которое может быть у души.

Отсюда следует обобщение: когда Бесконечный, благословен Он, захотел дать (человеку) служение, соответствующее тому совершенному добру, которое Он хотел принести, и установил, каким образом человек сможет действовать, Он знал, что во всех аспектах Его совершенства нет ничего, что нуждалось бы в созданных и дало бы им возможность служения, кроме того добра, которое Он им хотел принести, т.е. той силы, которая обращает зло в добро, что и есть, по сути, абсолютное единство, как я уже писал. Поскольку единство (несмотря на то, что, когда оно совершенно, то не нуждается в служении) создает возможность существования недостатка (не быть на самом деле, а быть отвергнутым силой совершенства), возможно явление, когда ради раскрытия добра Творец скрывает Свое совершенство, чтобы затем раскрыть его на деле, т.е. как будто разрушить свое совершенство ради последующего исправления. И именно через этот закон Создатель сделал все, что сделал — дал место сущим, дал место для их служения и установил им дорогую награду». И смотри там же дальше.

[9]Согласно словам змея (комментарий Раши, Берейшит 3:5): «Всякий мастер ненавидит других в своей области …от дерева ел (Всевышний) и создал мир; будете как боги — создатели миров!» Это значит, что, поев плод древа познания, получите свободу выбора и сможете действовать в соответствии с вашими желаниями, против желания Всевышнего, и как бы состязаться с ним. Целью этих соблазняющих слов змея было исказить знание о единстве Всевышнего.

[10]Как написано (Берейшит 3:17—19): «Проклята земля из-за тебя…колючки и сорняки взрастит тебе… в поте лица своего будешь есть хлеб…» и т.д. — посредством этих разрушений выросла власть зла, и это же дает возможность усилить прояснение единства. И необходимо добавить: трудности, существующие в нашем мире, создают сокрытие единства Всевышнего. Из-за того, что человек вынужден прикладывать усилия для добычи пропитания, ему кажется, что его сила и крепость рук помогают ему. И здесь открываются широкие возможности для работы по познанию единства — увидеть в каждой составляющей этих усилий (прикладываемых человеком для добычи пропитания), что прикладываются они только для того, чтобы выполнить постановление Всевышнего «в поте лица своего будешь есть хлеб» — понять и уяснить для себя, что на самом деле только Всевышний — «Тот, кто дает тебе силу достичь богатства».

[12]Согласно писанию (Йешаягу 45:15): «Хотя Ты скрываешься, Всесильный, Б-г Израиля, спасаешь [Ты]…», и сравни это с объяснением учеников рабейну Йоны (Брахот, конец п. 4): «Несмотря на то, что Ты скрываешься, Ты — Всесильный, Б-г Израиля, который совершил для них множество чудес. И в избавлении (посланном Тобой Израилю) видят Тебя сыны человеческие, Ты открываешься им, и они узнают Тебя» — только со стороны дел мы знаем Всевышнего.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»