Из цикла «Даат Твунот», темы: Провидение, Разум, РАМХАЛЬ, Мировоззрение, Даат твунот, Вера
1.СКАЗАЛА ДУША: Жажду я постичь некоторые из понятий, о которых сказано (Дварим 4:39): «И примешь сердцем своим, что Создатель — это Всесильный».1 Ведь понятия эти относятся к основам веры, и каждый обязан всеми силами стремиться познать их.
2.СКАЗАЛ РАЗУМ: На что обращено твое внимание? Ведь основ веры тринадцать. Какие из них ты хочешь рассмотреть?
3.СКАЗАЛА ДУША: Все тринадцать основ веры я принимаю безусловно и без всякого сомнения. Однако есть среди них понятные мне, а есть те, что не ясны для меня полностью, хотя и приняты мной на веру.
4.СКАЗАЛ РАЗУМ: Что ты принимаешь на веру, а что понятно тебе?
5.СКАЗАЛА ДУША: Само существование Всевышнего как Творца, Его единство, вечность, пребывание вне всякого тела и вне каких-либо телесных свойств, сотворение мира, пророчество, пророчество Моше, Б-жественное происхождение Торы и ее неизменная вечность — все эти вещи не только истинны в моих глазах, но и понятны. А вот Б-жественное провидение, награда и наказание, приход избавителя [Машиаха] и воскрешение мертвых — это те вещи, в которые я, конечно, верю в силу обязанности, однако хотела бы достигнуть в них ясности и понимания.
6.СКАЗАЛ РАЗУМ: В чем же, собственно, твои затруднения?
7.СКАЗАЛА ДУША: Круговорот событий, происходящих в мире, на первый взгляд демонстрирует отсутствие всякого провидения, и тем более трудно проследить, к чему все движется, чего хочет Творец от созданного Им мира, к чему Он его ведет и что произойдет в будущем.2 Созданное Творцом столь необъятно широко, что никакое сердце не вместит все Его деяния. Хочу я, чтобы ты научил меня верному способу постигать прямоту деяний Всевышнего, не отклоняясь от истины ни на шаг влево или вправо.
8.СКАЗАЛ РАЗУМ: Но ведь среди деяний Всевышнего есть вещи очень глубокие и трудные для понимания. Например, проблема страдающего праведника и благоденствующего злодея затрудняла даже величайших мудрецов и пророков, включая Моше, учителя нашего, потому что невозможно постичь это.3
9.СКАЗАЛА ДУША: Отложим частности, которые невозможно понять. Я хочу охватить разумом хотя бы общие принципы, чтобы, по крайней мере, видеть общий замысел и смысл во всем многообразии этих явлений.3* И тогда, даже если частности останутся непонятыми, скажу себе: «Не дано тебе завершить всю работу» (Авот 2:21).
10.СКАЗАЛ РАЗУМ: Безусловно, Творец основал созданный им мир на правосудии и управляет им посредством справедливого суда, и ты увидишь это без тени сомнения, как засвидетельствовала сама Тора Израиля, переданная нам через Моше (Дварим 32:4): «Твердыня; совершенны Его деяния, все пути Его — правосудие, верен Всесильный и нет в Нем несправедливости, справедлив и праведен Он».
11.СКАЗАЛА ДУША: Справедливость суда и глубина совершенного замысла Творца, о которых ты упомянул — это и есть то, что я прошу объяснить мне с предельной ясностью, просто и основательно.
1Здесь Тора заповедала веру в единство Всевышнего. Далее подробно объяснено, что в основу этого понятия входят Б-жественное провидение, награда и наказание, цель создания человека и мира. (р.Ф.)
В оригинале приведенного высказывания употребляются два имени Всевышнего: не произносимое вслух четырехбуквенное, которое в обыденной речи заменяется словом А-Шем (буквально: «то имя»), и имя, произносимое как Элоким. Если имя «А-Шем» характеризует Всевышнего как отстраненного (святого) Творца, неподверженного влиянию созданного им мира и ведущего его к неизбежной конечной цели, то имя Элоким, напротив, характеризует Всевышнего как того, кто прямо управляет всеми процессами, происходящими в мире, и строит это управление в том числе и в зависимости от поступков живущих в мире людей.
Тем самым приведенное высказывание Торы призывает понять, что отстраненный (святой) Творец и есть тот, кто управляет всем происходящим в мире, реагируя на поведение людей как судья, и при этом направляет общее движение всех процессов к задуманной Им конечной цели (прим. переводчика)
2«К чему движется» — провидение, «чего хочет» — какая работа возложена на нас, «к чему ведет» — Машиах, «что будет» — воскрешение мертвых.
3Пророк Йермиягу спрашивал: «Почему пути злодеев успешны?» (12:1), Моше просил: «Объясни пути Твои» (Шмот 33:13). Объясняет Гемора (Брахот 7а): «Спросил Моше: почему есть праведник, которому плохо… и злодей, которому хорошо? Сказал раби Меир: не дано понять этого, в соответствии с тем, как ответил Всевышний Моше: “Проявлю милость к тому, к кому проявлю — даже если он не достоин”», т.е. это выше человеческого понимания.
3*Можно понять общее объяснение такого явления, как «праведник, которому плохо»; однако понять частности, т.е. почему одному праведнику плохо, а другому — хорошо, невозможно.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей