Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Созданию материи предшествовало желание Творца. Он управлял различными вляниями, материализуя сущность будущего творения. Подобно материи, из каждого влияния возникает соответствующее создание.

193.СКАЗАЛА ДУША: Можно ли понять механизм творения — как из «ничего» появляется «нечто»?

194.СКАЗАЛ РАЗУМ: Каким образом действует Святой, благословен Он, мы постичь не можем, и ты это уже знаешь526, т.е. невозможно понять механизм Его действий. Однако вопрос, который нам позволено задавать — на что Он воздействует и в каком порядке. И теперь я отвечу на твой вопрос. Материя, которую создал Святой, благословен Он, — это совершенно новое явление, созданное непостижимыми возможностями Всевышнего, и для нас невозможно понять, как Он создал ее. Мы можем понять, однако, в каком порядке Он действовал, ее создавая, поскольку понимая это, мы понимаем только иерархию Его действий.

Скажем так: возможность создания материи, безусловно, всегда присутствовала у Всевышнего, и ее появление было предопределено527, ведь не можем же мы считать, что произошло какое-то изменение или нечто добавилось ко Всевышнему, как будто появилось то, чего ранее не было вообще. То есть созданию материи предшествовало желание ее создать528, однако это нельзя назвать даже потенциальным существованием мира, поскольку нет никакой связи между простой сущностью Всевышнего и Его созданиями529, и любые определения, относящиеся к созданным, не имеют отношения к сущности Его, благословен Он530. Только тогда, когда Он непосредственно захотел создать материю, создал Он виды влияния, свойствами которых было привести к появлению материи, и у них есть отношение к материи531, поскольку такими Он создал их — в рамках, подходящих для того, чтобы появилась материя. Как я уже сообщал тебе, эти виды влияния следуют один за другим в порядке понижения, и непосредственной причиной существования материи может быть назван только последний вид влияния, низший из всех532, и это я также объяснял тебе ранее533.

Выходит, с момента, когда было создано первое влияние, его сущность уже предусматривала создание материи; можно сказать, что материя была включена в него [это влияние]. Ведь создание материи — свойство этого влияния, и благодаря ему материя была создана. Однако это все еще косвенная, далекая причина, поскольку суть этого влияния намного более возвышенна, чем необходимо для появления низменной материи. Второе влияние является более близким к материи, и в свойствах его появление материи ближе, чем в свойствах первого влияния. И так далее, во всех влияниях, которые были созданы ради появления материи, и из последнего из них материя появилась фактически. Первое влияние — это не что иное как суть материи, однако оно находилось под слишком сильным влиянием Всевышнего534. И второе влияние — это также суть материи, но оно находится под влиянием меньшей силы, чем первое535. Поскольку все влияния — это сущности, посланные и излитые Творцом, благословен Он, то с того момента, как сущность «отослана», и до того, как она реализовалась, она называется влиянием536. А когда цель этого влияния материализуется и станет одним из созданий, тогда она будет называться «следствием» [порождением]537. И выходит, что влияния и их порождения — по сути своей одно и тоже, однако влияния относятся к провидению Всевышнего, а порождения — это сами сущности, рожденные провидением538. Однако природа провидения неизвестна нам, как и природа других Его качеств, как, например, Его знания, памяти, милосердия, поскольку все они не являются внешними по отношению к Нему, в отличие от нашего знания, памяти и милосердия. Однако мы постигаем виды провидения с точки зрения их воздействия, а их воздействие — не что иное как создание сущностей539 и «отсылка» их бытия и их сути от Него, благословен Он540. Этого достаточно для ответа на твой вопрос.

195.СКАЗАЛА ДУША: Я радуюсь моей доле, тому, что получила от тебя великие и глубокие знания и утвердилась в истинной и совершенной вере во все то, в чем должен быть тверд каждый последователь веры Моше и Израиля, и да пребудет Мир с Израилем.

 


526Выше, в конце п. 46.

527Т.е. ей уже было суждено появиться.

528См. в начале п. 116, там объясняется, что у Всевышнего всегда было желание и возможность создать Творение.

529Так же как сущность Всевышнего «проста», т.е. не имеет границ и разделения на составляющие, и поэтому ее невозможно определить и описать, — так же невозможно определить все отношение сущности Всевышнего к Творению. И нельзя сказать, что Его способность создать Творение мы определяем как «Творение в потенциале», поскольку это описание отношения.

530Выше, в п. 116, Рабейну объяснил, что понятия «потенциально» и «фактически» тоже созданы, поэтому они хороши (верны) только внутри Творения и по отношению к нему. Поэтому нельзя сказать, что до акта сотворения Творение существовало в потенциале.

531Первопричины, созданные для того, чтобы в конце цепи появилась материя, содержали в себе материю «в потенциале».

532Только последняя причина, образовавшаяся как последний этап в цепи причин, предшествующих ей, создает материю в реальности. И так объясняется далее.

533В п. 132.

534Уже первопричина содержала в себе влияние, рождающее материю, ведь в конце она появилась. Однако сама по себе причина еще была тонкой, духовной, и ее достоинство было очень высоко по отношению к материи, которая реализовалась в конце.

535Второе влияние, возникшее как следствие первого влияния, было образовано с меньшей силой, т.е. с духовной силой, занимающей вторую ступень. Поэтому оно (2-ое влияние) не так чисто и в чем-то ближе к материи.

536Рабейну подчеркивает, что здесь мы занимаемся влияниями, «посылаемыми Им», а не самими созданиями, у которых есть собственное бытие. Эти влияния были созданы в начале (и называются «мир Ацилут»), как объясняется в п. 114 и прим.199, затем были созданы «отдельные» (т.е. обладающие собственным бытием) создания в мирах Брия (Творения), Йецира (формирования, образования) и Осия (действия).

537Влияния — это причины, реализующие свои порождения — создания, которые «существуют», т.е. у которых есть собственное, отдельное бытие, и это отличает их от путей влияния, которые представляют собой «раскрытия» Всевышнего (т.е. не существуют отдельно от Него).

538Пути правления и создания рассматриваются здесь вместе, поскольку они симметричны друг другу: из каждого влияния возникает соответствующее создание, аналогичное ему.

539Действие провидения — это создание сущих, т.е. создание материи и построенных из нее созданий.

540Общий итог: о путях правления и провидения Всевышнего можно судить только по их отношению к созданным, т.е. по их отражению в созданных ими созданиях. С помощью созданий мы поймем образы правления, ведь это причины, посредством которых происходит «отсылка бытия и сути созданиям от Всевышнего». Однако нам недоступно понимание того, как возникли создания, «нечто из ничего», посредством этих причин, поскольку наш путь постижения — «от позднего к раннему», т.е. глядя на создания, являющиеся следствиями, мы понимаем, что Всевышний создал для них причины. Но понять, как эти причины действуют, мы не можем (см. выше, конец п. 46). Поэтому не в наших силах постичь процесс «от раннего к позднему» — т.е. как из ничего возникло нечто, поскольку это не отражено в созданном объекте.

Благословен Всевышний вовеки веков! Омейн, Омейн!


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

Праотец Яаков. Встреча с Эсавом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Иудаизм и Антисемитизм

Рав Александр Айзенштадт

Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Праотец Яаков. В шатрах мудрецов

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.