Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Наслаждения, Элиэзер Гервиц, Материальность, Самоконтроль
Да, многие законы в иудаизме носят ограничительный характер. Но их ограничения направлены на то, чтобы помочь человеку не делать сегодня того, о чем он пожалеет завтра. Человеку может нравиться состояние алкогольного опьянения, но за ним наступает похмелье. Цель иудаизма — устранить «похмелье» упадка, предотвратив сам «упадок». Человек остается духовно и морально чистым только тогда, когда он ограничивает свои желания. Вот почему иудаизм накладывает ограничения на пищу, стиль одежды, работу в шабат и праздники, сексуальные отношения, контролирует склонность человека к злоупотреблению правами других людей. Иудаизм вовсе не ставит целью сделать человека несчастным. Напротив, эти ограничения помогают достижению удовлетворения на более высоком уровне. Радость близких и искренних отношений с супругой намного превосходит переживания случайной встречи. Шабат приносит гораздо больше духовного наслаждения, чем доза наркотика.
Некоторые могут возразить, что человеку необходима абсолютная свобода. Звучит прекрасно, но совершенно невыполнимо на практике. Абсолютная свобода означает удовлетворение своих личных устремлений, даже за счет попрания прав других людей. Абсолютная свобода может принести с собой волну убийств, ограблений, насилия, распад семьи и общества. Абсолютная свобода позволяет человеку разрушать свое тело пищевыми излишествами и наркотиками. Ясно, что некоторые ограничения нужны для пользы самого человека. Для того, чтобы дать дорогу всему хорошему, заложенному в человеческой природе, иудаизм ограничивает его вредные импульсы.
Однако не следует впадать в заблуждение, думая, что иудаизм тождественен аскетизму и проповедует лишения ради лишений. В действительности, иудаизм полностью отвергает идею, согласно которой человек рождается для страданий и должен поэтому отказывать себе во всех удовольствиях. Напротив, иудаизм полагает, что радости этого мира были созданы для человека, и, отвергая удовольствия, человек отвергает доброту Б-га. Закон велит радоваться в праздники, сопровождая их веселым застольем и песнями, достойно одеваться, есть здоровую и вкусную пищу и жить со всеми удобствами. Иудаизм наставляет своих адептов не бежать от мира, но жить в нем: вступать в брак и рожать детей (этот призыв относится также и к служившим в Храме коаним). «Служите Б-гу с радостью» — основной принцип иудаизма. Всякий, кто побывал на праздновании Пурима, на еврейской свадьбе, на хасидском собрании или на торжестве в ешиве, знает, как могут веселиться евреи. Еврейские песни, юмор и кухня широко известны и ценятся не только евреями. Безусловно, религиозные евреи участвуют в большинстве аспектов современной жизни, но они всегда избегают теневых ее сторон, помня, что их задача в жизни — сохранить искру святости, которой наделил их Б-г.
Позволяя евреям разделять радости жизни, иудаизм предостерегает против гедонизма и материализма. Следует помнить, что человек живет на земле не только с целью получить удовольствие и накопить состояние. Действительно, стремление разбогатеть, утереть нос соседу, защитить свое добро от грабителей и налогового чиновника приводят даже самых спокойных людей к язве желудка. Можно испытать мимолетное удовлетворение от обладания дорогими вещами или найти его в алкоголе, наркотиках и распущенности — но все это только поверхностное, временное «счастье». Что останется, когда пройдет этот миг? Что ждет вас на склоне лет, когда вы уже устали от жизни? А что остается умирающему? Как могут эти несколько моментов радости компенсировать весь ужас отчаянных поисков еще одной дозы наркотика или стакана вина, леденящий страх в преддверии смерти?
Иудаизм призывает к разумной, уравновешенной жизни. Не отказывай себе в радостях мира, но и не теряй ощущения меры, контроля над собой. Радуйся еде, праздничному застолью, но не объедайся. Стремись к долговременному счастью, которое сопутствует стабильной семье, к жизни без стрессов, проходящей в постоянной преданности Б-гу. Испытывай постоянное удовлетворение от того, что ты — полноправный член еврейского народа, знай, кто ты есть и к кому ты можешь обратиться за помощью. Стремись в душе своей к миру, который дается осознанием преходящести нашей жизни на земле — истинная награда ожидает тебя в Грядущем Мире.
Это и есть идеальное бытие. Оно возможно только в организующих, ограничивающих рамках законов Торы.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.