Темы: Душа, Досуг, Ашер Кушнир
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНе пойму, почему ортодоксальные круги не приобщаются к общечеловеческой культуре? Неужели общественные мероприятия, телевизор, театр и кино вам не интересны? Почему такое пренебрежение?
К ответу на ваши вопросы можно подойти по-разному. Попробуем дать один общий ответ, поэтому начнём издалека.
Давайте проясним: а откуда вообще появляется массовая, общечеловеческая культура? Есть этому две внутренние причины.
1. Душевная потребность
У человека есть душа и тело. Так же, как у тела есть потребность к еде, то есть, источнику энергии, дающему ему витальную силу, так же и у души есть потребность в духовной пище и энергетическому заряду. Так же, когда тело ощущает недостаток энергии, то человек начинает испытывать чувство голода и хочет есть, когда душа пуста, человек начинает ощущать, что ему скучно и начинает искать, чем её заполнить. По этой причине ещё с древних времён правители знали, что, чтобы держать народ в повиновении, надо дать ему две основные потребности: хлеба и зрелищ. Хлеба — для тела, и зрелищ — для души. Итак, душе необходима духовная пища.
2. Свободное время
В былые времена человек большую часть дня тяжело работал, и успевал разве что сделать что-то по хозяйству и удовлетворить голод тела, поесть и поспать, поэтому голод души не успевал пробудиться. Но, с появлением научно-технического прогресса, человек стал работать меньше, в результате у него появилось свободное время, и тогда…
Проблема досуга
Когда у подавленной души появилось свободное время, ей стало скучно, беспокойно и она тут же захотела духовной «пищи». Это привело, как массовое явление, к проблеме, известной под названием — «проблема досуга». То есть, если не дать душе какого-то «корма» в свободное от работы и от еды время, то появится проблема: то ли человек впадёт в тоску, уныние, а то и в депрессию, то ли разнесёт всё вокруг себя. Поэтому, чтобы справиться с проблемой досуга, человечество придумало культуру досуга, создав целую индустрию развлечений: кино, театры, танцы, телевизор, видео, игры и т.д. Теперь человек сидит спокойно и не создаёт проблем, и более того, он теперь настолько занят и увлечён, что только попробуйте его отвлечь…
Итак, массовая культура появляется как реакция на бессмысленность свободного времени человека и является эффективным средством для того чтобы это время спокойно и приятно «убить».
Не надо нервничать
Возможно, что такая постановка вопроса вас слегка возмутит и даже рассердит. Но, заметьте, мы пытаемся понять причину причин зарождения массовой культуры, а не обсуждаем саму культуру. Естественно, что, уже находясь в рамках самой культуры, там, изнутри, всё выглядит по-другому. Но, как только попробуем взглянуть на всю тему в общем, сверху вниз, то увидим, что специфический вопрос о человеческой культуре неизбежно приводит к глобальному вопросу о смысле человеческого существования.
Две формы жизни
Здесь не место подробному разбору этой темы, поэтому, упоминая только выводы, скажем, что у Человека есть возможность выбрать два пути в жизни, один — со смыслом, то есть, с ясным осознанием цели своего существования, другой — без этой цели, бессмысленно.
Если у кого-то глобальный смысл личного существования отсутствует, что, увы, как правило, характерно для большинства людей, то природа человека велит обязательно начать его искать. И пока он занят работой, иллюзия осмысленной жизни переполняет его. Но как только человек, вернувшись домой, успевает поесть, отдохнуть, помыть, починить и т.д., — приходит душевная пустота и скука, он не знает чем заняться. Вот тогда-то ему действительно необходимы средства культурного времяпровождения, чтобы себя чем-то занять, как-то развлечь, отвлечь, то есть, придать хоть какое-то содержание своей жизни.
Но если предположить, что у человека есть ясная цель жизни — то вопрос стоит совсем по другому: а зачем ему вся эта «культура»?
Вот теперь можно ответить на ваш вопрос.
Почему не приобщаетесь к общечеловеческой культуре?
Религиозному еврею, у которого жизнь переполнена смыслом существования, как на работе, так и в свободное от работы время, когда каждая минута должна быть заполнена учёбой и добрыми делами или подготовкой к ним, нет ни потребности, ни нужды «приобщаться» к массовой культуре. Он живёт с постоянным ощущением, что жизнь коротка и каждая минута дорога, поэтому растрачивать своё драгоценное время ему просто некогда…
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Субботний покой строится отнюдь не на наших субъективных понятиях о том, что называть работой, а что отдыхом.
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Берл Набутовский
Рав Ашер Кушнир
Почему вы лезете в нашу жизнь?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Почему в общем списке Десяти заповедей эта, про субботу, стоит именно здесь, после трех первых? Ей место либо в начале, либо в конце
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Ашер Кушнир
Бывает ли искусство бездуховным? Или только человек?
Рав Ашер Кушнир
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дня как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: «Очистите себя перед Г-сподом».
Неизвестный автор
Ноты мелодий молитвы Коль Нидрей .
Звулун Квартин
Неизвестные исполнители
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Ночь перед праздником Йом-Кипур
Неизвестные исполнители,
из цикла «Канторское пение»
Неизвестные исполнители,
из цикла «В помощь начинающему хазану»