Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Современность и Тора, Евреи, Галут, Элиэзер Гервиц
Термины «современный» и «старомодный» сугубо относительны.
Что считается современным сегодня, легко устаревает завтра. Что кажется давно минувшим, может воскреснуть во взрыве ностальгического безумия. Не нужно быть историком, чтобы осознать, как быстро меняются моды, стили причесок, развлечения, интересы человека и его ценности. Если бы иудаизм должен был приспосабливаться к каждому изменению общественного вкуса, он вряд ли бы остался стабильной религией. Его приверженцы не были бы уверены в том, в моде или не в моде на этой неделе некий конкретный закон.
Основные законы иудаизма относятся к вечным условиям человеческого существования. Нет ничего устаревшего в таких призывах, как «Чти своих родителей» или «Не убивай». Мишпатим — законы, регулирующие отношения между людьми, — также актуальны в наши дни, как и тысячи лет назад, когда Б-г передал их Моше Рабейну. В мире все еще есть бедные и больные, и они так же нуждаются в помощи, как и раньше. И сегодня людям необходимо напоминание «люби ближнего как самого себя», предостережения насчет злословия, клеветы и оскорбления соседей. Преступность повсеместно растет, что отнюдь не уменьшает значения запретов убийства, грабежа и мошенничества.
Еврейские праздники помогают нам оживить славные страницы еврейской истории. Празднуя Песах, Сукот, Пурим, Хануку и другие праздники, мы объединяемся со всеми евреями, которые гордятся своим еврейством. А обезличивание в современном мире и такое понятие как «одиночество в толпе» увеличивают, как никогда ранее, потребность в Б-ге, пекущемся лично о нас. Поэтому воз-можность приблизиться к Б-гу с помощью молитвы и соблюдения шабата остается поистине живительной.
Конечно, технические открытия создали новый мир, отличающийся от того, который видел дарование Торы. Определенные законы Торы, особенно относящиеся к Храму, неприменимы сегодня. Большинство еврейских законов применимы к любым новым условиям, например, в ситуации крупных изменений, которые принесло использование электричества. Мудрецы нашего времени, соединенные живой, динамической связью с законами, которые сформулировали прошедшие поколения, распространяют точку зрения Торы на современные случаи, оставаясь в то же время верными вечным Б-жественным идеалам. Они позволяют иудаизму противостоять вызову любого века.
Непостижимо, как иудаизм процветал среди столь различных народов и культур в течение веков и не только в Эрец Исраэль, но также в Вавилоне, Испании, Марокко, Польше, Румынии, Венгрии, России, Восточной Европе, Южной Америке, Канаде и США. В каждой из этих стран евреям удавалось оставаться уважаемыми и лояльными гражданами, сохраняя при этом преданность своей религии. Они выжили как евреи, потому что приспосабливали окружающую культуру к иудаизму, а не наоборот. Основные законы и идеалы иудаизма стоят над временем, они универсальны, что позволило им укорениться в различных странах в разные исторические эпохи. Таким образом, нет никакого противоречия в том, чтобы быть соблюдающим заповеди евреем и, одновременно, участвовать в делах современного мира.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»