Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Скромность в поведении, Интимные отношения
1. Запрещено изливать семя напрасно, и это — более серьезное преступление, чем все преступления, запрещенные Торой. И те, кто занимается рукоблудием и изливают семя напрасно, не только нарушают важный запрет, но и должны быть отлучены от общины, и о них сказано: «Руки ваши кровь наполняет», и такой человек как будто совершил убийство. И посмотри, что написал Раши в комментарии на главу «Ва-Йешев» отрывок про Эра и Онана: он сказал, что именно из-за этого преступления они умерли. И иногда в наказание за это преступление, Б-же упаси, у человека умирают маленькие сыновья или вырастают злодеями, сам же человек беднеет.
2. Запрещено человеку сознательно вызывать у себя эрекцию или сознательно вызывать у себя сексуальные желания. Если же у человека возникла мысль об этом, ему следует направить свое сердце от суетного к словам Торы, которая названа «любимой ланью» и «миловидной серной». И известно, что размышления о разврате не может пересилить только сердце, не наполненное мудростью. И следует внимательно следить за тем, чтобы избегать эрекции. Поэтому запрещено человеку спать на спине, лицом вверх, или спать лицом вниз, следует же спать на боку, чтобы не возникло эрекции. И не следует двум неженатым мужчинам спать вместе. И не следует смотреть на скотину, зверей или птиц в момент, когда самец нуждается в самке. И запрещено ездить на животном верхом без седла.
3. Когда мужчина мочится, ему запрещено держать рукой место обрезания, чтобы удобнее было мочиться. Если же он женат, и жена его в одном с ним городе и не в состоянии ниды, по букве закона ему это разрешено, поскольку тот, «у кого есть хлеб в корзине», не станет размышлять о запретном и разжигаться. Однако качество праведности требует воздержаться от этого в любом случае. Трогать же руками это место не для того, чтобы помочиться, ему запрещено даже по букве закона1.
4. Во время ночной трапезы не следует слишком много есть и пить и не следует есть тех кушаний, которые разогревают тело, как, например, жирное мясо, молочные кушанья, сыр, яйца и чеснок. Также не следует пить разогревающих тело напитков. Это запрещено потому, что все эти вещи приводят к обсуждаемому здесь преступлению.
5. Если с человеком случилось, Б-же упаси, случайное семяизвержение ночью, то, когда он проснется, должен омыть руки и сказать с сокрушенным сердцем: «Властелин мира! џ сделал это не намеренно, только из-за плохих размышлений и плохих мыслей; поэтому по воле Твоей, Г-сподь, Б-г мой и Б-г отцов моих, сотри в милосердии Своей преступление это и спаси меня от этих и подобных плохих размышлений, навсегда, амен, и да будет такова Твоя воля».
6. Тот, кто хочет уберечься от этого греха, пусть оберегает свои уста от непристойностей, лжи, сплетен, злоязычия и насмешек. И также пусть оберегает свои уши от того, чтобы слушать все это. Также пусть он всегда старательно исполняет все свои обеты. И пусть он не тревожится слишком сильно. И также пусть остерегается плохих размышлений. Прежде же, чем идти спать, пусть позанимается Торой или прочтет первые четыре главы Тhиллим (см. выше, глава 132, параграф 5). И пусть следит за тем, чтобы не спать в комнате одному.
7. О том, что делать тому, кто не уберегся от этого преступления, рассказано в книге «Йесод Йосеф», автор которой выбрал и свел воедино отрывки из святых книг своих предшественников. Здесь я приведу некоторые из этих отрывков вкратце. Этому человеку следует:
— стараться быть сандаком, чтобы ребенка обрезали у него на коленях, и в особенности следует стараться быть сандаком, когда обрезают ребенка из бедной семьи;
— побольше давать милостыни бедным;
— соблюдать Шаббат по всем его законам, наслаждаться им и зажигать побольше свечей на Шаббат;
— любить и почитать изучающих Тору;
— молиться со вниманием и с плачем;
— избрать своим главным качеством скромность, и, слыша, как его позорят, молчать и прощать;
— выполняя какую-либо заповедь, тратить на это свои физические силы и делать это поспешно, чтобы тело его разогревалось от этого; в особенности это относится к заповедям, связанным с Песахом;
— растить сыновей для изучения Торы и приучать их трепетать перед Небесами;
— растить сироту у себя в доме, обращаясь с ним, как с собственным сыном;
— выполнять заповедь «вводить невесту под хупу» (то есть готовить ее к свадьбе — перев.);
— подниматься для чтения Торы как минимум раз в месяц, и произносить благословения на чтение Торы громким голосом, а во время чтения Торы смотреть в свиток и читать шепотом вместе с хазаном;
— быть всегда среди десяти первых приходящих в синагогу;
— вставать в середине ночи, чтобы читать «Тиккун Хацот» с плачем. Если же невозможно ему встать в середине ночи, пусть читает Тиккун Хацот после этого;
— любить мир и стремиться к миру.
(И см. ниже, глава 198, параграф 7).
1 Подробности на эту тему см. МБ, глава 3.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Переводчик Виктория Ходосевич
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Захария Матитьяу
Майсы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Несмотря на то, что Ноах был праведным в своем поколении, он не достиг духовной цельности. При этом Ноах верил во Всевышнего и не обращал внимания на скепсис современников.