Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Муж и Жена, Скромность в поведении, Интимные отношения
1. Подобает человеку приучить себя в моменты половой близости проявлять исключительную святость, чистоту мыслей и спокойствие духа. Не следует проявлять легкомыслие, общаясь с женой, и не следует осквернять свои уста суетными речами, даже в интимной беседе. Вот ведь и Писание говорит: «…и сообщает Он человеку беседу его», и сказали учителя наши благословенной памяти: даже пустяковый разговор мужа с женой пересказывают ему во время Суда.
Следует разговаривать с женой во время половой близости, а также до нее только о том, что необходимо для ее осуществления. Если же они были в ссоре, а в этом случае супружеская близость им запрещена, мужу разрешается поговорить с женой, чтобы помириться с ней и чтобы она не сердилась.
Осуществлять половую близость следует со всей возможной скромностью. Если он снизу, а она сверху — это «наглый» способ. Поучает Талмуд о рабби Элиэзере, рассказывая, что он исполнял супружескую обязанность с таким трепетом, что казалось, что принуждают его.
2. Во время исполнения супружеской близости мужу следует размышлять о словах Торы и о других вещах, связанных со святостью. И хотя запрещено повторять их вслух, размышлять о них разрешается, и заповедь требует этого, поскольку в данном случае размышление о словах Торы не приравнивается к их произнесению. Хотя в грязных местах запрещено даже размышлять о том, что связано со святостью, этот запрет связан с тем, что сказано: «…и будет стан твой свят»; однако в том случае, когда это запрещено из-за срама, как сказано: «…что-либо срамное», вывели учителя наши благословенной памяти: именно произносить запрещено, размышлять же разрешено.
3. Запрещено осуществлять половую близость при свете свечи, хотя она и затенена талитом. Но если поставить перед свечой перегородку высотой десять тефахов, то это разрешено1 (и см. выше, глава 80, параграф 76). И также запрещено осуществлять половую близость днем, но это разрешено в темном доме. Ночью же, если на них светит прямой свет луны, это запрещено; однако если луна не светит прямо на них, хотя ее свет проникает в дом, можно затенить его талитом, и половая близость разрешена. И также, если в другой комнате горит свеча, свет которой проникает в ту комнату, где происходит половая близость, необходимо затенить этот свет талитом2.
4. Запрещено человеку осуществлять половую близость в присутствии любого другого человека, если он бодрствует, даже если он отделен от них перегородкой высотой десять тефахов3. А в присутствии ребенка, не умеющего разговаривать, это разрешено.
5. Запрещено смотреть на то место, поскольку тот, кто смотрит туда, лишен стыдливости и нарушает требование: «…и ходи скромно…», и убирает стыдливость со своего лица — а ведь всякий, кто стыдится, не грешит, как сказано в Писании: «…и для того, чтобы был страх Его на лицах ваших, — речь идет о стыде, — чтобы вы не грешили». И еще это запрещено потому, что он сам усиливает в себе злое начало. И тем более тот, кто целует это место, нарушает все эти запреты и еще запрет: «…и не оскверняйте душ ваших».
6. Если в доме есть свиток Торы4, в нем запрещено осуществлять супружескую близость, требуется же вынести его в другую комнату. Если же другой комнаты нет, следует сделать перед ним перегородку высотой в десять тефахов, чтобы она была сплошной, то есть через нее свиток Торы не был бы виден. Полог перед кроватью не считается перегородкой, поскольку он колышется, однако он будет перегородкой, если привязать его снизу (и см. выше, глава 80, параграф 76). Тфиллин же, Хумаши и остальные святые книги, такие, как Талмуд, Мидраши и комментарии на них, рукописные они или печатные5, можно закрыть «покрытием внутри покрытия». И это действует только в том случае, если второе покрытие6 не предназначено специально для тих вещей; если же эти покрытия предназначены специально для этих закрываемых вещей, то даже если их десять, они все считаются одним покрытием. Если же накрыть чем-либо сундук с книгами, это будет считаться «покрытием внутри покрытия». И также мезузу, если она установлена внутри комнаты, следует покрыть двумя покрытиями, чтобы она оказалась в «покрытии внутри покрытия», и Имя Б-га, написанное на ней, также должно быть закрыто. Прозрачное же покрытие для этих целей не помогает, оно должно быть непрозрачным7.
7. Не следует бывать с женой слишком часто, а следует делать это только в те периоды, когда он должен выполнить супружеские обязанности, как сказано: «…и сожития с нею не будет ее лишать». Если речь идет о здоровом мужчине, ведущем здоровый образ жизни, предприятие которого расположено в его же селении и приносит достаточно прибыли и который не платит налога — временем его супружеских обязанностей является каждая ночь. Рабочие, нанимающиеся на работу в своем же городе, должны выполнять супружеские обязанности дважды в неделю; если же они работают в другом городе, должны делать это раз в неделю. И также торговцы, ходящие со своими ослами по деревням, чтобы привезти оттуда продукты на продажу, и все люди, занимающиеся такого рода деятельностью, должны выполнять супружеские обязанности один раз в неделю. Те, кто привозят товары на верблюдах из отдаленных мест, должны выполнять супружеские обязанности один раз в тридцать дней. Для мудрецов же, занимающихся изучением Торы, время выполнения супружеских обязанностей — ночь Шаббата8. И супружеские обязанности необходимо выполнять и в том случае, если жена беременна или кормит. И пренебречь выполнением супружеских обязанностей можно только с согласия женщины, если она не настаивает на этом, и если муж уже выполнил заповедь плодиться и размножаться. Если же муж воздерживается от исполнения супружеских обязанностей, чтобы причинить страдание своей жене, он нарушает запрет, сформулированный в стихе: «…и сожительства с ней не будет ее лишать».
8. Всякий должен вспомнить о своей жене в ночь, когда она окунается в микву, и в ночь перед отправлением в путь, если он пускается в путь не для выполнения заповеди. И всегда, когда человек видит, что жена поощряет его, обращает на себя его внимание и украшает себя ради него, чтобы он ее заметил, муж должен вспомнить ее, даже не во время, определенное ему для выполнения супружеских обязанностей, и тогда у него будут хорошие сыновья. Если же она просит его об этом прямо сказанными словами, то она распущенная и считается развратной, и с ней запрещено жить дальше.
9. И даже когда человек со своей женой, он не должен действовать ради собственного удовольствия, а должен быть как человек, который выплачивает долг, так как он должен ей выполнить супружеские обязанности, а также выполнить заповедь своего Творца, Который хотел, чтобы у него были сыновья, занимающиеся изучением Торы и выполняющих заповедь среди остальных евреев. И также если он делает это для того, чтобы ребенок был лучше, как сказали мудрецы наши благословенной памяти: «Первые три месяца (беременности) половая близость вредна женщине и вредна ребенку; средние — вредна женщине и полезна ребенку; последние — полезна женщине и полезна ребенку», поскольку из-за этого ребенок рождается белым и подвижным — это также годится. Если же он хочет оградить себя с помощью супружеской близости, чтобы не желать запретного, так как видит, что его злое начало становится все сильнее и все больше желает этого — также за это человек получает награду; только лучше было бы ему оттолкнуть свое злое начало и смирить его, поскольку сказано в Талмуде: «Маленький орган есть у человека: моришь его голодом — и он сыт, насыщаешь его — и он голоден». Если же человеку вообще это не нужно, а он просто пробуждает в себе плотское желание, чтобы потом удовлетворить его — он действует по совету своего злого начала.
10. Тому, для кого то не трудно, следует воздержаться от супружеской близости в начале ночи и в конце ее, а делать это в ее середине. Не следует касаться половых органов даже ради исполнения супружеских обязанностей, не омыв рук согласно закону, то есть три раза попеременно, как разъясняется в параграфе 2.
11. Запрещено выполнять супружеские обязанности на площадях, на улицах, в садах и огородах, а только в доме, где они живут, чтобы это не выглядело развратом.
12. Если в стране, Б-же упаси, наступил голод, то есть еда9 подорожала вдвое, даже если у данного человека есть дома еда, или если, Б-же упаси, страну постигло другое несчастье10, запрещено осуществлять супружескую близость, кроме как в ночь окунания жены в микву11. Бездетным12 же супружеская близость разрешена каждый раз, когда приходит время ее выполнить.
13. Выполнять супружеские обязанности можно только с согласия жены. Если же она не хочет, выполнение супружеских обязанностей запрещено, и тем более запрещено принуждать ее. И также не следует выполнять супружеские обязанности, если жена ненавистна мужу, или если он ненавистен ей, то есть если она говорит ему: «Я тебя не хочу», — даже если она желает выполнения супружеских обязанностей. И также, если муж твердо решил развестись с женой, даже если она еще не знает об этом, и даже если она не ненавистна ему — супружеская близость с ней запрещена. Также не следует выполнять супружеские обязанности, когда жена полностью спит. Также не следует мужу выполнять супружеские обязанности, когда он пьян, или когда пьяна она.
14. В гостях запрещено выполнять супружеские обязанности. Если же им с женой отвели отдельный дом, тогда это разрешено13, при условии, что они не будут спать на постельном белье хозяина дома.
15. Согласно медицинской науке, не следует выполнять супружеские обязанности ни на сытый, ни на голодный желудок, а делать это тогда, когда пища в его внутренностях усвоится. И не следует осуществлять половую близость ни стоя, ни сидя, ни в день, когда человек ходит в баню, ни в день, когда он подвергался кровопусканию, ни в день выхода в дорогу или возвращения с дороги, если человек идет пешком, ни в предыдущий день, ни в последующий.
16. Не следует осуществлять половую близость на кровати, на которой в ногах лежит ребенок, если ему еще не исполнился год. И если человек выходит из постоянного туалета, пусть не осуществляет половую близость до истечения часа14. Кормящей женщине следует осуществлять супружескую близость только тогда, когда ребенок спит, а после этого не следует кормить его до истечения трех четвертей часа, кроме как в случае, когда ребенок плачет15.
17. Семя — это сила тела и свет глаз, и, когда оно изливается слишком часто, сила тела уменьшается и человек теряет жизнь. И всякий, кто слишком часто осуществляет половую близость, внезапно стареет, сила его слабнет, глаза его слепнут, и дурной запах идет из его рта, и волосы на его голове, брови и ресницы выпадают, а волосы его бороды, подмышек и на ногах становятся гуще, и зубы его выпадают, и он болеет еще многими другими болезнями, кроме этих. Сказали мудрецы, занимающиеся медициной: Только один из тысячи умирает от болезней, а тысяча — от чрезмерно активно половой жизни. Поэтому следует человеку остерегаться.
[1] Если перегородка прикреплена и снизу, чтобы ветер не качал ее. Если же через эту перегородку пробивается свет, необходимо затенить его талитом. Некоторые же говорят, что и в этом случае затенение талитом не помогает.
2 И это запрещено даже тем, кто следует закону, указанному в примечании 1. Однако если свет падает прямо на них, то по мнению, приведенному в примечании 1, есть сомнение, помогает ли затенение талитом разрешить половую близость.
3 Если же перегородка сделана так, что находящиеся за ней вообще не замечают, что происходит с другой стороны, разрешено заниматься этим за этой перегородкой. Если же в комнате присутствует спящий, лучше, если это возможно, поставить загородку вокруг кровати.
4 Или если там есть один Хумаш (раздел Пятикнижия) или книга Пророков или Писаний, написанные в виде свитка.
5 Что делать в тяжелой ситуации — см. МБ, глава 40, параграф 4.
6 И то же самое будет в случае, если первое (внутреннее) покрытие не предназначено специально для них. То есть в случае, когда любое из двух покрытий не предназначено специально для этих вещей, оно помогает.
7 Если же на стеклянное покрытие накинута какая-либо тряпка — это помогает.
8 См. БГ.
9 То, что она должна подорожать именно вдвое, в МБ не сказано.
10 Некоторые говорят, что имеются в виду только бедствия, похожие на голод, то есть болезни урожая и т.д.
11 Некоторые же запрещают и это. Но другие согласны, что можно это разрешить, в особенности когда речь идет не о голоде, а о других несчастьях.
12 То есть если у человека еще не родились сын и дочь или если они не соблюдают Шаббат (и еще см., какие дополнительные разрешения дает МБ, глава 240, параграф 46, и «Шаар а-Цийун», глава 574, параграф 9).
13 То есть, отдельную комнату, в которую хозяину дома нет никакой нужды входить.
14 В МБ написано, то по меньшей мере столько времени, сколько нужно для прохождения полвины мили (километра).
15 Если же он плачет, она должна прождать по крайней мере столько времени, сколько требуется для прохождения мили.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Переводчик Виктория Ходосевич
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Захария Матитьяу
Майсы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Несмотря на то, что Ноах был праведным в своем поколении, он не достиг духовной цельности. При этом Ноах верил во Всевышнего и не обращал внимания на скепсис современников.