Темы: Женщина, Скромность в поведении, Мирьям Климовская, Скромность в одежде, Головной убор
Доброго времени суток!
Какая одежда считается кошерной для еврейской женщины? Можно ли незамужней покрывать голову, если она того очень хочет?? Если нет, то почему?
Спасибо за ваш ответ!! N.
Уважаемая N.!
Замечательно, что Вы интересуетесь правилами скромности, — ведь это очень важная, можно сказать, основополагающая часть жизни еврейской женщины и, в конечном счете, всего еврейского народа в целом. Поэтому каждой женщине необходимо знать, какая одежда подходит, какая — не очень, а какая — совершенно неприемлема.
Сначала остановимся на требованиях еврейского закона — рассмотрим основные положения так, как они приводятся в книге «Оз вэ-адар левуша» («Облачается в силу и достоинство», название — цитата из Мишлей 31:25), которую можно назвать своеобразной энциклопедией цниюта — еврейской скромности.
Прежде всего, отметим: все правила, кроме тех, что относятся к головному покрытию, одинаковы для одежды замужних и незамужних женщин. Маленьких девочек приучают к скромности в разных общинах с разного возраста: с трех или с шести-семи лет. В двенадцать девочка считается совершеннолетней и должна досконально знать и соблюдать эти правила.
Длина
Одежда должна полностью закрывать ключицы, плечи и, разумеется, спину. Рукава должны быть достаточно длинными, чтобы локти в любом положении были прикрыты. Юбка — минимум на 10 см. ниже колена. Брюки, даже «женские», носить не положено. Следует уделить особое внимание тому, чтобы между верхней частью одежды и юбкой не было видно тело или нижнее белье, даже когда наклоняемся.
Прозрачность
Все, что должно быть закрыто, не должно также просвечивать сквозь одежду ни при каком освещении. Особенно это касается белых или черных вещей — надо проверять их перед покупкой, поместив напротив сильного источника света. Если прозрачная юбка или блузка все-таки куплена, можно надеть под нее нижнюю юбку или блузу-трико. Нижнее белье, просвечивающее сквозь одежду, также выглядит нескромно.
Размер блузки и юбки
Еще один пункт, на который необходимо обратить внимание, — не является ли одежда слишком прилегающей или обтягивающей. Здесь есть градации. Блузки и кофты не должны быть обтягивающими, но и не обязаны полностью скрывать очертания фигуры. Рукава могут прилегать, но не обтягивать. Нижняя часть ноги должна быть закрыта чулками или колготками достаточной плотности (плотность зависит от того, что принято в данной общине), и они, разумеется, плотно обтягивают ногу.
Максимум требований предъявляется к юбке/нижней части платья — от пояса и до 10 см. ниже колена. Эти части одежды должны быть достаточно плотными и свободными, чтобы полностью скрывать форму бедра и нижней части туловища. Примеряя юбку, следует оттянуть ее в ширину, чтобы убедиться, что с обеих сторон есть запас в несколько сантиметров и она не будет обтягивать бедра при ходьбе. Также необходимо учесть, что любой разрез спереди или сзади, даже небольшой, заканчивающийся ниже колена, категорически запрещен, что автоматически делает непригодной узкую юбку-карандаш, в которой невозможно передвигаться без разреза. В юбках прямого покроя, чтобы расширить их, не делая разреза, в нижнюю часть иногда вшивают специальные вставки из ткани. Самый лучший фасон (он же и классический) — юбка, равномерно расширяющаяся от талии. Некоторые ткани при ходьбе электризуются и «прилипают» к телу. В таком случае поможет нижняя юбка.
Цвет
Цвет одежды и обуви тоже очень важен. Он не должен быть ярким и кричащим. Особенно это относится к красному цвету — нельзя, чтобы он был преобладающим в основных частях одежды. Умеренные варианты — бордовый и т. п. — более приемлемы, но надо уметь различать допустимые или недопустимые оттенки и на всякий случай лучше не приближаться к границе дозволенного. Нескромными являются также слишком крупные, броские, аляповатые и экстравагантные аксессуары, крупные надписи или рисунки, чрезмерное обилие «золота» в украшениях и блесток на одежде, явное несоответствие деталей костюма друг другу.
Головной убор
Замужняя еврейка (а также женщина, которая была замужем в прошлом) должна покрывать голову так, чтобы не были видны ее собственные волосы. Точные границы покрытия требуют отдельного изучения, а разновидность головного убора (парик, косынка, шляпка, берет и т. п.) выбирается в зависимости от того, что принято в общине, где живет женщина. Что касается незамужних девушек, они не обязаны покрывать голову, но их прически должны быть скромными, цвет волос — естественным, волосы длиной ниже плеч должны быть собраны в хвост или косу.
Можно ли незамужней женщине покрывать голову? Насколько мне известно, это не принято. Разумеется, можно надеть головной убор для защиты от солнца или холода. Есть также общины, где девушки покрывают голову, произнося благословения или зажигая субботние свечи, но в большинстве общин это не принято.
Одним словом, в еврейской жизни приветствуется умеренность в одежде и общая гармония во внешности и во всем поведении. Еврейская женщина не должна привлекать к себе внимания ни громким разговором/смехом, ни слишком броским нарядом, ни резкой «непохожестью» на окружающих женщин. (Разумеется, если все вокруг одеваются нескромно, им нельзя подражать, следует одеваться соответственно еврейскому закону, даже если одно это делает женщину «резко непохожей» на других). Одежда и прическа должны быть опрятными и гармоничными, чтобы весь облик воспринимался как единое целое — внутреннее содержание в достойном обрамлении.
Законы скромности — многочисленны и подробны, и каждая женщина обязана их знать и исполнять. За это Творец обещает величайшую награду в этом мире и в будущем. Дай Б-г, чтобы мы все удостоились этой награды!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Рав Мендель Агранович
Или она может выйти замуж после младшей?
Рав Реувен Куклин
Человек с «белым» именем…
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Менахем Эпель
Что такое "трафим"?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун