Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами.

На пути к Лавану Яакову приходится заночевать. Он ложится спать в одном особом месте. И снится Яакову сон: «…вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Б-жьи восходят и нисходят по ней. И вот Б-г стоит над ним, и сказал Он: “Я Г-сподь, Б-г твоего отца Авраhама и Б-г Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее и твоему потомству. И будет твое потомство, как прах земной, и распространишься ты на запад и на восток, на север и на юг, и будут благословляться тобой все племена земли, и твоим потомством. И вот Я с тобой, и буду хранить тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя на эту землю. Ибо Я тебя не оставлю, пока не сделаю того, что Я говорил о тебе” (28:12—15).»

Яаков дал имя тому месту «Бет-Эль» — «Дом Б-жий»(28:19).

Зачем Тора так подробно рассказывает об этом дорожном ночлеге? Потому что из текста видно, что это было пророчество во сне. Яаков сказал: «Как страшно это место!» (28:17). Мидраш объясняет, что во сне ему показали историю еврейского народа. Яаков видит: ангел, олицетворяющий Вавилон, поднимается на 70 ступеней и спускается. И это значит, что потомству Яакова предстоит вавилонское изгнание продолжительностью в 70 лет. Затем поднимается ангел, олицетворяющий Персию. Он поднимается на 52 ступени и спускается. И Яаков понимает, что столько лет его потомство будет находиться под игом Персии. На 180 ступеней поднялся ангел, олицетворяющий Грецию, и затем спустился. Так Яаков узнал, сколько лет будет господствовать над его потомками Греция. Но вот начал подниматься ангел, олицетворяющий Эдом, — на 100 ступеней, на 200, на 300, все выше — конца не видно: страшное указание на галут Эдома — римское изгнание, которое тянется до сих пор (как известно из книги Иосифа Флавия, Цфо, сын Элифаза, внук Эсава-Эдома, поселился на земле, где потом возник Рим, и многие из его потомков управляли страной).

Яаков был глубоко потрясен — да можно ли выдержать такое долгое изгнание? Вот почему сразу после слов о сне и лестнице Тора сообщает, что Б-г подтвердил: то, что Я обещал Авраhаму и Ицхаку, будет выполнено. Сказав Яакову : «И вот Я с тобой, и буду хранить тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя на эту землю». Б-г имел в виду не только Яакова, но и все его потомство, всех нас.

Рассказывается, что после этого сна «поднял Яаков ноги» (т.е. воспрянул духом, и легко ему стало идти — 29:1) и пошел в страну сынов Востока (арамейцев). Дошел до Харана и видит: колодец в поле, а вокруг — три стада овец, и колодец накрыт большим камнем. Поинтересовался Яаков, почему не дают напиться овцам, чего ждут. Ему ответили, что собравшимся не под силу сдвинуть камень. Вот сойдутся все стада, тогда пастухи скатят камень, и напоят овец, и опять закроют колодец камнем. К этому времени подошла Рахель, дочь Лавана, которая пасла овец своего отца. И Яаков приблизился к колодцу и в одиночку откатил камень, сдвинуть который могли лишь все пастухи вместе.

Зачем приведен в Торе этот эпизод? Яаков шел в Харан с грустными мыслями. Когда сватали его отца, то в подарок невесте и ее семье были посланы десять верблюдов со всяким добром, женскими украшениями. Яаков же шел жениться с пустыми руками. То, что дала ему в дорогу мать, отнял у него сын Эсава Элифаз — спасибо, что не убил. А идет он в дом, где любят деньги. И Яаков спрашивает себя: откуда придет мне помощь? И отвечает: помощь мне придет от Б-га, сотворившего небеса и землю. Не знаю как, но она придет. И тут же получил Яаков знак свыше: сидят три здоровых отдохнувших пастуха, и нет у них сил откатить камень. Яаков — усталый, с дороги, подошел и сразу же с легкостью открыл колодец. Когда Б-г захочет, у нас появляются силы, о которых мы знать не знали и мечтать не могли. (Это мне сказал благословенной памяти раби Шломо Боков из Саратова, человек, ездивший всю жизнь по Союзу делать обрезания. Он и умер в дороге — ехал в Куйбышев, чтобы сделать обрезание еще одному еврейскому мальчику.)

Пришел Лаван, обнял Яакова, поцеловал его, а сам думает: не может быть, чтобы он пришел совсем порожним! Но как ни обнимал Лаван гостя, ничего не нащупал.

Месяц жил Яаков у Лавана, ел его хлеб и пас за это его овец. И вдруг однажды Лаван заявил: «Что ж, раз ты мой брат, так и будешь работать на меня даром? Скажи мне, сколько тебе платить?» (29:15). Яаков попросил у Лавана в жены его дочь Рахель, с тем, чтобы отработать за это семь лет.

Странно — о Лаване известно, что он человек алчный, несправедливый и не выполняющий обещаний. И вдруг такой благородный порыв! С чего бы это?

Мы в Союзе получали небольшие зарплаты. И многие устраивались на мелкие должности и «подрабатывали» незаконно, т.е. попросту воровали. Этого и опасался Лаван. Неужто, думал он, мой брат (человек из нашей-то родни!) станет работать даром? Это он только говорит так, а сам наворует на три зарплаты без зазрения совести — заслужил, мол. Поэтому — «Скажи мне, сколько тебе платить?» (тогда я буду уверен, что ты не станешь красть).

Дальше в главе рассказывается о том, как Яаков отработал семь лет, и как Лаван обманул его, дав ему в жены вместо Рахели Лею, и как пришлось Яакову отработать за Рахель еще семь лет, и работал он так же честно, как в первые семь. И в эти семь лет родились у Яакова все его сыновья, кроме Биньямина, и дочь Дина.

И увидел Яаков, что озлобился на него Лаван и сыновья Лавана. И сказал Б-г Яакову: «Возвратись на землю твоих отцов и на родину твою, и Я буду с тобой» (31:3). Яаков взял своих жен, детей, все свое заработанное у Лавана имущество и тайком ушел.

Читайте также: тема Недельная глава Торы


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.