Темы: Рахель, Недельная глава, Ваеце, Любовь, Муж и Жена, Лев Кацин
Первая подписчица
«Хочу рассказать вам о своей бабушке Рахели», — сказала мне Алта, когда я раньше обычного пришел в синагогу в субботу и сел в стороне в ожидании людей. Я удивился. Вот уже пятнадцать лет эта благородной внешности женщина приходит и слушает мои уроки Торы, и лишь сейчас она решилась рассказать о себе, даже не о себе, а о своей бабушке Рахели.
Алта приехала с двумя дочерьми и внуками из Москвы в Америку. Свою внучку Алта направила в «Бейт Яаков», а внука Мотала в «Синай Академи». С тех пор нас связывает искренняя дружба. Когда Алта звонит в редакцию нашей газеты, то с заслуженной гордостью сообщает: «Я подписчица газеты номер один!» Это действительно так — только у нее стоит номер подписки 0001. Алта первой подписалась на первую еврейскую газету в Америке на русском языке!
Мой муж жив!
Моя бабушка Рахель полюбила молодого еврейского парня, — начала свой рассказ Алта. — Они поженились, но сразу же после свадьбы грянула Империалистическая война, и его мобилизовали в русскую армию. Первые полгода солдат регулярно посылал письма своей молодой жене в маленький еврейский городок в Украине. Затем связь оборвалась. Прошел год, пролетел второй, промчался третий, но не было никакой весточки с фронта. Его родители пришли к Рахели и начали ее уговаривать выйти замуж во второй раз. «Наш сын не пишет ни тебе, ни нам, — говорили они. — Наверняка он погиб. Ты молодая, красивая женщина и должна обязательно устроить свою жизнь!»
«Нет, я чувствую, что мой муж жив, и буду ждать его!» — отвечала она. В самом конце войны в дверь дома Рахели постучали — муж вернулся из немецкого плена! Рахель встретила мужа слезами радости. Вскоре она забеременела.
Времена тогда были тяжелые и опасные. Бандиты-черносотенцы нападали на города и местечки и расправлялись с евреями. Каждый раз, когда очередная банда приближалась к городу, родители мужа спешили забрать молодую пару к себе на окраину города — в более безопасное место. Однажды пришли родители незадолго до наступления субботы и предложили провести Шаббат у них, потому что прошел слух о погроме. Но на сей раз сын отказался, не захотел прятаться. Бандиты ворвались в город и собрали всех мужчин-евреев.
«Отпустите его, — взмолился старший брат мужа Рахели. — Он только вернулся из немецкого плена, жена ждала его столько лет, скоро у них родится ребенок. Если хотите убить еврея, убейте вместо него меня».
«Не волнуйся, мы убьем и тебя, и его!» — ответил главарь бандитов — поляк и с размаху ударил его. Шестьдесят еврейских мужчин бандиты погнали в местный парк, несмотря на крики и стоны матерей и жен. На шум подъехал красноармеец на коне. Рассказали ему женщины о грозящей беде. Поскакал красноармеец за подмогой. Но пока настигли они бандитов в парке, всех евреев, кроме четверых, уже убили. Среди убитых был и муж Рахели. От горя у нее на шестом месяце беременности случился выкидыш.
И все же не позволила Рахель горю сломить себя, — продолжила Алта рассказ о своей бабушке. — Вышла она замуж во второй раз, родила еврейских детей…
Когда у меня в 50-е годы родилась дочь, я пошла в московскую синагогу к раввину Левину и сказала ему, что хочу назвать свою дочь в память о моей бабушке Рахели, — вспоминает Алта.
— Тяжело будет твоей дочери жить с этим именем, потерпи до лучших времен, а пока назови ее Раей, — ответил мне рав Левин.
Эти лучшие дни настали! Наша семья вырвалась из России, приехала в Америку, и моя дочь тут поменяла имя и стала Рахелью! А недавно мы с радостью отмечали брис — обрезание моего правнука!
Слезы радости
Почему Рахель встретила мужа слезами радости? Почему люди плачут, когда встречают друг друга после долгой разлуки? Мудрецы объясняют, что разлученные волею обстоятельств люди при встрече достигают особого единства душ. Потому они особенно остро ощущают, что за встречей может последовать разлука, ибо ничто и никто не вечен в этом мире.
«И было, когда Яаков увидел Рахель… И поцеловал Яаков Рахель, и возвысил голос свой, и заплакал». Берешит (29:10-11). Почему заплакал Яаков, познакомившись с Рахелью, которой суждено было стать его любимой женой? Потому что Рахель была предназначена Яакову на небесах.
Адам в момент творения сочетал в себе мужское и женское начала. Позже Всевышний отделил Еву от Адама. И с тех пор каждый человек ищет свою вторую половину, свою настоящую и большую любовь.
Человек без жены лишь полчеловека, утверждает Талмуд. Только за великие заслуги удостаиваются люди встретить свою вторую половину. Царь Давид удостоился встретить Батшеву, и, несмотря на все препятствия, она стала его женой и матерью царя Соломона.
Встретившись, Яаков и Рахель сразу ощутили, что предназначены друг для друга, и испытали особое единство душ. Ощущение того, что это единство не вечно, вызвало слезы, а не только радость. Теперь мы начинаем понимать кажущийся, на первый взгляд, странным комментарий мудрецов Талмуда, который приводит Раши: «Яаков заплакал, ощутив, что в будущем Рахель не будет похоронена вместе с ним!» В момент радости от встречи плакать об этом? Да, так как в момент встречи будущая разлука, даже в могиле, ощущается особенно остро.
Тайна единства
Откуда Рахель (бабушка Алты) знала, что ее любимый муж жив? Почему отказывалась вновь выйти замуж, несмотря на уверения родителей мужа, что он убит? Потому что, если верно то, что браки свершаются на небесах, то семья — это прежде всего единство душ! И если супругам удается добиться этого единства, то о таких парах говорят, что они живут душа в душу. В этом случае муж и жена чувствуют друг друга без слов.
Рахель действительно знала сердцем, ощущала душою, что ее муж жив.
В Америке много и часто говорят о ценности семьи, при этом не забывая упомянуть, что институт семьи является основой иудео-христианской цивилизации. Однако, на первый взгляд, Тора весьма немногословна, когда речь заходит о взаимоотношениях мужчины и женщины. Однако в нескольких словах Торы сокрыта великая мудрость.
«И молился Ицхак Всевышнему о жене своей, потому что она была бездетна, … и зачала Ривка, жена его». Берешит (25:21). Слово «нохах», которое в данном контексте переводится как «о» жене, в действительности дословно означает «напротив» жены. Потому мудрецы переводят это слово и как «вместе» с женой, то есть Ицхак и Ривка вместе просили Всевышнего о том, чтобы у них родился сын.
Раши приводит слова мудрецов: «Он молился в одном углу, а она молилась в другом углу».
«Но простите, разве это описание семейной идиллии — единства? — возразите вы мне. — Не лучше ли было описать молодоженов сидящими вместе на лавочке и держащимися за руки?» Нет, тогда бы мы могли подумать, что брак — это единство тел. В действительности же функции продолжения рода свойственны отнюдь не одному человеческому роду. Этого предостаточно в мире животных. Проблема, однако, в том, что и люди могут низвести возвышенную любовь до удовлетворения естественного инстинкта и опуститься до уровня животных. Люди могут жить под одной крышей или оказаться в одной постели, но быть бесконечно далекими друг от друга.
С другой стороны, если людей разделяют моря и океаны, но они мечтают об одном и том же, молят об одном и том же, то они вместе, несмотря ни на что.
Еврейская семья — это когда у мужа и жены есть общие стремления и общие мечты, даже если они на расстоянии друг от друга: «Он молился в одном углу, а она молилась в другом углу».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»