Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Ваеце, Яаков, Эсав, Праотцы, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Наши мудрецы высказали красивую мысль о том, что все, что произошло между Яаковом и Эсавом, было знаком для потомков Яакова, которых ожидают такие же события, связанные с народом Эсава.
Яаков боялся Эсава все сильнее и сильнее; так же и потомки Яакова все больше и больше трепетали перед народом Эсава.
Яаков приготовился к дарению подарков, молитве и битве; так и мы в каждом поколении делаем то же самое. В первую очередь мы стараемся спастись от преследования потомков Эсава через молитву и плач перед Б-гом Яакова. Кроме того, мы подносим им подарки, пытаясь подкупить их. И, наконец, мы готовимся воевать, то есть, пытаемся спастись бегством.
Яаков сам, по своей воле, а не по желанию Свыше послал к Эсаву своих посланников и помирился с ним; так и цари во времена Второго Храма заключили союз с эдомитянами, который и послужил причиной сокрушительного поражения, как подробно объяснили наши мудрецы.
Яаков сказал: «Если придет Эсав на один лагерь и побьет его, второй лагерь будет спасен». Так происходило и в нашем изгнании: сыновья Эсава не уничтожили нас всех и не стерли память о нас. Они притесняли нас в некоторых своих странах, где царь был особенно жесток, а другой царь в другой их стране жалел нас и давал приют нашим беженцам.
Ангел Эсава не смог победить Яакова, сбросить его наземь и убить, однако дотронулся до его бедренного сустава. Так и царство Эдома не в состоянии стереть нас с лица земли, однако в силах дотронуться до нашего «бедренного сустава». По словам наших мудрецов в Берешит раба, это — праведники, которые в будущем должны появиться в нашем народе, «поколение освящающих Имя Б-га».
Яаков сказал Эсаву: «Пусть идет господин мой впереди раба его, а я пойду медленно…, пока не приду к господину моему в Сеир». Так и было: потомки Эсава всегда предшествовали потомкам Яакова в достижении суетных благ. Даже цари у них появились раньше: «И вот цари, которые царствовали в земле Эдома перед тем, как воцарился царь у сыновей Израиля». Потомки Яакова движутся медленно и в Земле Израиля, и в изгнании, и так будет продолжаться вплоть до последнего дня, когда они дойдут до Сеира, согласно обещанию пророка: «И взойдут избавители на гору Цион, чтобы судить гору Эсава, и будет царство у Б-га».
В разделе Лех леха, обсуждая стих «И не будет больше называться имя твое Аврам», я разъяснил, что тот, кто назовет Авраама прежним именем, нарушит запрет Торы, так как это имя полностью перестало действовать и более не применимо к Аврааму. И прежнее имя Сары — Сарай — тоже отменилось и более не используется. Но Яаков, получив новое имя, не лишился прежнего.
Причина этого различия состоит в том, что имена Аврам и Сарай были даны им как временные, а когда они вошли в союз с Б-гом через обрезание, они получили новые, истинные имена. Поэтому было правильно, чтобы прежние имена, полученные в нечистоте, они совершенно оставили, получив взамен новые, обретенные уже в святости. С Яаковом же все было не так. Он получил свое имя от Ицхака, когда вошел в союз обрезания, и потому это имя было тоже святым и чистым. Поэтому это имя не должно было замениться новым, которое дал ему ангел по случаю победы. У Яакова должно было остаться два имени. При этом имя Яаков стало второстепенным, так как соответствовало естественной природе Яакова и несло на себе отпечаток уровня Ицхака, который его дал. А имя Исраэль стало главным, так как соответствовало чудесному событию и несло отпечаток уровня ангела, от которого Яаков получил это имя.
Возможно, именно это имели в виду наши мудрецы, когда сказали: «Наш праотец Яаков не умер».
И именно поэтому стих говорит: «Ибо Израиль будет имя твое», — не вместо имени Яаков, а в дополнение к нему.
с разрешения издательства Швут Ами
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»