Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Ваеце, Яаков, Праматери, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, Ангел
У Яакова родилось двенадцать сыновей от четырех жен, и «все любимые, все ясные, все могучие», и все они — удел Б-га, без изъятия. Этим Б-г доказал Яакову, что действительно все время пребывал с ним, как и обещал в словах: «И вот, Я с тобой…» Ведь во всем, что Яаков делал, мы постоянно видим руку Б-га. Значит, такое множество жен тоже было проявлением непосредственной воли Б-га, знаком того, что все события жизни Яакова управляются Б-гом и происходят непосредственно от Него.
Дело в том, что Б-г воплотил в Яакове образ мира. В мире устроено так, что вокруг Б-га располагаются четыре лагеря ангелов, духовных сущностей, составляющих четырех хайот (зверей) Б-жественной колесницы. Природный цикл тоже делится на четыре части, которые определяются сменой четырех времен года. Первичных стихий и природных сил тоже по четыре, и четыре насчитывается основных формы их соединения: неодушевленная природа, растительное царство, животное царство и люди, которые, в свою очередь, тоже разделились на четыре царства. Поэтому Б-г устроил так, чтобы и Яаков взял четырех жен, что символизирует основную структуру мира. И наши мудрецы говорят, что сыновья Яакова символизируют Б-жественную колесницу: от четырех жен произошло двенадцать «колен Б-га», по числу двенадцати созвездий. И, кроме того, они в будущем будут разделены на четыре лагеря, о чем Б-г уже сейчас сообщает Яакову словами: «И распространишься ты на запад и на восток, и на север, и на юг». Теперь всякий может понять, что и четыре жены Яакова, и его двенадцать сыновей, и четыре лагеря, на которые они разделились в пустыне — это не случайное стечение обстоятельств, а результат прямого указания воли Б-га, «в руках Которого — все причины».
Смысл этого благословения в том, что ангел признал свое поражение и победу Яакова. Именно в этом и состоит благословение, которое сражающиеся богатыри дают друг другу. Схватка кончается либо тем, что сильный борец бросает слабого на землю и тем самым побеждает его, либо тем, что слабый благословляет сильного, признавая тем самым свое поражение. В этом последнем случае нет необходимости продолжать борьбу, и стороны просто расходятся.
Именно так поступил тот муж, который боролся с Яаковом. Он осведомился о его имени, а затем сказал: «Не Яаков будет отныне твое имя…» Другими словами, он сказал ему: «В твоем имени больше не будет значения экев, хитрость, так как сейчас ты победил меня прямой и явной силой. Теперь твое имя будет Исраэль, “боровшийся и победивший ангела”, потому что ты действительно проявил огромные возможности и огромную силу, когда боролся со мной и получил надо мной власть: ты ведь смог удержать меня против моей воли!»
А почему в стихе сказано: «С ангелом и с людьми»? Потому что его противник относился и к ангелам — он ведь на самом деле был ангелом Б-га! — и к людям, поскольку выглядел как человек. То есть, эти слова призваны были сообщить Яакову, что его противник не был на самом деле только человеком, как представлялось взгляду, а относился к духовным сущностям.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место