Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Пятикнижие, Ваеце, Яаков, Рав Шимшон Рефаэль Гирш, Комментарий
10. Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол… Ибо Яаков даст будущему народу имя и судьбу. Нас называют не «народом Авраама», но «Израилем». Таким образом, мы видим, как Яаков, подобно Аврааму, выполняет свое собственное לך לך; мы видим, как он, наш следующий предок, к которому был направлен весь ход нашей истории от Авраама к Ицхаку, также «идет дальше» в одиночестве. Но его уход сопровождается совершенно иными обстоятельствами, чем уход Авраама. Авраам тоже покинул свой дом, чтобы удалиться от людей, но он ушел владельцем хозяйства, с женой и домочадцами, с родственниками и богатством. Напротив, Яаков, покидая дом по собственной воле, не берет с собой ничего.
Яаков уходит, чтобы основать еврейский дом. Он уходит и уносит с собой только присущие ему качества личности. Об этом говорится именно здесь потому, что все последующее касается единственно создания этого дома. Ибо Яаков первым провозгласил, что Бога нужно искать прежде всего внутри дома. Он первым выдвинул возвышенное понятие «Дом Бога», что значит место, где душа человека развивается и расцветает; место, куда человек приносит все свои достоинства, чтобы трансформировать их в созидательную жизнедеятельность. И это самое великое и самое близкое место, где можно обнаружить Бога.
12…. он видит лестницу; т.е. ему дали понять, что существуют связи между землей и небом. Эта лестница появилась не случайно: она была «установлена» там высшей властью. Более того, она «установлена по направлению к земле»; это означает, что Власть и Воля, воздвигшие ее, находятся не на земле, а над ней. Лестница была спущена сверху и установлена на земле.
… А ВЕРШИНОЙ ДОСТИГАЮЩАЯ НЕБА. Она предназначена не для того, чтобы спуститься с небес, а чтобы подняться с земли на небо. Это первая из трех идеи, внушенных Яакову. Во-первых, ему показали, что предназначение всего живого, а значит и его собственное, нет нужды искать на земле (например в путешествии из Беэр Шевы в Харан); его нужно искать наверху, там, где оно расположено. Следовательно, все живое и неживое призывается к тому, чтобы сделать себя достойными возвышенной, установленной небесами цели.
והנה И ВОТ. Это слово вводит вторую идею… Он видит… ангелов Бога, посланцев Бога… Они поднимаются по лестнице, чтобы обрести наверху тот образ, который в идеале должен иметь человек. Затем они спускаются и сравнивают этот образ с характером реального человека, так что они могут «стоять над ним», как друг или враг, в зависимости от того, как реальный характер человека соотносится с Божественно установленным идеалом…
13. והנה И ВОТ!. Это слово вводит третью идею… «Бог стоял подле него»… Бог стоит подле него. Именно Бог, чья Божественная любовь обнаруживается в воспитании человека, эта любовь озабочена не только прошлым и настоящим: она смотрит в будущее и работает для будущего; эта любовь видит каждого человека в терминах будущего, и если она замечает в нем семя чистоты, то постарается сохранить это семя и взрастить его.
14. ובזרעך — בך (ср. לך ולזרעך в предыдущем стихе): «Именно через тебя и через твое семя будут благословены все семьи на земле». Это то благословение, которое должен получить мир через Яакова, как отца семьи и через народ, который произойдет от него. Яаков показывает нам первый еврейский дом и учит, как строить семейную жизнь, даже не унаследовав богатства, держась лишь благословением и достоинством своей миссии, своего труда с его заботами, проблемами и интересами, и все же — נצב עליו ה (Бог стоял подле него) не должно забывать Бога в своей жизни. Таким образом, «как жить в качестве семьи и народа при поддержке лишь милости Божьей и в соответствии с Божьей волей — это именно то, что человечество должно узнать от тебя и твоего потомства».
16. ויאמר — И СКАЗАЛ. «Воистину есть Бог в этом месте». Поэтому нет необходимости идти на небеса в поисках Бога. Там, где безгрешный человек склонит свою голову, там есть Бог. Это перва мысль Яакова. И затем он добавляет: «Подумать только, что я не знал этого раньше! Я не знал, что Слава Божья ищет пристанища здесь внизу».
18. מצבה означает отдельный камень, מזבח — возвышение, построенное из многих камней, מצבה даруется природой, מזבח строится человеком. До дарования Торы Бог выражал Свою Волю через природу и человеческие судьбы. Символом такой манифестации является מצבה — дар Бога. Но после дарования Торы, когда Бог открыл человеку Свою Волю, главным становятся не дары, которые человек получает от Бога, а то, что он делает с этими дарами; не Божественные дары, но дела человеческие прославляют Творца. В этом смысл дарования Закона, которое, тем самым, отвергает идею מצבה.
И СВЕРХУ ВОЗЛИЛ МАСЛО. Как освящение камня, подобно тому как в משכן были помазаны маслом священные сосуды. Как масло не смешивается ни с какой другой жидкостью, так и помазанные им предметы отделяются от своего окружения и возвышаются над ним.
20. И ЗАЩИТИТ МЕНЯ… Возможно ли определить, сколько людей были морально чисты до того, как «встали на путь добывания хлеба насущного», но позже, ради заработка и положения в обществе, отринули Бога, принесли мораль в жертву материальному благосостоянию, перестали считаться со своим ближним, даже когда речь шла о самом драгоценном — личной чести, и т.д. Не без причины наши мудрецы указывают, что этот «путь» полон соблазнами, приводящими человека к злоречию, убийству, сексуальной нечистоплотности и идолопоклонству. Яаков, который до этого времени был жителем шатров, а теперь отправился в мир в поисках жены и средств к существованию для своего будущего семейства, настолько глубоко осознал подстерегающие его опасности, что прежде всего молил Бога оберегать его внутренний мир, чтобы не лишиться духовной и моральной чистоты.
21. Таким образом, непорочность — это первое и главное, что первый еврей пожелал для себя, отправляясь создавать свой дом. И лишь после этого он сказал: «и даст мне…», т.е. «мне» — предполагает независимые средства существования, пищу и одежду, чтобы достойно выглядеть в обществе (средства к существованию и социальное положение). Затем третье желание, которое живет и должно жить в душе каждого еврея: желание мира и, наконец, «дом моего отца», что предполагает неизменную преданность семье.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?