Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Амен, Молитва, Благословения, Имя Творца, Кавана
1. Прежде, чем произнести благословение, человек должен понять, какое именно благословение он собирается произнести, чтобы, когда он будет произносить Имя Б-га, да будет Он благословен, он точно знал бы, что скажет потом.
Во время, когда человек произносит благословение, нельзя заниматься чем бы то ни было. И пусть не благословляет торопливо, а успевает вспомнить значение каждого произносимого слова. Вот что говорит «Книга праведников»: «Когда человек произносит благословение на омовение рук, или на плоды, или на заповеди: такое благословение, которое люди произносят часто — пусть направит свое сердце на благословение Имени своего Творца, Который, проявив к нему исключительное милосердие, дал ему плоды или хлеб, чтобы пользоваться ими, или дал ему заповедь. И пусть не делает, как человек, действующий по привычке, который произносит слова, не задумываясь о них. За это разгневался Вс-вышний и передал нам через Йешайягу: “(…) поскольку обращался ко Мне народ этот своими ртами и своими губами Меня почитали, а сердце свое отдалили от Меня, и был их трепет передо Мной привычкой”. Сказал Б-г Йешайягу: “Посмотри, ведь Мои дети почитают Меня только внешне и только следуют привычке, как сыновья, повторяющие дела отцов: приходят в Мой дом и молятся Мне установленными молитвами, как было принято у их отцов, а не полным сердцем; они омывают руки и благословляют на омовение, режут хлеб и благословляют на хлеб, пьют и произносят благословение, привычное им. Но, когда они благословляют, не имеют они в виду благословить Меня”. На это разгневался Вс-вышний и поклялся Своим великим Именем уничтожить мудрость их мудрецов, знающих Его и благословляющих Его по обычаю, без понимания, как написано дальше: “Поэтому сделаю Я еще (…) и уничтожу мудрость его мудрецов (…)”. Поэтому мудрецы предостерегают от этого и говорят: Делай для Того, Кто все это создал.» И следует человеку приучиться произносить благословения громко, поскольку громкий голос пробуждает внимание.
2. Когда он благословляет, рот должен быть освобожден от слюны, и во рту не должно быть ничего постороннего, как сказано: «Наполнится рот мой прославлением Тебя».
3. Запрещено произносить имя Б-га напрасно. И всякий, кто произносит имя Б-га напрасно, нарушает требующую заповедь из Торы, как сказано: «Г-спода, Б-га твоего, бойся», и также сказано: «Если не будешь ты (…) трепетать перед Именем почитаемым и грозным». В понятие «трепета» входит и требование упоминать Его великое Имя только в прославлениях и благословениях, которые человек обязан произносить, или занимаясь Торой1. И пусть он трепещет и все члены его дрожат в тот момент, когда он упоминает имя Б-га благословенного; и ни в коем случае, Б-же упаси, нельзя произносить его напрасно.
Наши мудрецы объясняют, что это относится не только к особо священным именам Вс-вышнего, упоминаемым в Торе, но и к эпитетам, которые применяют к его именам, — например, Великий, Всемогущий, Вездесущий, Милосердный, Долготерпеливый и т.д., — и даже к тем словам, которыми называют Его на других языках (как, например, слово Б-г на русском языке).
Проклинающий товарища или себя самого именем Б-га или одним из эпитетов, относящихся к Нему, на любом языке, нарушает запрет из Торы, наказанием за который служит побивание палками. И, из-за наших великих грехов, многие из простого народа не остерегаются этого и говорят: «Б-г тебя накажет» и т.д., нарушая этим запрет из Торы. А если человек проклял товарища без упоминания имени Б-га или Его эпитета, или проклял косвенно, сказав, например: «Да не будет такой-то благословен Б-гом!» — хотя побивание палками за это не назначают, тем не менее запрет он нарушил. И также нельзя писать имя Б-га в любом письме на любом языке. И многие по ошибке нарушают этот запрет, когда пишут имя Б-га на своем языке, или пишут слово «адье», которое по-французски значит: «С Б-гом!» — а это абсолютно запрещено, поскольку в конце концов это письмо окажется на помойке. А то, что имя Б-га упоминается часто, а тем более, Б-же упаси, в неуважительном контексте, приводит к тому, что евреи беднеют. И нужно набраться мудрости и мужества, чтобы отменить этот обычай.
Если во рту человека собралось много слюны, следует сначала сплюнуть, а потом произнести Имя Б-га, а не наоборот, то есть сначала произнести Имя Б-га, а потом сплюнуть. И также, если человек собирается поцеловать священную книгу, сплюнуть следует до этого, а не после.
Если человек хочет упомянуть имя Б-га1*, пусть использует слово «а-Шем», но не так, как делают простые люди, произнося «адо-шем», поскольку в этом нет уважения ко Вс-вышнему.
4. Следует весьма строго следить за тем, чтобы не произносить, Б-же упаси, напрасного благословения, и не попадать в такие ситуации, когда необходимо произнести лишнее благословение. Если же человек по ошибке произнес напрасное благословение, а также в любом другом случае, когда человек по ошибке произнес Имя Б-га напрасно, нужно немедленно добавить: «Благословенно имя славного царства Его во веки веков!». В случае, если человек начал благословение, произнеся: «Благословен Ты, Г-сподь…» — и вспомнил, что благословение произносить не надо, следует закончить так: «… научи меня законам Своим!» — чтобы получился стих из книги Тhиллим, и тогда это будет засчитано, как изучение Торы, а не как напрасное произнесение Имени. Если он уже произнес: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г…», но не успел сказать «наш», — пусть закончит словами: «Израиля, отца нашего, от века и до века». Но и после этого добавит: «Благословенно имя славного царства Его во веки веков!».
5. Если человек произнес благословение перед питьем воды и услышал, что поблизости есть мертвый, а обычай требует выплескивать воду в квартале, где есть мертвый (см. ниже, глава 194), поскольку она опасна для здоровья — тем не менее, раз он уже благословил, пусть отопьет немного и не опасается ущерба здоровью, так как выполняющий заповедь может не опасаться вреда здоровью (см. ниже, глава 109, параграф 9), а остальное нужно будет вылить.
6. Ко всем благословениям (кроме Биркат а-Мазон2 , как будет разъяснено, с Б-жьей помощью, в главе 44, параграф 11), относится следующее правило: если человек не уверен, произнес ли он благословение или забыл его произнести, повторять его не следует.
7. Человек обязан произнести за день по меньшей мере сто благословений. Это установлено царем Давидом. Намек на это содержится в стихе: «…и словом мужа устанавливается иго» (сумма числовых значений букв последнего слова этого стиха на иврите составляет 100). И есть на это намек и в Торе: «И теперь, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, хочет от тебя, кроме как бояться Б-га (…)», и слово «чего» на иврите похоже на слово «сто». То есть стих говорит о ста благословениях, которые необходимы, чтобы любить Б-га, бояться Его и помнить Его постоянно, произнося благословения. В книге «Дварим» перечислены 98 проклятий, и сказано: «Также всякую болезнь и всякое поражение (…)» — всего получается 100. И 100 благословений, которые мы произносим каждый день, избавляют нас от этих проклятий. В Шаббат и Йом-Тов, а также в посты, когда произносят меньше благословений, дополняют их число до ста тем, что внимательно слушают хазана, повторяющего Шмонэ Эсрэ, и благословляющих на чтение Торы и Гафтары2*, и отвечают на их благословение «амен», а также с помощью благословений на пищу.
8. Слыша, как произносит благословение другой еврей, нужно после упоминания имени Вс-вышнего ответить: «Благословен Он, и благословенно имя Его!», — а после его завершения — «амен», что значит «истинно». Говоря «амен», необходимо подразумевать следующее: «То благословение, которое я услышал — правда, и я в это верю». А если это благословение содержит в себе и молитву, как, скажем, благословения Шмонэ Эсрэ от «благословения на знание» до «благословения на возвращение Шхины в Сион» и «благословение мира», должен человек, отвечая «амен», иметь в виду две вещи: «Благословение это есть истина, и пусть, по желанию Б-га, воплотится оно вскорости!» А слушая Кадиш, который есть только молитва о будущем, должен он иметь в виду только просьбу: «Пусть сказанное воплотится вскорости!»
9. Если слушающий находится в таком месте в молитве, в котором ему запрещено прерываться, он не должен говорить: «Благословен Он, и благословенно имя Его!» И также, если он отвечает на благословение, которое и сам должен произнести и которое должно быть засчитано ему, как будто он сам его произнес, как, скажем, благословение на трубление в шофар и на чтение Книги Эстер, он также не должен говорить: «Благословен Он и благословенно имя Его!», поскольку эти слова прерывают благословение. А как отвечать «амен», если он не может прерваться, будет разъяснено, с Б-жьей помощью, в соответствующих местах (в главах 14 и 16).
10. Отвечающий «амен» должен внимательно следить за тем, чтобы произнести это слово в точности так, как оно пишется, не произнося первое «а» слишком коротко и не проглатывая «н». Также следует очень внимательно следить за тем, чтобы не отвечать «амен», прежде чем благословляющий завершит все благословение, поскольку это то, что Талмуд называет «скомканный амен». И также не следует отвечать «амен», когда благословляющий давно уже договорил3, поскольку этот «амен» Талмуд называет «амен-сирота»4; но следует ответить «амен» немедленно после того, как благословляющий завершил свое благословение. И не следует отвечать «амен» громче, чем произнесено благословение, ибо сказано: «Возвеличьте Б-га со мной, и давайте вознесем имя Его вместе!»
11. Не отвечают «амен» на собственное благословение (кроме как в Биркат а-Мазон, благословении после еды, после слов «… строящий по милосердию Своему Иерусалим». И даже если человек завершает свое благословение одновременно с хазаном — не следует отвечать «амен». Однако, если он произносил одно благословение, а хазан — другое, и они закончили одновременно, нужно ответить «амен» на благословение, произнесенное хазаном. Но если он завершил благословение «Да будет восхваляемо…» (благословение после Псукей де-Зимра), или благословение «… хранящий народ Свой, Израиль, вечно» (благословение после вечернего «Шма»), или благословение «Будут восхвалять тебя …» (благословение после чтения Аллеля), вместе с хазаном, также следует ответить «амен» (поскольку многие мудрецы считают, что в этих случаях следует отвечать «амен» даже на собственное благословение).
1 И только в том случае, когда он изучает стих из Писания, цитируемый в его книге, а не когда он учит благословения.
1* «Турей Заhав», глава 621.
2 А если он сомневается по поводу благословения МеэйнШалош («тройного» благословения), съел ли он достаточно для сытости (и должен ли произносить его — перев.), пусть съест еще еды того же вида, и благословит.
Относительно благословения на Тору — см. ниже, параграф 7.
2* Относительно благословений хазана при повторении молитвы сомневается МБ, учитываются ли они; а относительно благословений на чтение Торы и Гафтары он написал, что они учитываются только в тяжелой ситуации.
3 Но все то время, пока большая часть общины продолжают произносить «амен», можно его произносить. И также можно произнеси «амен», если не прошло «время, необходимое для произнесения фразы» (2—3 секунды).
4 И так же называется «амен», который отвечают на благословение, которого не слышали и не знают, о чем оно было. А если отвечающий знает, в чем состояло благословение, то, если это не такое благословение, слушание которого должно засчитаться за выполнение обязанности благословить — можно ответить «амен», даже не слыша благословения; а если он слушает, чтобы выполнить обязанность благословить, отвечать «амен» в этом случае не следует.
Читайте: полный обзор по теме Амен
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»