Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Скромность в поведении, Святость, Скромность в одежде
1. Сказано в Торе: «Прикрой же испражнение твое, ибо Г-сподь, твой Б-г, пребывает в стане твоем… Пусть же будет свят стан твой, чтобы не увидел Он у тебя чего-то постыдного и не отступился бы от тебя». Как объясняют наши мудрецы, это относится к такой ситуации, когда Вс-вышний пребывает среди нас, то есть, когда мы молимся, изучаем Тору и т.д., наш стан должен быть свят, чтобы не было там незакрытых испражнений и чтобы не находилось ничего постыдного и отвратительного напротив того, кто изучает Тору или молится.
2. Даже размышлять о словах Торы запрещено, если поблизости есть испражнения, моча или что-то, от чего исходит дурной запах. Если невозможно отдалиться от испражнений или вынести их из помещения, то следует, по крайней мере, прикрыть их, а мочу разбавить водой: ревиит (примерно 150 мл) воды на мочу от одного раза, или два ревиита на мочу от двух раз, и так далее1. И неважно, была ли вода в сосуде с мочой сначала или была налита туда потом. И даже если моча уже впиталась в землю или в одежду, но место еще чуть-чуть влажно — необходимо плеснуть туда воды1*. (И см. ниже, глава 80, параграф 32).
3. Если на теле человека есть экскременты, то, даже если они закрыты одеждой, ему запрещено произносить что бы то ни было, связанное со святостью Вс-вышнего, как сказано: «Все мои кости скажут: Б-же, кто сравнится с Тобой!», то есть требуется, чтобы все части тела были чисты. А некоторые позволяют не придерживаться этого запрета2, однако правильно было бы придерживаться его. А если на теле есть хоть немного испражнений возле анального отверстия, даже если они закрыты, запрет действует в любом случае, поскольку в месте, предназначенном для грязи, она наиболее отвратительна. (Относительно страдающего болезнью прямой кишки см. «Маген Авраам», глава 86, параграф 8, который приводит ответ Радваз; сам этот ответ можно найти в части 3, глава 315. А то, что сказано в конце этого отрывка «Маген Авраам»: «…и его положение нельзя исправить» — это ошибка переписчика, следует же читать: «…и его положение нет необходимости исправлять». См. «Яд Эфраим»).
4. Необходимо следить за тем, чтобы в любом месте, где, может быть, есть испражнения или моча, не произносить ничего, связанного со святостью, пока место не проверено. И нельзя молиться в доме, если на чердаке есть грязь3.
5. Ребенок, достигший возраста, в котором обычные дети могут съесть кезаит (примерно
6. От испражнений человека, даже если они не пахнут, а также испражнений кошки, куницы и индюка необходимо отдаляться. А испражнения остальных животных и птиц обычно не имеют дурного запаха, и от них нет необходимости отдаляться. Однако от нечистот, издающих дурной запах, а также от дурно пахнущей падали и любой другой гниющей вещи, а также от курятника необходимо отдаляться. И также отдаляются от гнилой воды и от воды, в которой замачивали лен или коноплю, так как обычно эта вода издает дурной запах.
7. Засохшие экскременты, рассыпающиеся в пыль при переворачивании, приравниваются к обычной грязи и пыли, но только в том случае, если от них нет дурного запаха. Но это не относится к экскрементам, застывшим на морозе, поскольку они могут оттаять. Экскременты, покрытые снегом, считаются закрытыми.
8. На какое расстояние необходимо отдаляться? Если экскременты находятся позади человека, то человек обязан отдалиться от того места, где кончается их запах, еще на 4 ама5; и даже если этот человек не чувствует запахов, он должен отдалиться на такое расстояние, как если бы чувствовал. Если они не пахнут, достаточно отдалиться от них самих на 4 ама. Если они перед ним, он должен отдалиться настолько, чтобы они скрылись с его глаз6; и даже ночью необходимо отдалиться так, как если бы это было днем. А если они сбоку от него, то нужно вести себя так, как будто они перед ним, или отвернуться, чтобы они оказались сзади.
9. Если в доме, где молится община, оказались испражнения, то, даже если они позади хазана на таком расстоянии, что от того места, где кончается их запах, до хазана остается больше четырех ама, он все равно обязан замолчать и дождаться, пока их вынесут или закроют7, поскольку не может быть, чтобы кто-либо из миньяна не оказался в пределах 4 ама от того места, где кончается запах нечистот, и ему запрещено слушать и вдумываться в то, что произносит хазан8.
10. Если человек молился в одиночку и после молитвы обнаружил, что в доме были испражнения9, то, если в этом доме могли быть испражнения и нужно было сначала проверить этот дом, а он проявил халатность и не проверил, — в этом случае, поскольку молитва «Шмонэ Эсрэ» установлена вместо храмовой жертвы, к его молитве относится стих: «Жертва злодеев отвратительна», и он должен молиться еще раз. И также молитва «Шма», обязанность читать которую установлена Торой и при чтении которой нет опасения произнести напрасное благословение, нужно повторить, но без сопутствующих ей благословений10. И также все остальные благословения, которые он произнес в этом доме, даже Биркат а-Мазон («Благословение после еды») не нужно повторять11. Но если в этом доме не должно было быть испражнений, так что он не допустил халатности, не проверив его, тот даже обязанность прочесть Шмонэ Эсрэ считается выполненной. А если была обнаружена моча, то, даже если дом и нужно было проверять, все равно ему засчитывается даже Шмонэ Эсрэ12.
11. Тот, кто испортил воздух, обязан прервать молитву или изучение Торы до тех пор, пока запах не исчезнет. Если воздух испортил его товарищ — тоже необходимо прерываться. Но, если он занят изучением Торы, он не обязан прерываться из-за того, что воздух испортил его товарищ.
12. От уборной необходимо отдаляться, даже если она отделена стенами13 и сейчас в ней нет нечистот14. И поэтому скамейка с отверстием, под которую ставят ночной горшок, считается уборной, даже если горшок вынесли, а отверстие закрыли доской, и ее необходимо убрать из дома или целиком закрыть. Но если это скамейка, предназначенная для сидения и закрытая подушкой, и только при необходимости с нее снимают подушку, используют как уборную и снова кладут подушку — такую скамейку можно не убирать.
13. Ночной горшок для экскрементов или мочи, сделанный из глины или из дерева, рассматривается как уборная, даже если он чистый и не издает дурного запаха, и даже если в него налили воду или спрятали под кровать (поскольку наши кровати не считаются перегородками15). Его необходимо вынести из дома или закрыть. Однако если горшок сделан из металла или стекла и чисто вымыт, его разрешается оставлять там, где молятся или учат Тору.
У пятачка свиньи, которым она роет навоз, закон тот же, что и у ночного горшка; и даже если она только что вышла из реки, мытье ей не помогает.
14. В туалете, бане и других подобных помещениях запрещается не только говорить, но и думать о чем бы то ни было, связанном со святостью. Все это относится также ко всем грязным местам вне дома — например, к переулкам, где можно наткнуться на нечистоты. Также во всех таких местах нельзя упоминать имена Вс-вышнего даже на нееврейских языках (как, например, слово «Готт» на идиш или «Б-г» на русском или польском). И также нельзя во всех этих местах говорить товарищу «Шалом» («мир»), поскольку «Шалом» — это имя Святого, благословен Он, как сказано: «И назвал Его: Б-г Шалом (то есть “Б-г мира” — перев.)»16 . Обратиться в бане по имени к человеку, которого зовут Шалом, некоторые запрещают, а некоторые разрешают, поскольку обращающийся не имеет в виду значения слова, а только имя человека; и есть обычай разрешать это, но боящийся Б-га воздержится.
15. Запрещается молиться или цитировать Тору, когда обнажены срамные части тела, как свои, так и чужие, и даже детей16*. (Только при выполнении заповеди обрезания разрешается произнести благословения напротив срамных частей младенца). И даже если человек зажмурит глаза, чтобы не видеть — это не поможет, так как срамная часть тела по-прежнему перед ним; в этом случае необходимо отвернуть от нее голову и все тело.
16. Что касается тела женщины: всякое место, которое обычно должно быть прикрыто и открылось на ширину тефах17, и также волосы замужней женщины, которые должны быть закрыты, но открылись хотя бы чуть-чуть — все это считается для мужчины срамными частями тела18, и неважно, его ли это собственная жена или чужая женщина. Однако для женщины они не считаются срамными частями.
Мужчине запрещено слышать пение женщины. Однако в стесненных обстоятельствах, когда человек слышит, как женщины поют, и не может запретить им этого, ему не следует по этой причине отказывать от чтения «Шма», Шмонэ Эсрэ или изучения Торы, а следует собрать все силы, чтобы направить свое сердце на те святые слова, произнесением которых он сейчас занят, и не обращать на пение никакого внимания.
17. Мужчине нельзя молиться или цитировать Тору, если, по выражению Талмуда, «сердце видит срам», то есть если ничто не оделяет грудь от срамных частей (даже если все тело закрывает халат, но без пояса). Надо либо надеть штаны, прилегающие к телу, либо подпоясаться, либо хотя бы обнять себя руками поверх халата так, чтобы отделить верхнюю часть туловища от нижней. У женщин же нет такой необходимости19.
1 А по мнению МБ, достаточно выплеснуть один ревиит воды даже в мочу от нескольких раз.
1* И в этом случае ревиит воды не требуется. (А если мочи меньше ревиит, некоторые говорят, что достаточно выплеснуть туда больше воды, чем было мочи). И знай, что все время, пока сохраняется запах, необходимо отдаляться от этого места.
2 В случае, если нет запаха
3 А то, что сейчас принято не придерживаться этого запрета — возможно, это потому, что запрет не действует, если в этом грязном месте не был устроен постоянный туалет.
4 Даже если мы не видели, как ел именно этот ребенок. Но если известно, что он уже много дней не ел мучного, и тем более, если он не ел мучного никогда в жизни — может быть, можно не отдаляться от его мочи.
5 Если это не испражнения человека, хорька или куницы, неясно, есть ли вообще необходимость отдаляться от того места, где кончается запах, неважно, впереди него они или позади.
6 Что касается запрета размышлять в грязном месте о словах Торы — неясно, действительно ли необходимо отдаляться настолько, чтобы испражнения скрылись с его глаз.
7 А если сейчас читаются Псукей де-Зимра, где не отвечают «амен» — в этом нет необходимости.
8 Если грязь обнаружилась между хазаном и общиной (дальше четырех ама от общины) — см. ниже, глава 15, параграф 4.
9 Ближе, чем в четырех ама.
10 А по мнению МБ — с благословениями.
11 По мнению МБ, Биркат а-Мазон (если не прошло время, необходимое для переваривания пищи) следует повторить. И из слов МБ можно заключить, что то же самое относится и ко всем остальным благословениям.
12 А если было известно, что моча там имеется, то к ней относится тот же закон, что и к испражнениям.
13 К стене, которая специально построена в качестве стены уборной, это не относится.
14 Как это делать, разъясняется в параграфе 8.
15 А низкие кровати, высота пространства под которыми не превышает трех тефахов, считаются перегородками (и под них можно ставить ночной горшок), при условии, что горшка из-под них не видно.
16 Говорить «шалом», «амен» и размышлять о словах Торы разрешается в среднем зале в бане (то есть в раздевалке), а также в зале для окунания, если он отделен от зала для мытья перегородкой. (А относительно горячей миквы, в которой есть пар — неясно, каков закон).
16* По словам МБ, речь идет о маленьком мальчике, начиная с девятилетнего возраста, и о маленькой девочке — с трехлетнего.
17 Если это не его жена — а по некоторым мнениям, на улице это относится и к его жене — даже если это место обнажено меньше, чем на тефах.
18 Если речь идет о волосах — можно зажмурить глаза. И то же можно сделать, если непристойное место обнажено меньше, чем на тефах (и речь не идет о жене этого человека). Если место обнажено больше, чем на тефах, зажмуривание глаз помогает только в тяжелой ситуации, и «Биур Галаха» (в дальнейшем — БГ — перев.) пишет: «Делающего так не следует одергивать».
19 Но лучше ей поступать, как мужчины.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.