Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Провидение, Тора и наука, Чудеса, Элиэзер Гервиц, Доказательство
Даже если мы согласны с тем, что Б-г сотворил мир, откуда мы знаем, что Он все еще управляет им?
А если это так, то почему Он не подтверждает Свое присутствие, например, чудом?
Признав, что Б-г сотворил мир с определенной целью, бессмысленно предполагать, что Он прекратил все контакты с ним, т. к. в этом случае акт Творения был бы не чем иным, как простой прихотью.
Начало книги Берешит подчеркивает заинтересованность Ашема в том, чтобы мир был максимально совершенным: «И увидел Б-г, что это хорошо». Неужто Всемогущий приложил столько усилий, создавая мир, чтобы покинуть его?
Тора свидетельствует, что Ашем не покинул наш мир. Множество чудес: рассечение Красного моря, Десять египетских казней, дарование Торы на горе Синай, — подтверждают участие Б-га в земных делах. Тора рассказывает также и о многочисленных встречах избранников (Авраам, Ицхак, Яаков, Моше и др.) с Б-гом, о Б-жест венном в святом Мишкане (Скинии), а позже — в Бейт Амикдаше (Святом Храме).
Возможны вопросы, почему Б-г не занимает столь же активной позиции в современных земных делах? Почему в наше время нет подобных очевидных чудес, как во времена Моше Рабейну или Иеошуа? Почему Он не делает свое присутствие более очевидным?
Данная нам Б-гом логика приводит к заключению, что частое явление чудес помешало бы планам Ашема. Одно из основных испытаний для человека это принятие решения, верить или не верить в Б-га. Тот, кто выбирает веру, вместе с тем принимает и Его заветы морали и милосердия; тот, кто не верит в Б-га, отвергает их. Этот выбор, как мы видим, оказывает огромное влияние на все человеческое поведение.
Такое решение не должно быть вынужденным. Оно должно опираться на свободу человеческой воли, в этом его истинная ценность.
Б-г не желает заставлять человека верить, Его не устраивает следование слепым инстинктам, неспособность к независимым решениям. Неслучайно Он сотворил человека по Своему образу и подобию, даровав тому свободу воли. Может быть, это также помогает объяснить, почему Ашем не раскрывает Себя более явным образом в современном мире. Если бы чудеса стали банальностью и Б-жественное присутствие — неоспоримым, у человека не оставалось бы другого выбора, кроме признания Б-жественного управления миром. В давние времена, когда мир утратил саму идею Б-га, чудеса были необходимы, в первую очередь, для того, чтобы евреи захотели принять Его власть. С достижением этой цели Б-г позволял чувствовать Свое присутствие не так явно, давая, однако, достаточно доказательств, чтобы удовлетворить истинных своих приверженцев.
Что же это за признаки Б-жественного присутствия? История помогает постичь некоторые из них. Например, кое-кто может заявить, что события Пурима — результат действий человека, а не Б-га. Тем не менее последовательность событий: казнь Вашти, выбор еврейки Эстер в качестве царицы, раскрытие Мордехаем покушения на Ахашвероша, окончательное падение Амана и возвеличивание Мордехая — слишком упорядоченна, чтобы быть простой цепью совпадений. Евреи молили Б-га о помощи, и — невероятно! — они увидели своего врага поверженным, а своего защитника — занявшим почетнейший пост. Море не отступило и земля не разверзлась — Б-г действовал в контексте естественных событий, но тем не менее Его спасительная десница была видна всем, кто хотел ее увидеть.
Подобные скрытые чудеса — нисим нистарим — повторялись неоднократно. Мы видим евреев, неожиданно спасшихся от врагов (так атакующие армии Санхерива были внезапно охвачены болезнью и должны были отступить от Иерусалима), и, напротив, евреев, наказанных за беспричинную вражду, которая привела к разрушению Второго Храма. Величайшим из чудес можно считать факт существования евреев сегодня. По всем историческим законам малочисленный преследуемый и зачастую бездомный еврейский народ должен был исчезнуть с исторической сцены много веков назад. Однако он не только выжил, но остался в центре внимания всего мира. В наши дни события на Ближнем Востоке оказывают влияние на течение мировых событий, а еще несколько лет назад проблемы евреев Советского Союза сказывались на взаимоотношениях Запада и Востока.
Сегодня евреи во многих странах современного мира живут, все еще следуя вере своих праотцев. Если бы не защита Б-га, как бы они выжили после стольких веков преследований? Единственным ответом на это является то, что Б-г, должно быть, активно их защищает. Следовательно, Он не может быть не вовлечен в дела нашего мира.
Подобно тому как присутствие Б-га прозревается на уровне нации, оно ощущается и на уровне личности. Существует огромное количество людей, которые свой индивидуальный жизненный опыт расценивают как «сверхъестественный». Случаи спасения вопреки всем злоключениям или любая неожиданная награда могут рассматриваться как деяние Б-га. Такие примеры мы называем ашгаха пратит или Б-жественным вмешательством в жизнь человека. Что же такое «счастливый случай» как не ашгаха пратит?
На ежедневные чудеса природы мы, в силу привычки, не обращаем никакого внимания. Такие явления, как восход солнца, смена времен года, деторождение действительно экстраординарны. Те, кто всерьез задумается над этими процессами, придут к заключению, что они обусловлены Высшим Существом и что без Его постоянного руководства они не могли бы продолжать свое существование. Даже самый эффективный завод прекратит работу, если его надолго оставить без управления.
Так история, природа и даже жизнь каждого из нас позволяют понять, что Ашем столь же вовлечен в дела современного нам мира, как и прежде. На этом основании Б-г и призывает нас построить свою Веру.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»