Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Тора и наука, Эволюция, Атеизм, Элиэзер Гервиц
Если все это так, то почему в настоящее время так много людей
принимают эволюционную теорию и отвергают идею Б-жественного Творения?
«Наше время» это век науки.
Согласно популярному взгляду на историю, период после падения Римской империи называется «мрачным средневековьем». Единственным источником знания в Западном мире в это время была церковь, но она злоупотребляла своей властью. Она заковывала мир в кандалы отсталых библейских верований, настаивая на безусловной вере в Б-га и пуританском поведении, и препятствовала всем научным изысканиям. Человек был угнетен и растоптан. И только наука смогла «освободить» его. Это основа доброй части современной мысли.
Научная революция снабдила человека средствами постижения истины с помощью эксперимента, а не посредством веры. Это позволило человеку объявить себя, а не Б-га, центром мироздания и заняться изучением себя и окружающего мира, объясняя поражающие воображение явления действием законов природы. Этот путь, казалось, давал возможность обойтись без веры в Б-га, и у человека оставалось все меньше причин следовать строгому моральному кодексу церкви. Человек смог ослабить самоограничения и посвятить себя реализации человеческих желаний.
Оставалась одна проблема: как объяснить сотворение мира. Если Б-г в самом деле создал мир, то следовало признать правомерными притязания церкви. С появлением эволюционной теории Б-г и церковь стали больше не нужны. Теперь у человека появился «новый взгляд» на происхождение жизни, не принимающий во внимание Б-жественные деяния Г-спода. Наконец-то, он стал полностью свободным.
Это чувство захватило многих, особенно тех, кто хотели казаться искушенными. Они смогли заявить о своей победе над старым теологическим мировоззрением. То, что эволюционная теория носила печать научности, сделало ее особенно притягательной. То была теория, основанная на научных исследованиях, а науку к концу XIX века окружала атмосфера истинности и почтения. Если ученые утверждают, что развитие жизни носит эволюционный характер, значит так оно и есть.
Поэтому многие восприняли эволюционную теорию почти не задумываясь. Во-первых, она казалась современной, «прогрессивной» идеей — «прогрессивной» по сравнению с «избитыми религиозными концепциями». Во-вто — рых, она позволяла человеку освободить себя от веры в Б-га и тем самым перестать подчиняться Его ограничениям. И, наконец, это была научная теория, а ученые не могут ошибаться.
Конечно, Тора соглашается с тем, что наука — очень важная область деятельности человека. С одной стороны, она позволяет изучать удивительные законы окружающего мира и еще больше оценить творение рук Б-жьих. Она также позволяет человеку использовать земные ресурсы, данные нам Б-гом, для того, чтобы помочь своим ближним. Поэтому человечество должно быть благодарно ученым, открывшим новые средства лечения болезней, создавшим новые виды продукции для потребителей, улучшающим снабжение продуктами питания и поднимающим материальный уровень человеческой жизни. С точки зрения еврея, эти достижения достойны похвалы, т. к. среди прочего они позволяют людям лучше служить Б-гу. Поэтому среди выдающихся ученых и врачей разных времен мы можем встретить ортодоксальных евреев. Например, Рамбам и Рамбан были известными врачами своего времени. Наука, в самом деле, является потенциальной силой добра.
В то же время ученый это не сверхчеловек, как некоторые думают. Ученые могут ошибаться. Они постоянно оспаривают мнения друг друга, меняют свои взгляды, согласовывая их с новыми фактами. Например, некоторое время считалось, что космическое пространство заполнено эфиром. Мы также упомянули выше мистификацию с пилтдаунским человеком. Теория относительности Эйнштейна бросила вызов многим неприкосновенным верованиям физиков о пространстве и времени. Даже ос-новополагающая концепция теории атомного строения вещества со временем претерпела изменения. Ученые могут быть умными и одаренными людьми, но они не всегда абсолютно правы. Следует также помнить, что кроме простейшей экспериментальной части, наука включает и философские предпосылки, которые весьма и весьма субъективны. Следовательно, тот факт, что многие ученые поддерживают эволюционную теорию, еще не доказывает, что они правы. Они не раз ошибались в прошлом и так же легко могут ошибаться и в вопросе происхождения жизни. Их попытка исключить Б-га из поля зрения не сделала человека лучше. Преступления, продажность, отсутствие морали и массовые убийства — все это остается при нас. Теория эволюции едва ли освободила человека от социальных проблем. Не привела она и к моральному прогрессу.
Иудаизм не согласен с точкой зрения, согласно которой религия душит в человеке творческие и исследовательские способности. Он не согласен с тем, что вера в Б-га стара и примитивна. Кто достаточно искушен в изучении нашего чудесного мира, естественно приходит к вере в Б-га. А тот, кто верит в Него, способен быть критичнее к себе и милосерднее к другим. Разве самосовершенствование не есть подлинный прогресс?
Теорию эволюции следует анализировать по существу. Тот факт, что она кажется «прогрессивной» и «научной», не должен закрывать никому глаза на свойственные ей неразрешимые проблемы.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.