Из цикла «Бесконечная цепь», темы: Алаха, Устная Тора, Изучение Торы, Натан Лопез Кардозо
Помимо правил р.Ишмаэля и р.Акивы, Талмуд изобилует другими примерами толкования алахи, основанными на анализе текста.
Мишна (Брахот 1:3) приводит спор между школами Шамая и Гилеля относительно чтения молитвы Шма. Анализируя стих: «И повторяй их твоим детям, и говори о них, сидя в своем доме и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Дворам 6:7), школа Шамая утверждает, что этот стих Торы надо понимать буквально, т.е. человек должен читать Шма ночью, перед сном, и утром, когда он встает. Школа Гилеля оспаривает эту точку зрения и считает, что стих обязывает нас читать Шма в те часы, когда люди обычно ложатся и встают.
Р.Йошиа и р.Йонатан по-разному толкуют текст, основываясь на применении союзов в Торе. Санхедрин 66а излагает оба мнения:
Чему учит нас выражение аш (всякий человек) в стихе «Ибо всякий, кто будет злословить своего отца и свою мать, смерти предан будет; своего отца и свою мать злословил, кровь его на нем» (Ваакра 20:9). Здесь имеется в виду и дочь, и человек неопределенного пола, и гермафродит (т.е. и они наказываются смертью за указанное преступление). Фраза «…кто будет злословить своего отца и свою мать» показывает нам, что этот закон относится к тому, кто злословит обоих родителей. Почему же мы делаем вывод, что он одинаково относится и к тому, кто проклинает либо своего отца, либо свою мать? Потому что стих говорит: «кто будет злословить своего отца и свою мать… (и затем добавляет) своего отца и свою мать он злословил…»
«Злословит» относится и к «отцу», и к «матери» и подразумевает, что закон распространяется на того, кто злословит даже кого-нибудь одно из родителей. Такова точка зрения р.Йошиа. Р.Йонатан говорит: «Первая половина этого стиха подразумевает того, что злословит одного из родителей… так как он не утверждает “отца и мать вместе”. Во второй части нам преподан другой урок».
В отличие от школ Гилеля и Шамая, р.Йошиа и р.Йонатан никогда не расходились во мнении об алахе. Их разногласия касались лишь способов, с помощью которых она могла быть выведена из текста Торы.
Другая форма алахической дедукции, распространенная в Талмуде, называется мидраш аигайон — логическое толкование. Этот метод отличается от свары тем, что, интерпретируя текст, не устанавливает новых алахот. Например, предписывается в Дварим 24:6: «Да не берет (никто) в залог ни мельницы, ни верхнего жернова, ибо душу берет таковой в залог». В Бава Мециа 9:13 мудрецы включают в это правило не только мельницу, но любую утварь для приготовления пищи, ибо Тора говорит: «душу (должника) он берет».
Этот тип логической дедукции используется раввинами везде, где того требует текст Торы. В Шмот 12:6 мы читаем: «…Пусть зарежет (пасхальную жертву) все собрание общины…» Талмуд задает естественный вопрос:
Разве вся община совершала жертвоприношение? Безусловно, только один человек режет жертву (для других). Итак, мы видим, что действие представителя считается как бы совершенным каждым.
(Кидушин 416)
И, наконец, алахическое толкование может также ограничивать применение закона. Тора учит: «Не может войти амонитянин и моавитянин в общество Г-сподне… (т.е. не может жениться на еврейке)… За то, что не встретили они вас с хлебом и водою на пути, когда вы вышли из Египта…» (Дварим 23:4—5). Мудрецы пришли к заключению, что женщины — амонитянки и моавитянки — могут выходить замуж за евреев, поскольку сказуемое в стихе стоит в мужском роде и именно мужчины обязаны были встречать и приветствовать гостей, а не женщины (Евамот 77а).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.