Из цикла «Бесконечная цепь», темы: Изучение Торы, Натан Лопез Кардозо, Письменная Тора, Истинность Торы
Пятикнижие (Письменная Тора — Тора шебихтав) — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена?
Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.
Тора утверждает всеобщую и вечную истину: Б-г — един, человек не покинут в мире, у жизни есть и смысл, и цель. Тора свидетельствует, что человеку под силу его роль во Вселенной, ибо Всевышний наделил его свободой воли». Неудачи — не повод для отчаяния: Всевышний предоставляет человеку возможность раскаяться и начать сначала. Тора преподносит в дар человеку самый высокий призыв — «будьте святы», и учит его, что «любовь к ближнему» и есть путь к Всевышнему.
Тора указывает путь совершенствования личности, описывая дела и помыслы людей, начиная с Сотворения мира. Она рассказывает об испытаниях и страданиях, выпадающих человеку на пути к совершенству. Она руководит им и поддерживает его в движении к духовным высотам. Тора — это не история человечества в обычном смысле. Это скорее история нравственного очищения, анализ того, чем может быть человек.
В иудаизме Тора — Книга жизни, ибо она рассматривает все без исключения аспекты человеческого существования. А это значит, что она обращена к каждому человеку, независимо от его способностей, качеств или обстоятельств жизни. Каждый находит себя в ее сюжетах.
По мнению еврейских мудрецов, само существование Торы указывает на ее Б-жественное происхождение, так как она превосходит творческие возможности человека. Нечеткие и не определенные утверждения о том, что Б-г существует, что Он создал человека по Своему образу и подобию, что у человека есть душа, являются высочайшими духовными откровениями. Ни одна истина не повлияла так на историю и поведение человечества, как истина о единстве Б-га. Ни одно слово не выглядело во все времена столь новым и необходимым, как слово Торы. Ее откровения о свободе воли человека, о его потенциальной способности к освящению, о возможности раскаяния демонстрируют мудрость, не присущую смертному. Такие понятия, как Машиах, спасение, Шабат, пророчество, жизнь в будущем мире, раскаяние, слишком глубоки для того, чтобы быть плодами человеческой мысли. Ни одна книга так не любит и не уважает человека, как Тора, и не сострадает ему сильнее в час печали и горя. Тысячелетиями человек изучает ее и находит там руководство в любой области. Ничто и никогда не сможет заменить Тору.
Все это приводит к пониманию, что Тора могла быть дана только свыше. Ничто из созданного человеческим интеллектом по уровню даже не приближается к этой необыкновенной книге; вот почему невозможно представить себе, будто Тора сочинена человеком. Так что вопрос не в том, написана ли Тора Всевышним, а, скорее, способен ли человек написать Тору?
Тем не менее современный человек привык отрицать концепции Торы. Его интеллект отказывается принять систему ее рекомендаций, так как его психика, возможно, ощущает для себя угрозу в ее содержании. Ведь как только человек начинает понимать ее призыв, он должен либо изменить свою жизнь, либо признаться в собственной несостоятельности.
Тора учит человека «быть», а не «иметь». Она определяет свободу не как отсутствие ограничений, а как возможность жить в соответствии с правилами, данными свыше, и это, согласно Торе, и есть основа счастья. Такое понимание совершенно чуждо обществу, все ценности которого основаны на эгоизме, приобретательстве и честолюбии. Тора призывает человека: стань тем, кто ты есть. Такой подход резко отличается от принципов современной социальной системы, в которой человек есть то, чем он владеет^, в которой слова «неимущий» и «неудачник» — синонимы. Тора же видит достоинства лишь в том, кто стремится стать лучше. Она отвергает светский гуманизм — как тот, что понимает под счастьем сексуальную вседозволенность, так и тот, что воспевает власть и успех. Тора противостоит тем, кто поклоняется себе, а не Всевышнему.
Корни Торы лежат в мире, не известном обычному человеку — в мире духовном, а не материальном. Тора записана в доступной человеку форме, но сущность ее остается Б-жественной. Тора — это Откровение о том, как Небо влияет на землю, как всякий поступок и событие отражает в себе взаимодействие между духовным и материальным. Каждое ее предложение, слово и буква находятся в гармонии с высшей истиной. Неудивительно поэтому, что ее сюжеты и требования неожиданны для человека. Концепции Торы о добре и зле, истине и заблуждении, правосудии и несправедливости часто радикально отличаются от представлений современного человека. То, что принято считать высоким, с точки зрения Торы может оказаться низким, поскольку большинство людей пользуется земными критериями, тогда как Тора опирается на Б-жественные нормы. Шкала критериев Торы — много реальнее истины ощущений; это мера правды, которая позволяет человеку ощутить на земле ароматы Небес.
Согласно Каббале, Тора призвана восстановить Б-жественное Присутствие в материальном мире. Каждая исполненная заповедь влияет на состояние Вселенной и «приближает конечное исправление нарушенной связи между духовным и материальным мирами. Хотя Тора — книга из “библиотеки” высшего, святого мира, она написана языком, понятным человечеству. Для человека Тора ключ к тайне его назначения в мире. В ней человек находит все, что было, есть и будет. Не связанная временем и пространством. Тора дает возможность человеку войти в измерение, основанное на истине и мудрости. Ее гемы и указания имеют более глубокое значение, чем мы можем себе представить. Запрещение таких греховных действий, как прелюбодеяние или кража, в духовной плоскости столь же существенно, как в материальной. Все, что рассказывается об Аврааме, Ицхаке и Яакове, это не только сообщение об исторических событиях, но и отражение событий в высших мирах. А раз так, то человеку нужно руководство для понимания Торы. Даже если он способен самостоятельно понять сюжетную линию, то ведь в Торе содержатся еще и аллегорический, мистический и многие другие уровни. Почувствовать святость этой уникальной книги можно только поняв ее во всей полноте. Поэтому, чтобы дать человеку возможность воспринять такой объем. Всевышний даровал ему Устную Тору (Тора шебеальпе), состоящую из объяснений, правил написания и трактовки текста, формулирования логических заключений, с помощью которых тот может открыть для себя ее уровни и тайны.
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
Главы из книги
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями
Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»
Мужья разговаривают, чтобы передать информацию, жены же используют вербальные функции для укрепления внутрисемейной связи. О необходимости слушать других.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Если вникнуть в суть ежедневно произносимых нами слов, можно увидеть, что они в большей степени, чем любая другая сфера человеческой деятельности, определяют и формируют нашу суть.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Воздержание от злословия — лепта в будущее восстановление Храма. Наши мудрецы призывали постоянно следить за речью, а также утихомиривать спорщиков.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
У Всевышнего речь не отделена от Него, она с Ним абсолютно едина. И только творениям, получающим жизненную силу от категории Его речи посредством многих уменьшений и великого сокровения света, кажется, что жизнь их — нечто самостоятельно существующее. Но пред Всевышним нет этого сокровения света