Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги

Я вспоминаю плакаты, развешанные на каждой автобусной остановке и станции метро Лондона во время второй мировой войны, когда было жизненно важно экономить энергию: «Так ли необходима твоя поездка?» Просматривая следующее обсуждение темы עזות, я задавался тем же самым вопросом. Не слишком ли все это? Но я посчитал, что даже если этот крюк на завершающей стадии книги испытывает наше терпение, мы все же должны попасть туда, куда мы должны попасть.

תורה היא וללמוד אנו צריכים — «Это — Тора, и мы должны ее учить». Если мы объявили войну поверхностному чтению, то нет никакой разумной причины для остановки.

Так что же такое עזות? Внутренняя сила или ребяческая агрессивность? Или и то и другое? Или немного одного и немного другого?

Мы могли бы начать с комментария Раши к Ваикра 16:3: עזאזל — гора, с которой שעיר לעזאזל в Йом-кипур был отправлен на верную смерть. Комментирует Раши: הר עז וקשה. Явно «твердая» гора, возможно «крепкая» гора, но никак не «агрессивная» гора. С другой стороны, в отрывке из Бава батра 131a мы встречаем признание рава Йеуды Анаси: ילדות היתה בי והעזתי פני בנתן הבבלי — «Я вел себя по-ребячески и дерзил Натану Абавли».

Самым простым решением было бы исследовать слово פנים. Внутренняя сила, которая защищает нас от вкрадчивых уговоров и тяжких испытаний, которая помогает устоять на ногах, когда инстинкт предательски нашептывает, что стоит опуститься на колени, такая עזות — это сырье, из которого создается величие. Но, перейдя из сердца на лицо, заменив суровую силу, скрытую в глубине сердца, угрюмым взглядом, которым природа отмечает лицо склочного ничтожества, добродетель превращается в порок. И вместо того чтобы стоять с гордо поднятой головой, возвышаясь над всеми возможными ударами судьбы, мы становимся всего лишь игрушкой для огня Геенома.

Пока все прекрасно, но мы только в начале пути. Понятно, что עזות леопарда, עזות, которой нас призывают подражать, заключается не в героическом самообладании, а в кровожадной, целеустремленной погоне за добычей. Если в трактате Бейца типичными представителями עזים названы петух и пес, разумно предположить, что имеется в виду их агрессивность, а не врожденная способность устоять перед провокациями. И обратите внимание: ни в одном из этих примеров не встречается слово פנים!

В комментарии к трактату Бейца 25б Раши дает определение, которое проливает на все некоторый свет. Он определяет עזים как קשים להנצח — те, кого трудно победить. Вроде бы, это слово означает твердость духа, который не поступится ничем.[1] Вначале это пассивная, подобная скале твердость духа, но это не все. Она может принять форму агрессивного выпада, если это будет единственный способ предотвратить поражение. В таком случае необходимо убедиться в правильности выбранной цели. Порок она или добродетель, зависит от того, в ком или в чем она видит врага. Если это апатичность или любая другая черта характера, которая способна подорвать или даже свести на нет нашу преданность Торе, если это люди, которые заставляют нас силой или доводами отдалиться от Торы, тогда עזות должна стать отличительной чертой нашего еврейского багажа. Но пущенная на самотек, подстрекаемая узколобием или чувством ненадежности, защищающая раздутое эго, она прокладывает путь в Гееном.


[1] Сравнить с Мишлей 31:25: עוז והדר לבושה, ותשחק ליום אחרון — «Ее одежда — עוז и великолепие, и смеется она над последним днем». אשת חיל без страха ожидает смерть, так как «одела» себя, т. е. прожила всю жизнь в עוז. Царь Шломо ставит עוז в один ряд с הדר, потому что здесь это не вздорность, а внутреннее благородство, вызывающее восхищение.

Несколько раньше мы встречаем слово עוז в значении «бурная деятельность», но и тут нет намека на возможный оскорбительный оттенок. После того как эта замечательная женщина задумала приобрести поле, она завершает сделку, предварительно חגרה בעוז מתניה — «препоясавшись» עוז. Понятно, что нет ничего предосудительного в энергичном преследовании разумных деловых целей.

с разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»