Из цикла «Словами скрытые миры», темы: Избранность, Пиркей Авот, Заповеди, Изучение Торы, Моше Айзенман, Еврейские качества
В нашем введении, в самом начале этой маленькой книжки, мы попытались понять, почему трактат Авот начинается с описания передачи Торы. Подходя к концу дороги, которую мы избрали, мы еще раз вернемся к вопросу, в чем особая важность передачи традиции.
Стрельба и учеба. Подобную парочку трудно представить вместе! Однако ירה («учить») — корень, от которого происходит слово Тора (תורה), одновременно означает и «стрелять» [ירה החצי להעבירו (שמואל א כ: לו)]. Какая между ними связь?
Мне кажется, что каждый выстрел соединяет две точки: «здесь» и «там», точку отправления и точку конечной цели пули. Преподавание — это стрельба. Не имея четкого представления, в чем состоят трудности ученика сегодня и как та или иная часть учебного процесса может повлиять на ту или иную конкретную проблему, мы вряд ли можем надеяться на длительную сохранность преподаваемых ценностей. Хороший учитель — тот, кто стимулирует движение ученика в сторону ясно сформулированной цели.
Зачем нам Тора? Куда она ведет нас? Давайте освежим в памяти мишну, которую мы уже цитировали в связи с обсуждением склонности юных мудрецов Торы к гневу.
רבי נחוניא בן הקנה אומר כל המקבל עליו עול תורה, מעבירין ממנו עול מלכות ועול דרך ארץ. וכל הפורק ממנו עול תורה, נותנין עליו עול מלכות ועול דרך ארץ.
Раби Нехуния бен Акана учил: «Прими на себя бремя Торы, и ты освободишься от обязательств перед государством и от забот о пропитании. Сними с себя бремя Торы, и ты будешь обременен и ярмом государства, и заботами о пропитании» (Авот 3:5).
Зачем нам нужно то или иное ярмо? Почему мы не можем жить сами по себе, без всякого принуждения, руководствуясь только собственной совестью? Чтобы понять это, обратимся к трактату Бейца 25б:
תנא משמיה דרבי מאיר: מפני מה ניתנה תורה לישראל? מפני שהן עזין… שאלמלא (לא) ניתנה תורה לישראל אין כל אומה ולשון יכולין לעמוד בפניהם. והיינו דאמר רבי שמעון בן לקיש: שלשה עזין הן: ישראל באומות, כלב בחיות, תרנגול בעופות.
Учили от имени раби Меира: почему Тора была дана еврейскому народу? Потому что евреи עזין… [Раши: и Тора была дана им, чтобы их [изнурительные] занятия ее изучением ослабили их и подчинили их сердца]. И если бы им не была дана Тора, ни один народ не смог бы им противостоять. Об этом сказал раби Шимон бен Лакиш: «Троим подходит определение עזין: народу Израиля среди народов, собаке среди животных и петуху среди птиц».
Мы оставили слово עזין непереведенным, потому что нам нужно его дополнительно проанализировать. Хорошим источником может служить трактат Авот 5:20, откуда мы учим следующее:
יהודה בן תימא אומר הוי עז כנמר וקל כנשר ורץ כצבי וגבור כארי לעשות רצון אביך שבשמים. הוא היה אומר עז פנים לגיהנם, ובשת פנים לגן עדן.
יהי רצון מלפניך יי אלהינו שיבנה בית המקדש במהרה בימינו ותן חלקנו בתורתך.
Йеуда бен Тейма учил: будь עז, как леопард, легок, как орел, быстр, как олень, и силен, как лев, в служении Всевышнему. Он также учил: עז פנים попадет в Гееном, а стыдливый — в Ган Эден.
Да будет Твоя воля, о Б-же, чтобы в скором времени, в наши дни, был отстроен Храм и Ты удостоил бы нас доли в Твоей Торе.
Мы отделили слова יהי רצון, поскольку очевидно, что это — не часть урока Йеуды бен Теймы. По мнению Меири, эта мишна изначально должна была завершать трактат Авот, а слова יהי רצון были как бы прощальными словами трактата. Он обращает внимание на то, что последующие мишнайот добавились позже. Это бросает нам дополнительный вызов. Теперь мы должны не только объяснить урок Йеуды бен Теймы, но и понять, почему именно эта мишна была бы подходящим завершением Пиркей Авот[2].
[1] Буквально: «Мы к тебе вернемся!» (см. Бава батра 74б). С этим восклицанием мы заканчиваем изучение трактата Талмуда. Таким образом мы обещаем, что завершение — это не последнее «прощай», и мы полны намерения вернуться и вновь начать учебу.
[2] В том варианте, который мы имеем на сегодняшний день, последняя мишна — это та, в которой Бен Эй Эй говорит нам, что לפום צערא אגרא — награда за добрые дела пропорциональна усилиям, которые мы в них вкладываем. Трудно решить, почему именно этой мишной завершается наш трактат. Объяснение Меири кажется притягательным, потому что освобождает нас от обязанности дать свое объяснение. Настоящим финалом трактата по первоначальному замыслу являлось учение Йеуды бен Теймы, а последние мишнайот были добавлены позже.
И все же мы должны попытаться объяснить, почему и эта концовка может считаться приемлемой. Для этого, прежде всего, следует прочитать афоризм Бен Эй Эя как продолжение предшествующей ему мишны Бен Баг Бага. Но до того как мы заглянем в мишну Бен Баг Бага, нам потребуется очертить некий исторический фон. В трактате Хагига 9б приведена беседа Бен Эй Эя с Гилелем. Отсюда следует, что они были людьми одного поколения. (Но см. Толдот Танаим Веамораим, Йоханан бен Баг Баг). Тосафот там связывают Бен Эй Эя и Бен Баг Бага. Они были прозелитами и свои имена получили от Авраама и Сары, к чьим именам была добавлена буква ה. Эй Эй — это и есть дважды повторенная пятая буква еврейского алфавита (ה), а числовое значение «баг» (ב — 2, ג — 3) также равно пяти (т. е. ה). Итак, мы можем прийти к тому же выводу, к которому приходит Хоффман в своем комментарии к трактату Авот: эти люди были прозелитами, учениками Гилеля.
Примечательно, что оба высказывания, помещенные рядом в конце Пиркей Авот, уходят своими корнями к учению Гилеля. Они приводятся в двенадцатой главе Авот де раби Натан от его имени. Скорее всего, и Бен Эй Эй, и Бен Баг Баг заимствовали у Гилеля эти мысли и сделали их своими жизненными установками. Составитель трактата Авот, по-видимому, мог бы поместить их вместе с остальными высказываниями Гилеля в первой главе. Однако он предпочел процитировать их от имени его учеников в самом конце трактата, следовательно, он считал, что именно они должны завершить Пиркей Авот.
А теперь, в свете всего вышесказанного, попытаемся узнать, чему же нас учит Бен Баг Баг:
בן בג בג אומר הפך בה והפך בה דכולא בה ובה תחזי וסיב ובלה בה ומנה לא תזוע שאין לך מדה טובה הימנה.
Бен Баг Баг учил: анализируй Тору под любым доступным углом зрения, ибо в ней можно найти все. Уделяй этому все свое внимание, истощай себя в поисках истин и никогда не оставляй их. На свете нет ничего подобного ей.
Вот воистину подходящее заключение для трактата, открывающегося темой передачи традиции, взявшей начало у горы Синай. Мы помним объяснение Бартенуры, что такое начало трактата Пиркей Авот призвано подчеркнуть, что все идеи, собранные в нем, даже те, которые могут показаться просто логическими умозаключениями, уходят своими корнями в Тору. Страстное заявление Бен Баг Бага подводит итог всему трактату, усиливая ту же самую мысль.
Если мы не ошибаемся в своих предположениях, тогда мишна Бен Баг Бага, предпоследняя в трактате, является достойным завершением ПиркейАвот. Афоризм же Бен Эй Эя, хотя и стоит на последнем месте, приведен здесь только в связи с учением его коллеги.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»