Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Выкупающий пленного за сто динаров или дающий подаяние бедному в сто динаров, что есть все, чего бедному недостает, не сравнятся с тем, кто выкупит десять пленных или восполнит недостающее десяти беднякам, каждому по десять динаров.»Орхот цадиким. Щедрость
Тема

Наглость

Оглавление

Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «В ком есть свойство наглости, творит многие преступления, одно за другим, и считает себя праведником».

Качество наглости [↑]

Наглость (азут) — это дурное качество в большинстве своих проявлений, оно противоположно качеству стыдливости. Стыдливый не мстит и жалеет, прощает и милует, а наглец и упрямец не прощает и не стесняется никого, но упорствует в своей наглости и строптивости, любое злое дело совершит и не постыдится. Об этом сказано: «Их сердца тверже скалы — отказываются раскаяться» (Ирмия 5; 3). И сказано: «Лица сыновей тверды, и сердца их крепки» (Иехезкель 2; 4).

Все добрые достоинства стыдливости противоположны применительно к наглости. Когда человек укрепляется в этом свойстве, — низок он в глазах людей, даже если он мудрец. И множество бед тянутся за наглостью, — наглец ведет себя нагло с людьми, и ему не избежать раздоров, ненависти и зависти. Наглец отказывается от своего отца [1] (Калла 1). Он не почитает почтенного и не жалеет старого, и все преступления, упоминаемые в Законе, легко преодолимы в его глазах, и он способен совершить их из-за своей великой наглости; и о нем сказано: «Наглый — в Гееном» (Авот 5; 20).

Наглый зовется злодеем, как сказано: «Злодей показывает свою наглость в гневе» (Мишлей 21; 29), а злодеи достойны осуждения, и отвратительны они пред Всевышним. И имя злодеев достойно осуждения, как написано: «Да сгинет имя злодеев» (Мишлей 10; 7). О стыде сказано: «И научит смиренных Своему пути» (Теилим 25; 9), а о наглом сказано: «А путь злодеев искривит» (там же 146; 9).

В ком есть свойство наглости, творит многие преступления, одно за другим, и считает себя праведником. Потому-то мы и произносим в исповеди (видуй): «Мы не настолько наглы и жестоковыйны, чтобы сказать пред Тобой, Всевышний, что мы праведны и не согрешили, — мы согрешили». Но когда преступник говорит: «Я не согрешил!» — вот дурное и болезнетворное качество. За это Всевышний осудит его и не пожалеет, как написано: «Я буду судить тебя за то, что ты говоришь: “Я не согрешил!” (Ирмия 2; 35), и сказано: “Кто скрывает свои преступления — не преуспеет, а того, кто признается и оставит дурной путь, — пожалеют и помилуют”» (Мишлей 28; 13). Путь наглости весьма далек от пути раскаяния и от пути добра, ибо о блуднице сказано: «Нагло говорит ему» (там же 7; 13).

Это очень дурное свойство: оно приводит человека к тому, что он срамит товарищей и бедных подобно тому, как сказано: «Нищий говорит с мольбою, а богатый отвечает нагло» (там же 18; 23). А уж тем более тот, кто презирает и срамит своих учителей, по своей великой наглости упрямо грубит упрекающим его, — это свойство сживает наглеца со света. И это свойство следует изгнать из своей души!

Когда применительна наглость [↑]

Но свойство «азут» весьма похвально, когда оно применяется к служению Всевышнему.

Быть наглым и дерзким перед злодеями и не покорствовать им, не слушать их совета и не соглашаться с их ложью и мерзостями, и не льстить им!

Нужно дерзать в исполнении заповедей и в тех случаях, когда люди насмехаются над этим.

И нужно дерзать и спрашивать своих учителей, если чего не знаешь, и не стесняться в этом. И нужно быть дерзким, открывая людям их грехи и упрекая их.

Но там, где свойство «азут» достойно порицания, его нужно усмирять и пересиливать по силам своим. Ибо очень трудно избежать этого свойства, если не приложить всю свою силу и всю свою мощь. Нужно победить его и уничтожить в себе, когда оно преступно, но держаться его, когда жестоковыйность и дерзость достойны награды.

[1] Имеется ввиду, что наглость свойственна мамзерам (бастардам), и наглость человека показывает, что он бастард.

Выводить материалы

Всегда старайтесь облегчить чужую ношу. Трума

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

На вопросы следует отвечать вежливо. Примером тому служит поведение Гиллеля.

Пути праведников. Наглость

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «В ком есть свойство наглости, творит многие преступления, одно за другим, и считает себя праведником».

Дерех Хаим 114. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:26

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Согласно мнению мудрецов, человек стоит выше Небес и всех их воинств. Именно поэтому они сказали, что «Б-г творил мир, сверяясь с Торой».

Если Всевышний прощает меня, то я должна прощать сыну его потребительское отношение?

Ита Минкина

Семейный консультант отвечает на вопросы: что делать, если семнадцатилетний сын потребительски относится к жизни? И на малейшую просьбу о помощи отвечает: «Почему я должен?»? Раз Всевышний милосерден ко мне, я должна готовить, убирать, «отдавать», не обра

Дочери 25 лет, по дому не помогает, на работе опаздывает, ленится. Поздно менять ситуацию?

Ципора Харитан

Вторая жена делает мне замечания, что слишком «сюсюкаюсь» с дочерью от первого брака…

Ита Минкина

Дерех Хаим 112. Комментарий Маараля на трактат Авот. 5:24

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Стыдливый обладает качеством простоты и цельности, поскольку никуда не сдвигается от положения равновесия, в отличие от наглого, дерзость которого уводит его от равновесия.

Как правильно реагировать на вызывающее поведение ребёнка шести лет?

Ита Минкина

Семейный консультант отвечает на вопросы: как поступать, если дочка приносит из садика грубые слова и жесты или неуважительно себя ведет — топает ногами, говорит приказным тоном? Как объяснить происходящее другим детям? В чем преимущество взрослого перед