Из цикла «История еврейского народа», темы: Раби Йоханан бен Закай, Война, Иерусалим, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Рим
Когда страшные вести о событиях в Галилее дошли до Иерусалима, народ пришел в смятение. Из Галилеи и других захваченных римлянами областей начали прибывать в город тысячи беженцев, которые рассказывали о бесчинствах римлян-победителей. Иерусалим готовился к обороне и решающей схватке. Однако даже в час величайшей опасности защитники города не смогли организовать единое руководство и укрепить свои позиции. Крайне настроенные повстанцы вели братоубийственную войну с более умеренными.
Несчастный город разделился на части — по лагерям, представители которых ставили перед собой единую цель — разгромить римлян, но не могли найти общего языка и воевали друг с другом. В этих войнах погибло множество людей и было уничтожено большое количество продовольствия, что привело в дальнейшем к падению Иерусалима.
После кровопролитных боев в Галилее Веспасиан дал своему войску передохнуть до весны и лишь тогда начал завоевывать города Иудеи и готовить осаду Иерусалима. Но в это время пронесся слух, что император Нерон убит, и мечтавший о римском троне Веспасиан прекратил военную деятельность и стал выжидать развития событий. Один за другим три императора всходили на римский престол, и все они были убиты в течение одного года.
Легионы, расквартированные в Египте и Сирии, поддержали Веспасиана, и с их помощью он был провозглашен римским императором. Веспасиан решил прекратить военные действия в Иудее, чтобы перевести свою армию с Востока в Италию и там сразиться со своим личным врагом, полководцем Виталием.
В Иерусалиме продолжалась междоусобная борьба — еврейские группировки безжалостно уничтожали друг друга.
Выдающийся мудрец рабан Йоханан бен Закай, — самый младший из трехсот учеников Гилеля — решил, что он сам, несмотря на болезнь и старость, должен действовать, чтобы уберечь еврейский народ от окончательной гибели. Он понимал, что в создавшейся ситуации нет никакой надежды спасти Иерусалим: братоубийственная рознь подписала приговор городу. Теперь следовало позаботиться о спасении Торы, которая, в свою очередь, защитит весь народ. Йоханан бен Закай решил отправиться к Веспасиану. Однако ни один человек не мог выйти из города, поэтому Бен Закай приказал своим ученикам распространить слух о его смертельной болезни, а еще через некоторое время — о его смерти. По закону умерший в Иерусалиме человек должен быть похоронен в тот же день за городской стеной.
Ученики Бен Закая раби Элиэзер и раби Йеошуа на плечах вынесли гроб из города. Когда они миновали стражу, Бен Закай поднялся из гроба и приказал отвести его в римский лагерь. Там он приветствовал Веспасиана благословением, которое произносят при виде царя. В тот же день из Египта прибыли гонцы, принесшие весть о том, что легионы, находившиеся в Египте, действительно провозгласили Веспасиана императором. Естественно, он мог также полагаться на поддержку римских войск в Иудее и Сирии. На полководца произвела глубокое впечатление мудрость еврейского лидера, а благословение рабана Бен Закая было воспринято, как пророчество.
Веспасиан обещал своему необыкновенному пленнику исполнить любую его просьбу. Тогда Бен Закай попросил три вещи: пощадить город Явне и находящихся в нем мудрецов, разрешить переселиться туда рабану Шимону бен Гамлиэлю, сыну главы Санхедрина, и послать в Иерусалим врача для помощи престарелому раби Цадоку.
Явне еще до восстания сделалось местом изучения Торы, поэтому рабан Йоханан бен Закай решил сделать его новым еврейским центром.
Семейство наси рабана Гамлиэля в глазах еврейского народа являлось продолжением царского дома Давида. После Гилеля четыре его потомка занимали пост главы Санхедрина, и рабан Бен Закай по праву считал, что в лице Шимона бен Гамлиэля еврейский народ увидит настоящего национального лидера. Третья просьба намекала Веспасиану на то, что излечение одного праведника может предотвратить разрушение святого города.
Еврейские мудрецы объясняют, что рабан Йоханан бен Закай не попросил Веспасиана снять осаду Иерусалима из-за опасения, что такая просьба будет сочтена чрезмерной. Некоторая часть мудрецов считала, что именно в тот момент Всевышний лишил Бен Закая возможности подумать о такой просьбе, ибо на небесах уже был вынесен приговор о разрушении святого города.
Веспасиан благосклонно выслушал просьбы Бен Закая и обещал их исполнить. Так великий мудрец спас то, что было наиболее важным для евреев, что позволило им выжить.
После того, как Виталий был убит и Веспасиан стал императором Римской империи, он возобновил войну против евреев. Сам он направился в Рим, оставив огромное войско под командованием своего сына Тита.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.