Из цикла «История еврейского народа», темы: Война, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Рим, Галилея
Вначале восстание евреев не вызвало никакой особой реакции в Риме. Вскоре, однако, положение изменилось. Известие о поражении, нанесенном повстанцами войскам Галла, встревожило правительство, и Нерон направил в Иудею для подавления восстания прославленного полководца Веспасиана. Всю зиму римская армия готовилась к войне. В Антиохии Веспасиан сконцентрировал сирийские легионы, а его сын Тит привел большое подкрепление из Египта. Весной 3827 года (67 год н.э.) прекрасно снаряженное войско в шестьдесят тысяч человек, возглавляемое Веспасианом, вошло в Эрец Исраэль. Агриппа направил свою армию в подкрепление Веспасиану и сам остался в его лагере. Веспасиан не сомневался, что маленькая провинция вынуждена будет сдаться в течение нескольких недель. Однако он столкнулся с героическим сопротивлением еврейского народа, и то, что казалось небольшой кампанией, оказалось длительной войной, продолжавшейся целых три года.
Вначале все шло хорошо для римлян. Когда римские войска вошли в Галилею, город Ципори сдался неприятелю и попросил у Веспасиана защиты от братьев-евреев. Римский полководец направил в Ципори шесть тысяч солдат, и в его руках оказалась укрепленная крепость в самом сердце Галилеи. Недалеко от Ципори собрал свой отряд Йосеф бен Матитьяу. Увидев мощное войско Веспасиана, он обратился в Иерусалим за подкреплением, но еще до его прибытия был разбит римскими легионерами, военный опыт которых сразу доказал свои преимущества перед недавно созданной еврейской армией. По этой причине Йосеф избегал прямой встречи с врагом, и римлянам удалось захватить большую часть Галилеи. Только в нескольких крепостях укрылись еврейские отряды, решившие сражаться с врагом до последней капли крови. Центром еврейского сопротивления стала крепость Ядфат. Йосеф бежал вначале в Тверию, а затем прибыл в Ядфат и присоединился к защитникам. Веспасиан намеревался захватить крепость врасплох, но евреи не дали ему приблизиться к крепостным стенам, и тогда Веспасиан начал осаду Ядфата.
Защитники крепости яростно сражались с врагом, не зная страха даже перед закаленными в боях римскими легионерами. Когда римляне начали устанавливать у крепостных стен метательные орудия, евреи вышли из крепости и напали на них. Когда же римляне закончили сооружать осадные и метательные орудия, евреи снова вышли из крепости и сожгли все сооружения. Неделя сменялась неделей, а неприятель не мог похвастаться никакими ощутимыми достижениями. Однако силы защитников города постепенно таяли. Один из предателей сообщил римлянам, что стоящие на охране крепостных стен воины на рассвете так устают, что теряют бдительность. На рассвете Тит с отрядом солдат напал на усталых стражей, убил их, вошел в крепость и раскрыл ее ворота. Тысячи вражеских воинов ворвались в крепость и захватили ее. Около сорока тысяч человек были убиты в Ядфате, двенадцать тысяч взяты в плен и, словно животные, проданы на рынках в рабство.
Когда римляне вошли в Ядфат, Йосеф бен Матитьяу вместе с еще сорока защитниками крепости спрятался в одной из пещер. Через несколько дней люди почувствовали, что враг напал на их след. Йосеф предложил всем выйти из пещеры и сдаться на милость врага, но ему ответили, что лучше погибнуть от руки друга, чем попасть в плен к врагу. Так они и сделали, убивая по жребию друг друга. Когда в живых остались лишь двое, Йосеф уговорил своего товарища сдаться в плен.
Очень скоро Йосеф сумел добиться расположения Веспасиана и стал его личным советником. Так человек, которому соплеменники доверили защиту Галилеи, оказался в лагере их злейшего врага. Несколько раз Йосеф пытался посредничать между римлянами и представителями своего народа, но каждый раз был с презрением отвергнут евреями.
После захвата Ядфата судьба Галилеи была решена. В руках врага вскоре оказались и другие крепости. Их защитники были убиты или взяты в плен и проданы в рабство. Невероятное мужество проявили защитники Гамлы. Когда римляне метательными снарядами сделали пробоину в городской стене и попытались через нее войти в город, жители закрыли пробоину своими телами, и враги покинули крепость. Через несколько дней римляне разрушили самое высокое укрепление на одной из стен и захватили город. Защитники героически сопротивлялись и, когда поняли, что нет надежды на победу, бросились сверху в глубокую пропасть за городской стеной, чтобы не попасть в руки римлян.
Последней пала крепость Гуш Халав, защитой которой руководил Йоханан. Когда он увидел, что жители хотят сдаться римлянам, Йоха-нан с небольшим отрядом сподвижников пробился сквозь ряды легионеров и добрался до Иерусалима. На следующий же день жители Гуш Халава открыли ворота врагу. Таким образом в 3827 году (67 год н.э.) Веспасиан покорил Галилею. После этого он подчинил себе все побережье вплоть до Ашдода.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»