Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
И был на всей земле один язык и слова одни

И был на всей земле один язык и слова одни (Берешит 11:1)

Сказано (это учит нас), что они все говорили на языке Единого (Иерусалимский Талмуд, Мегила 1:9)

Это означает, что они говорили на иврите — языке, с помощью которого был создан мир (Пней Моше)

Чтобы понять Танах, его надо читать на иврите. В отличие от других языков, которые представляют собой попытку человека как-то описать то, что его окружает, иврит — это проводник, по которому чело­вечеству сообщается воля Всевышнего. Шимшон Рафа-эль Гирш объясняет, что до строительства Вавилонской башни люди были объединены не только языком, но и взглядом на жизнь и на мир. Такая гармония мысли была возможна только до тех пор, пока слово основы­валось на объективной истине, а не на индивидуальном, субъективном подходе, т.е. пока люди пользовались терминологией, которую установил для описания мира Сам Всевышний:

Если этот единственный язык был тем языком, на котором Всевышний учил первого человека взгляду на вещи, а Его слова были именами, которыми Всевышний называл предметы для че­ловека, и содержали ту направленность, в которой, по воле Всевышнего, человек должен вос­принимать вещи.., тогда вполне возможно, что выражение «начали называть Именем Г-спода» (Берешит 4:26) означает не что иное как указание, что есть вещь в мире, и чем она должна быть для человека согласно воле Всевышнего. Потому что только тогда, когда, мы называем вещи их подлинными именами, истина ясна и ничем не заслонена от нас.

(р.Шимшон Рафаэль Гирш, Комментарии на Пятикнижие)

Более того, святой язык — также идеальный лин­гвистический инструмент, с помощью которого пости­гается текст Торы, ее великие и скрытые сокровища, и особенно значение ее наставлений. Только иврит допу­скает перестановку букв и чтение на разных уровнях. Его звучание имеет большое значение в четком разделении правды и фальши. Как пишет р.Иеуда Алеви:

Изречение говорит: «Из уст пишущих, а не из уст писаний». И тут на помощь приходит пауза или непрерывность речи там, где темы связаны, повышение и понижение голоса, движения глаз и губ, показывающих удивление, вопрос, намек, надежду, страх и мольбу. Такая мимика помогает избежать длиннот. Иногда же говорящий пыта­ется движениями глаз, бровей, всей головы и рук выразить гнев и желание, просьбу и гордость в нужной ему степени. В том, что мы сохранили от первозданного, сотворенного Б-гом языка, есть глубокие и тонкие элементы, которые заменяют собой действия, поясняющие мысль при разго­воре. Это — мелодические акценты, согласно которым читается Писание. Они обозначают место паузы, связность мысли, разделяют вопрос и ответ, начало рассказа и. его основную тему, показывают быстроту или неспешность действия, веление или просьбу… (Кузари 2:72)

В структуре мира иврит имеет огромное метафизиче­ское значение. Он достигает Всевышнего, ибо исходит от Него, он предоставляет средства, с помощью которых человек может выразить свои глубочайшие чувства и высочайшие познания. Вот ответ на вопрос о том, как мог Всевышний изречь свою волю человеку «в слове».

с разрешения издательства Швут Ами


Речь — то, что выделяет человека из мира животных. Еврейские законы речи называются шмират-алашон, охрана речи. Тора призывает нас удалить из своей речи злословие, лашон-ара, а также сквернословие и пустословие. Речь делает тайное явным и обладает такой силой, что может изменять человека и его мысли, и даже мир — как материальную его часть, так и духовную. Важно и то, что мы говорим, и то, в какую форму мы облекаем наши высказывания Читать дальше

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Слова — реальные и нереальные

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.

Духовный смысл очищения от квасного

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Ликутей Амарим — Тания. Глава 8

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Главы из книги

«Совершенная Мера» 7. О пустословии и его противоположности — усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Что стоит за общением между супругами

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Мужья разговаривают, чтобы передать информацию, жены же используют вербальные функции для укрепления внутрисемейной связи. О необходимости слушать других.

Береги свою речь. Красота речи

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Если вникнуть в суть ежедневно произносимых нами слов, можно увидеть, что они в большей степени, чем любая другая сфера человеческой деятельности, определяют и формируют нашу суть.

Ликутей Амарим — Тания, часть IV. Послание пятое

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Красота речи

Рав Зелиг Плискин

Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.

Кицур Шульхан Арух 30. Запрет сплетен, злоязычия, мести и затаенной злобы

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Береги свою речь. Святость речи. Выдержки из книг по еврейской этике

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Воздержание от злословия — лепта в будущее восстановление Храма. Наши мудрецы призывали постоянно следить за речью, а также утихомиривать спорщиков.

Ликутей Амарим — Тания. Глава 21

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

У Всевышнего речь не отделена от Него, она с Ним абсолютно едина. И только творениям, получающим жизненную силу от категории Его речи посредством многих уменьшений и великого сокровения света, кажется, что жизнь их — нечто самостоятельно существующее. Но пред Всевышним нет этого сокровения света