Из цикла «Бесконечная цепь», темы: Шаатнез, Каббала, Заповеди, Натан Лопез Кардозо, Значение слов в Торе, Истинность Торы
«И пусть (царь) не обзаводится множеством жен, дабы не отвратилось сердце его (от Б-га)…» (Дварим 17:17). Рассуждал царь Шломо: Почему велит Всевышний: «И пусть не обзаводится (ло ярбё).. Чтобы “не отвратилось сердце его”. Но я обзаведусь (арбе), и все равно мое сердце не отвратится». И в этот миг буква юд из слова ярбе поднялась вверх, простерлась перед Всевышним и сказала: «Не уверял ли Ты, что никогда ни одна из букв Торы не будет отброшена? А Шломо хочет сейчас выбросить меня. Сегодня он уничтожит меня, завтра — другую букву, и в конечном счете отмененной окажется вся Тора». Ответил Б-г: «Шломо и тысячи таких, как он, пройдут, но даже нижний выступ буквы юд не будет убран».
( Мидраш 6:1)
Поскольку Тора — явленное слово Всевышнего, то даже такой мудрый человек, как Шломо, не имеет права менять ее установления или интерпретировать их так, чтобы приспособить к своим нуждам. В содержание Торы, именно как в речение Г-спода, нельзя вторгаться со своим пониманием актуальности.
Р.Саадья Гаон (882—942) учит, что еврейский народ является народом только благодаря Торе (как Устной, так и Письменной). Так как предопределено, что, пока существуют Небо и Земля, будет существовать и еврейский народ, то и законы Торы должны быть вечными. В то время, как другие народы объединены своей культурой и географическим положением, для евреев общим является их наследие — неизменное вовеки послание Всевышнего. Тот, кто отрицает вечную сущность Торы, перерезает нить, связующую поколения евреев.
Утверждение, что Тора не может быть изменена, указывает на то, что она была дана полностью. Стих говорит: «Не на Небе она» (Дварим 30:12). Ни один из разделов Торы не остался на небесах. Ничто из Б-жественного откровения, что являлось бы необходимым для его понимания и приятия, не осталось на небесах, чтобы нельзя было сказать: где тот разум, сверхчеловечески мудрый, что проникнет в тайны Небес ради нас или принесет нам новое небесное Откровение, которого нам так недостает и которое дополнит наши нынешние знания?
(Р.Шимшон Рафаэль Гирш, Комментарии на Пятикнижие)
Тора безоговорочно утверждает, что ни пророки, ни мудрецы не имеют права менять ее, объявляя некоторые предписания Торы неприменимыми. (Однако Санхедрин, Высший Суд, вправе временно отменить любой из законов Торы — за исключением заповеди, запрещающей идолопоклонство, — если это крайне необходимо для сохранения самой Торы. Так, пророку Элияу было разрешено совершить жертвоприношения на горе Кармель, несмотря на запрет Торы приносить жертвы вне Храма. Потому что, только принеся эти жертвы, он мог доказать ложность предсказаний пророков Баала и восславить Имя Всевышнего (1 Мелахим 18). Излишне говорить, что все указания для таких временных изменений даны Самим Всевышним и являются частью законов Торы.)
Здесь возникает вопрос: если Тора вечна и неизменна, то как могут каббалисты говорить, что многие ее установления перестанут быть актуальными во времена Ма-шиаха, когда дурные наши наклонности не будут более руководить нами? На это мудрецы Каббалы отвечают: с текстом Торы произойдет метаморфоза, и из ее букв составятся слова, соответствующие мессианской эре.
Что касается новой интерпретации Торы, которая откроется в дни Машиаха, то можно утверждать, что Тора всегда остается той же. Первоначально (после грехопадения Адама) она приняла форму материальных буквенных сочетаний, приспособленную к материальному миру. Но однажды человек сбросит свое материальное тело и вернет себе тело мистическое, принадлежавшее Адаму до его падения. И тогда он поймет тайну Торы, так что ее скрытые стороны станут явными. Затем, в конце 6-го тысячелетия (т.е. в эру Машиаха), человек станет возвышенным духовным существом, способным глубоко проницать тайны Торы… Основная причина ее нынешней сокрытости для нас — то, что Тора, подобно человеку, имеет материальную оболочку. Когда человек поднимется и освободится от своего материального покрова (т.е., когда он преодолеет влияние своего злого начала) ради более возвышенного и духовного, то изменится и материальное обличие Торы, и ее духовная мощь станет откровенной. Скрытые лики Торы будут освещены… И все же, на всех этих этапах. Тора будет той же, что прежде. Ее сущность никогда не изменится.
(Р.Авраам Азулай Хесед ле Авраам 2:11)
Можно рассмотреть следующий пример перемены в содержании заповеди. Тора (Дварим 22:11) говорит: «Не надевай ткань из смеси (шаатнез) шерсти и льна (цемер Уфиштим) вместе». Согласно Каббале, эта заповедь станет ненужной во времена Машиаха, т.е. человек вернется в присущее ему до грехопадения духовное состояние и ему не нужна будет одежда. Поэтому р.Авраам Азулай предполагает, что слова «шаатнез, цемер уфиштим» заменятся словами, составленными из тех же букв: «сатан мецар ее тофсим» (Сатан дерзок и притесняет, и они захватывают). Это новое прочтение — предупреждение человеку не менять своего духовного одеяния на змеиную кожу — символ способности Сатана взять верх над человеком и привести его к греху.
Сказанное р.Азулаем не означает, что во времена Машиаха Тора будет новой или другой. Это, скорее, утверждение, что Тора бесконечна и всеобъемлюща, Заповеди и сюжеты, которые мы в ней прочитываем, — результат буквенных комбинаций, наиболее соответствующих нашему духовному восприятию. В эпоху более высокой духовности буквы перестроятся и откроют нам другое значение Торы, тогда как предыдущее значение по-прежнему будет заключено в комбинациях более «низкого» порядка.
Другими словами, заповеди и их духовное содержание сохранят все свое значение, но в форме, соответствующей миру более высокого уровня. Так как Тора исходит от высшего мира, она, естественно, дает понять, что, пока люди зависимы от материального мира, им недоступна расшифровка ее глубинного смысла. Это не означает, что, когда «времена меняются», текст произвольно «меняется с ними»; это означает, что когда времена действительно изменятся, произойдет полное преобразование систем подтекста.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»