Из цикла «В кругу великих», темы: Хазон Иш, Шломо Лоренц, В кругу великих, Грубость и насилие
Один из тех случаев, когда наш учитель действовал при посредстве движения «Цеирей Агудат Исраэль», — это дело «Союза ревнителей».
Организация «Союз ревнителей» располагалась в Иерусалиме, но ее сеть была раскинута и в остальных городах страны. Ее члены поджигали автомашины, ездившие в субботу, и совершали другие подобные дела. В те дни было опубликовано воззвание против подобных действий от имени «Цеирей Агудат Исраэль», составленное моим другом раби Моше Шенфельдом, под заглавием «Это — не путь».
Раби Моше Шенфельд опубликовал, кроме этого, в газете Нив а-морэ («Уста учителя») программную статью «Насилие — чуждый побег в нашем винограднике». Инициатива в ее написании и распространении принадлежала нашему учителю. Мы, конечно, знали, что мнение Торы — против путей, избранных членами «Союза ревнителей», но нам не приходило в голову, что следует выступить против них публично и распространять воззвание против них.
Наш учитель вызвал нас и попросил опубликовать воззвание, говоря, что подобного рода негодные дела противоречат мнению Торы, и мы, представители движения «Цеирей Агудат Исраэль», должны выступить против них, чтобы члены нашей организации и другие молодые люди не оказались вовлеченными в подобные дела.
Привожу текст опубликованного тогда воззвания.
В связи с поджогами автомашин в Иерусалиме, осуществляемыми, как говорят, молодыми людьми — ревнителями нашей святой субботы, мы заявляем, — после того, как мы спросили мнения величайших мудрецов Торы нашего поколения, да дарует им Б-г долгие дни:
Это — не путь, и не в этом — удел Яакова! Те, которые творят самосуд, не спросили совета из уст мудрецов Торы, и мудрецы не согласны с ними. Не посредством насильственных действий установлена будет власть Торы и ее заповедей, ибо «пути ее — пути благие, и все тропы ее — мир». Террор — чуждый побег в винограднике истинного еврейства, гнилой плод (идеологии) нерелигиозных партий, которые воспитывают в духе преклонения перед силой кулака и силой рук Эсава. Благословен Творец, Который не сделал нас подобными им! Их пути — это не наши пути, и да не будет удел наш с ними!
Поднимемся же на защиту нашей святой субботы средствами убеждения, воспитания и тем, что будем открыто и смело стоять в воротах (на страже ее); террористические выходки лишь пятнают войну, которую мы ведем.
«Истадрут Цеирей Агудат Исраэль»
«А-ноар а-агудати ба-эрец Исраэль», Иерусалимское отделение
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»