Темы: Красная корова, Скромность, Хукат, Оцарот, Шломо Лоренц, Учеба Торы, Споры, Самосовершенствование, Рассказы, Молчание
«И возьмут тебе красную корову» (19:2). 397-я заповедь — это заповедь о красной корове. В «Книге Воспитания» написано о ней следующее: «Народу Израиля заповедано сжигать красную корову, чтобы ее пепел был наготове для тех, кому он понадобится для очищения. С его помощью можно очиститься от осквернения трупом».
Одно из самых известных толкований мудрецов относится к фразе «Вот Тора: когда человек умрет в шатре». Наши мудрецы говорят на это в нескольких местах в Гмаре: «Тора утверждается лишь в том, кто умертвляет себя ради нее».
Сам собой возникает вопрос: как такое толкование вдруг появляется в разделе о красной корове? В чем состоит связь между обязанностью изучающих Тору «умертвлять» себя ради нее и законами красной коровы?
На этот вопрос давалось множество ответов. Одним из тех, кто предложил свой ответ, был раби Исер Залман Мельцер.
Зачем, — спрашивает он, — Тора вообще ставит такое условие, что изучающие ее не смогут как следует усвоить ее смысл, пока не «умертвят» себя ради нее? Ведь встречаются талантливые люди, схватывающие в одно мгновение самые сложные и запутанные вещи. Зачем же в таком случае требовать от них «умертвлять» себя над Торой?
Он отвечает, что таков закон, который Тора установила для изучения, и только так можно подняться и возвыситься в ней, а вовсе никак иначе. Это закон, и мы не вправе оспаривать его.
И в этом также заключается весь смысл красной коровы. Это закон: она очищает оскверненных и оскверняет чистых, занимающихся ей. Здесь-то и кроется связь между ней и обязанностью «умертвлять» себя в шатре Торы.
От своих учителей я слышал, что это «умертвление», которое мы здесь обсуждаем, может совершиться и в случае, если человек самоотверженно старается исправить свои личные качества. Этим учащийся также исполняет эту грозную обязанность «умертвить» себя ради Торы.
Рав Моше Лоренц, сын раби Шломо Лоренца, рассказывал удивительные вещи о своем отце. Помимо того, что он сам был выдающимся знатоком Торы, и все свои годы оставался учеником ешивы, он также был серьезным предпринимателем в ортодоксальном еврейском обществе и, как известно, прислуживал великим мудрецам поколения, которые чрезвычайно ценили его.
Следующая история произошла после того, как он оставил все свои общественные должности и решил целиком посвятить все свое время изучению Торы.
Мой отец, — рассказывает раби Моше, — всегда молился в зале ешивы «Тора Ор», расположенной поблизости от места его проживания. Глава этой ешивы, гаон раби Хаим Пинхас Шейнберг посадил его рядом с восточной стеной, как и подобает такой выдающейся личности.
Однажды утром в шаббат раби Лоренц пришел в зал для молитвы и по своему обыкновению сел у восточной стены. Один из присутствующих, который, по-видимому, не знал, что сам глава ешивы дал раву Лоренцу это место на востоке, возмутился и прикрикнул на того за то, что тот якобы сам для себя захватил эту привилегию, усевшись на место, отведенное для преподавателей и смотрителей ешивы.
Гнев этого возмущенного дошел до такой степени, что он потребовал (и даже хуже того), чтобы рав Лоренц покинул место у восточной стены и сел на обычное место. Рав Лоренц в своем выдающемся смирении не сказал ни слова. Он просто встал и ушел с востока, сев на обычный стул.
Когда он вернулся домой, то рассказал своим родным обо всем произошедшем, но он не преследовал цели устыдить того человека и распространить о нем дурной слух. Он сделал это по прямо противоположной причине. В точности наоборот.
«Когда я рассмотрел лицо человека, который стал позорить меня при всех, я заметил, что тот страдает от какой-то серьезной проблемы. И вследствие большого страдания, царящего в его душе, он решил сделать из меня жертву, чтобы излить на меня свой гнев», — сказал рав Лоренц.
«Я настоятельно вас прошу, — обратился он к членам семьи, — чтобы вы пошли и попробовали разобраться, что же так терзает этого человека. Расскажите мне об этом, поскольку я хочу помочь ему в его беде, поддержать по мере сил своих. Возможно, он попал в тяжкую финансовую ситуацию, или же его семейные дела вышли из-под контроля. Пойдите и разберитесь в этом деле, а затем возвращайтесь с ответом».
Родные были поражены, услышав просьбу их праведного отца. Он не только не обиделся из-за страшного прилюдного оскорбления, которое причинил ему этот наглец, но еще и хочет помочь ему! Они выполнили просьбу главы семьи — пошли обо всем разузнать, и вскоре действительно выяснили, что у того есть проблема. Рав Лоренц взялся помочь ему, причем делал это окольными путями, чтобы тот не узнал, кто именно ему помогает.
Удивительное поведение рава Лоренца и его золотые личные качества могут послужить для нас живым примером того, как нужно вести жизнь в этом мире (Мицвот бе-Симха).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его