Темы: Красная корова, Скромность, Хукат, Оцарот, Шломо Лоренц, Учеба Торы, Споры, Самосовершенствование, Рассказы, Молчание
«И возьмут тебе красную корову» (19:2). 397-я заповедь — это заповедь о красной корове. В «Книге Воспитания» написано о ней следующее: «Народу Израиля заповедано сжигать красную корову, чтобы ее пепел был наготове для тех, кому он понадобится для очищения. С его помощью можно очиститься от осквернения трупом».
Одно из самых известных толкований мудрецов относится к фразе «Вот Тора: когда человек умрет в шатре». Наши мудрецы говорят на это в нескольких местах в Гмаре: «Тора утверждается лишь в том, кто умертвляет себя ради нее».
Сам собой возникает вопрос: как такое толкование вдруг появляется в разделе о красной корове? В чем состоит связь между обязанностью изучающих Тору «умертвлять» себя ради нее и законами красной коровы?
На этот вопрос давалось множество ответов. Одним из тех, кто предложил свой ответ, был раби Исер Залман Мельцер.
Зачем, — спрашивает он, — Тора вообще ставит такое условие, что изучающие ее не смогут как следует усвоить ее смысл, пока не «умертвят» себя ради нее? Ведь встречаются талантливые люди, схватывающие в одно мгновение самые сложные и запутанные вещи. Зачем же в таком случае требовать от них «умертвлять» себя над Торой?
Он отвечает, что таков закон, который Тора установила для изучения, и только так можно подняться и возвыситься в ней, а вовсе никак иначе. Это закон, и мы не вправе оспаривать его.
И в этом также заключается весь смысл красной коровы. Это закон: она очищает оскверненных и оскверняет чистых, занимающихся ей. Здесь-то и кроется связь между ней и обязанностью «умертвлять» себя в шатре Торы.
От своих учителей я слышал, что это «умертвление», которое мы здесь обсуждаем, может совершиться и в случае, если человек самоотверженно старается исправить свои личные качества. Этим учащийся также исполняет эту грозную обязанность «умертвить» себя ради Торы.
Рав Моше Лоренц, сын раби Шломо Лоренца, рассказывал удивительные вещи о своем отце. Помимо того, что он сам был выдающимся знатоком Торы, и все свои годы оставался учеником ешивы, он также был серьезным предпринимателем в ортодоксальном еврейском обществе и, как известно, прислуживал великим мудрецам поколения, которые чрезвычайно ценили его.
Следующая история произошла после того, как он оставил все свои общественные должности и решил целиком посвятить все свое время изучению Торы.
Мой отец, — рассказывает раби Моше, — всегда молился в зале ешивы «Тора Ор», расположенной поблизости от места его проживания. Глава этой ешивы, гаон раби Хаим Пинхас Шейнберг посадил его рядом с восточной стеной, как и подобает такой выдающейся личности.
Однажды утром в шаббат раби Лоренц пришел в зал для молитвы и по своему обыкновению сел у восточной стены. Один из присутствующих, который, по-видимому, не знал, что сам глава ешивы дал раву Лоренцу это место на востоке, возмутился и прикрикнул на того за то, что тот якобы сам для себя захватил эту привилегию, усевшись на место, отведенное для преподавателей и смотрителей ешивы.
Гнев этого возмущенного дошел до такой степени, что он потребовал (и даже хуже того), чтобы рав Лоренц покинул место у восточной стены и сел на обычное место. Рав Лоренц в своем выдающемся смирении не сказал ни слова. Он просто встал и ушел с востока, сев на обычный стул.
Когда он вернулся домой, то рассказал своим родным обо всем произошедшем, но он не преследовал цели устыдить того человека и распространить о нем дурной слух. Он сделал это по прямо противоположной причине. В точности наоборот.
«Когда я рассмотрел лицо человека, который стал позорить меня при всех, я заметил, что тот страдает от какой-то серьезной проблемы. И вследствие большого страдания, царящего в его душе, он решил сделать из меня жертву, чтобы излить на меня свой гнев», — сказал рав Лоренц.
«Я настоятельно вас прошу, — обратился он к членам семьи, — чтобы вы пошли и попробовали разобраться, что же так терзает этого человека. Расскажите мне об этом, поскольку я хочу помочь ему в его беде, поддержать по мере сил своих. Возможно, он попал в тяжкую финансовую ситуацию, или же его семейные дела вышли из-под контроля. Пойдите и разберитесь в этом деле, а затем возвращайтесь с ответом».
Родные были поражены, услышав просьбу их праведного отца. Он не только не обиделся из-за страшного прилюдного оскорбления, которое причинил ему этот наглец, но еще и хочет помочь ему! Они выполнили просьбу главы семьи — пошли обо всем разузнать, и вскоре действительно выяснили, что у того есть проблема. Рав Лоренц взялся помочь ему, причем делал это окольными путями, чтобы тот не узнал, кто именно ему помогает.
Удивительное поведение рава Лоренца и его золотые личные качества могут послужить для нас живым примером того, как нужно вести жизнь в этом мире (Мицвот бе-Симха).
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Рав Овадья Климовский
Наши праотцы не весь день сидели за учёбой?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Шломо Гольдман
Хава Куперман
Рав Зеев Гершензон
А как же братская любовь? Отдать последнее, но помочь брату?
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.