Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Но по отношению ко Всевышнему, благословен Он, ступень мудрости — которая [во всех творениях] есть начало мысли и основа ее — у Него она завершение действия

Но по отношению ко Всевышнему, благословен Он, ступень мудрости — которая [во всех творениях] есть начало мысли и основа ее — у Него она завершение действия. То есть она как бы считается категорией и ступенью действия по отношению ко Всевышнему, благословен Он, как написано: «Ты все мудростью сделал»[1]. И [в порядке сравнения] можно сказать, [что мудрость относима к Нему], как качество жизненной силы в телесном и вещественном действии относится к качеству жизненной силы мудрости, которая есть начало и источник жизненной силы в человеке и во всех материальных творениях. [Жизненная сила физического действия — ] ничто по отношению к жизненной силе букв речи, а она — ничто по отношению к жизненной силе букв мысли, а она — ничто по отношению к жизненной силе и уровню эмоций, от которых возникла эта мысль, а она — ничто по отношению к жизненной силе и уровню и ступени мудрости, понимания и знания, источника эмоциональных сил. Совершенно подобно этому отношение ступени и уровня мудрости, начала и источника жизненной силы во всех мирах, ко Всевышнему, благословен Он, в славе Его и сущности, Который возвышен и превознесен мириадами ступеней вознесения более, чем вознесение ступени мудрости над жизненной силой действия, ибо это — вознесение лишь на пять ступеней: действия, речи, мысли, эмоциональных сил и разума, но Всевышний, благословен Он, возвышен и превознесен над ступенью мудрости на мириады таких ступеней до бесконечности. И только потому, что творения способны постигать лишь поступенное нисхождение от ступени мудрости, которая для них — начало, ко ступени действия, нижней [из всех ступеней], мы говорим, что по отношению ко Всевышнему, благословен Он, ступень мудрости считается как бы совершенно тем же, что и ступень действия. То .есть это значит, что Он «высок и превознесен» и возвышен великим вознесением, неизмеримо выше ступени мудрости, и к Нему нельзя отнести никакое понятие, относимое к мудрости, даже в безмерно превосходной степени. Так нельзя, например, сказать о Нем, что никакое из творений, как верхних, так и нижних, не способно постичь Его мудрость и суть, ибо постижение относимо и применимо к [сфере] мудрости и разума, и [в таком случае] можно сказать, что это можно или нельзя постичь из-за глубины постигаемого. Но Всевышний, благословен Он, выше разума и мудрости, и о Нем совершенно нельзя сказать, что нельзя Его постичь из-за глубины постигаемого, так как сфера постижения вообще к Нему не имеет отношения, и если кто-либо говорит, что нельзя Его постичь, это звучит так, как если бы он сказал о некоей возвышенной и глубокой мудрости, что нельзя ее пощупать руками из-за глубины постигаемого, — каждый, кто услышит такое, посмеется над ним, потому что чувство осязания относимо и применимо только в сфере телесного действия, где естественно прикосновение рук. Подобным же образом по отношению ко Всевышнему, благословен Он, ступень разума и постижения считается совершенно такой же, как физическое действие — и даже постижение разумных [творений] в высших мирах, и даже ступень высшей мудрости[2], всех их оживляющая, как написано: «Ты всех их мудростью сделал».

А что Всевышний, благословен Он, назван мудрым в Писании, и мудрецы, благословенной памяти, относят к Нему ступень и уровень мудрости, — это потому, что Он источник мудрости, ибо от Него, благословенного, проистекает и эманируется суть ступени высшей мудрости в мире Ацилут. И также [Он назван] милосердным и благим, ибо Он — источник ступеней милосердия и доброты и прочих атрибутов, ибо все они произошли и эманированы от Него, да будет Он благословен. Вид и природа этого происхождения и эманации — как и что — известны просвещенным [в тайной мудрости]*.

* Примечание.

Тайна сжатия света — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, и сжатия Древнего Адама[3], и тайна [сжатия] Дикна[4] — предназначение всех этих сжатий — ограничить свет, чтобы он облекся в сосудах десяти сфирот[5]. И уже после облечения света Эйн Соф в сосудах Хабад[6] можно сказать так, как написано у Рамбама: «Он — знающий, и Он — знание, и Он — знаемое, и знанием Самого Себя и т. д.», ибо сосуды мира Ацилут становятся душой и жизненной силой для миров Бриа, Йецира и Асия и для всего, что в них. Но без этого сжатия и облечения совершенно нельзя сказать: «Он — знающий, и Он — знание и т. д.», ибо Он никак не относим к сфере и границам познания и знания, сохрани Б-г, но Он неизмеримо и бесконечно выше даже категории и границ мудрости, так что мудрость считается по отношению к Нему, благословенному, подобной категории физического действия.

Но мы не дерзаем вникать в область сокровенного[7], и лишь открыто нам, дабы уверовать полной верой, что «Он и Его атрибуты — одно», то есть атрибуты Всевышнего, благословен Он, и Его желание, мудрость, понимание и знание — [одно] с сутью и сущностью Его, только Он возвышен бесконечно над категорией мудрости, разума и постижения. И потому единство, которым Он соединяется со Своими атрибутами, которые Он эманировал из Себя, также не есть в сфере постижения, [то есть невозможно] постичь, как Он с ними соединяется, и потому в священной книге «Зогар» атрибуты Всевышнего, благословен Он, то есть сфирот, названы Раза демегейманута, тайна веры, и это — вера, превосходящая разум.

К главе девятой

[1] Тегилим, 104:24.

[2] То есть сфира Хохма (мудрость) в мире Ацилут.

[3] Древний Адам (Адам Кадмон) — первое (и высшее) состояние существования, в котором Всевышний проявляет Себя после сжатия (Цимцум). Это источник всех последующих эманации и творений.

[4] Сфира, следующая за Древним Адамом и предшествующая миру Ацилут, называется Кетер (Венец). Очень сильно ограниченный свет, который от Венца передается миру Ацилут для того, чтобы возможно было появление сфирот или атрибутов, называется Дикна.

[5] Десять атрибутов, являющихся как бы каналами, проходя которые, бесконечный свет уменьшается настолько, что становится возможным создание им Вселенной и его действие в ней. Эти десять сфирот: Хохма (Мудрость), Бина (Понимание), Даат (Знание), Хесед (Доброта), Гвура (Сила), Тиферет (Красота), Нецах (Вечность, Победа), Год (Великолепие, Благодарение), Йесод (Основа), Малхут (Царство). См. Тания, часть 4, поел. 15.

[6] Хабад — начальные буквы первых трех сфирот (составляющих разум): Хохма, Бина и Даат.

[7] В то, что скрыто от постижения и не может быть предметом изучения, но все же это открыто вере.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.