Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Каббала, Шхина, Тания
Во время существования Первого Храма, в котором был ковчег и скрижали в Святая святых, Шхина, Малхут мира Ацилут, категория явного проявления света Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, пребывала там, будучи облеченной в Десять речений неимоверно сильно, сильнейшим раскрытием, более сильным, чем ее раскрытие в чертогах[1] Святая святых наверху, в верхних мирах. Ибо Десять заповедей — общность всей Торы, исходящая из высшей мудрости, которая несравненно выше Мира раскрытия. И для того, чтобы их высечь на материальных каменных скрижалях, она не спустилась со ступени на ступень, так, как это происходит в поступенном нисхождении миров до этого материального мира. Ведь этот мир подвержен [ограничениям, происходящим] при облечении в материальную природу, а скрижали сделаны из камня, начертанное же на них есть Б-жественное начертание[2], и оно выше природы этого материального мира, получающего влияние от отражения Шхины, пребывающей в чертоге Святая святых мира Асия, от которого проистекает свет и жизненная сила ко [всему] миру Асия, частью которого является этот мир.
Но высшая мудрость мира Ацилут, вея в целом Тора, содержащаяся в Десяти заповедях, облеклась только в сфирот Малхут миров Ацилут и Бриа, и только они [эти сфирот] едины со светом Эйн Софа, который в них. И они называются Шхина, пребывавшая в Святая святых Первого Храма через облечение ее в Десять заповедей, высеченных чудесным образом, действием Б-га живого[3], на скрижалях, находившихся в ковчеге (и это — Мир сокровения, гнездящийся в мире Бриа, как известно сведущим в тайном).
О Втором Храме, в котором не было ковчега и скрижалей[4], сказали наши мудрецы, благословенна их память, что в нем не пребывала Шхина, то есть та ступень Шхины, которая пребывала в Первом Храме не через поступенное нисхождение миров. Но во Втором Храме она пребывала через поступенное нисхождение и облечение Малхут мира Ацилут в Малхут мира Бриа, а [Малхут] мира Бриа в Малхут мира Йецира, а [Малхут] мира Йецира в чертог Святая святых мира Асия, а Святая святых мира Асия облеклась в Святая святых Храма внизу, и в нем пребывала Шхина, Малхут мира Йецира, облеченная в Святая святых мира Асия. И потому никто не имел права туда входить, кроме первосвященника в Йом-Кипур. И со времени разрушения Храма нет у Всевышнего в мире Его ничего, кроме четырех локтей Закона[5]. И даже если один человек сидит и изучает Тору, Шхина с ним, как сказано в трактате Брахот, раздел I[6]. Это значит — Шхина с ним [в той мере, в какой она спускается через] поступенное нисхождение и облечение Малхут мира Ацилут в Малхут мира Бриа, и Йецира, и Асия. Ибо 613 заповедей Торы в большинстве своем связаны с действием, даже те, которые зависят от речи и мысли, как изучение Торы, застольная молитва, чтение «Шма» и молитва «Шмонэ эсрэ». И есть правило, говорящее, что «слово не подобно мысли», и человек не исполняет своей обязанности только помышлением и проникновением в смысл, пока не произнесет [слова] устами. А другое правило гласит: «Слово подобно действию».
613 заповедей Торы вместе с семью заповедями, установленными мудрецами, составляют то же число, что и буквы слова кетер[7] [Венец], который — высшее желание Его, благословен Он, облеченное в мудрость Его[8], благословенного, и они совершенным единством едины со светом Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он. «Всевышний мудростью землю основал»[9] — это Устная Тора [Талмуд], происходящая от Хохма Илаа [высшей мудрости], как сказано в книге «Зогар»: «Отец основал Дочь»[10].
И сказал об этом янука: «Высший свет, который зажигается над головой его, то есть Шхина, нуждается в масле»[11] — в том, чтобы облечься в категорию мудрости [Хохма], называемую «священным маслом помазания»[12], как сказано в книге «Зогар»: «Это — добрые дела», то есть 613 заповедей, проистекающие от мудрости Его, благословенного. Благодаря им свет Шхины охватывает фитиль, витальную душу, находящуюся в теле и в порядке сравнения называемую фитилем. Ибо так же, как в материальной свече свет светит вследствне уничтожения и сжигания фитиля, обращающегося в огонь, так и свет Шхины покоится на Б-жественной душе вследствие обращения в ничто животной души и ее преобразования из тьмы в свет и из горечи в сладость у праведников, или хотя бы вследствие обращения в ничто одеяний ее, мысли, речи и действия и их превращения из тьмы «клипот» в свет Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, облеченного в мысль, речь и действие заповедей Торы и единого с ними — у средних. Ибо вследствие обращения животной души, происходящей от «клипат нога», из тьмы в свет и т. д. происходит вознесение женских вод[13], дабы привлечь книзу свет Шхины, а она — раскрытие света Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, в Б-жественной душе, которая в мозгу, в голове человека. И в связи с этим очень понятны слова Торы: «Ибо Всевышний, Б-г твой — огонь пожирающий Он»[14]. И как о том говорится в другом месте[15].
Завершена часть первая, с Б-жьей помощью, да будет Он благословляем и превозносим.
[1] Чертог — крайняя внешняя сущность по отношению к сфире, подобно тому, как дом или — еще более — мир есть крайняя внешняя сущность по отношению к человеку. Святая святых на каждой ступени — это чертог интеллектуальных категорий Хабад.
[2] Шмот, 32:16.
[3] Под этом выражением во внутреннем смысле Торы всегда имеется в виду сфира Бина, она же — Мир сокровения. Сфира Бина мира Ацилут на более нижних уровнях проявляется в мире Бриа. Ниже этого мира проявляется влияние других сфирот мира Ацилут, нижних по отношению к сфире Бина.
[4] Йома, 21b.
[5] Брахот, 8а. Четыре локтя — обозначение места, так как тело человека занимает пространство в четыре квадратных локтя. Шхина прежде пребывала в Храме, теперь она пребывает там, где находится человек, изучающий Тору.
[6] Брахот, 6а.
[7] «Каф»=20, «тав»=400, «рейш»=200, всего 620, как и число заповедей (613+7).
[8] Желание выше разума, оно как бы окружает его сверху. Отсюда его название — Венец.
[9] Мишлей, 3:19.
[10] Отец — Хохма, Дочь — Малхут, т. е. Устная Тора.
[11] Зогар, часть 3, стр. 187а. Ср. Тания, часть 1, гл. 35 и 51.
[12] Шмот, 30:31.
[13] См. Тания, часть 1, конец гл. 10.
[14] Дварим, 4:24.
[15] Ликутей Тора, Шлах, 40б, Ръэ, 34в, гаазину, 78г и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?