Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Моя семья

Когда мы с Леей в 1974 г. переехали в Норт Вудмер, у нас было две дочери: Сюзанна, ставшая впоследствии Сарой, и Джульетта — будущая Яффа. До переезда мы не собирались увеличивать свою семью. Мысль о том, чтобы иметь больше детей, была пугающей, особенно для меня. Я вообще боялся иметь детей! Мне казалось, что я не сумею воспитать детей, потому что не знал, чему их учить. Я боялся, что они перестанут слушаться и вся наша жизнь будет разрушена. В глубине души я вовсе не хотел обзаводиться детьми и сдался лишь под давлением общественного мнения.

Однако когда мы открыли для себя Тору, все изменилось. Возникла новая система взглядов на жизнь. В религиозных семьях были замечательные дети — почтительные, зрелые, разумные, и в то же время невинные. Внезапно пришло новое решение — мы захотели иметь много детей, и Б-г щедро вознаградил нас за это. С появлением новых детей не только наша жизнь стала больше соответствовать Торе, но и дети, рожденные «в старое доброе время», стали полностью преданными Торе, о чем я рассказывал на предыдущих страницах книги.

Вспоминается, как мы однажды взбирались на гору Гранд Тэтон в штате Вайоминг. Несколько часов мы продирались сквозь густой лес на склонах горы и, наконец, оказались на верхней границе лесной зоны. Это произошло как-то неожиданно. Мы были поражены открывшимся перед нами видом равнины, простиравшейся далеко вперед, куда бы мы ни бросали взгляд. Неужели мы сумели забраться так высоко? Ведь совсем недавно мы были на земле!

Нечто похожее произошло с нашей семьей. Как-то внезапно наступил момент, когда мы осмотрелись вокруг и обнаружили, что нас окружают приверженные Торе улыбчивые дети, несущие надежду и здравомыслие в наш дом и в окружающий мир. Откуда они появились? Без сомнения, это результат Б-жественных благословений!

Дерех эрец, достойное поведение, играет очень большую роль в семейной жизни. Без дерех эрец не может быть мира в семье. Я хочу рассказать вам об одном эпизоде, запечатлевшемся в моей памяти, — яркой иллюстрации идеи о том, что в основе семейной жизни должно лежать взаимное уважение между мужем и женой.

В декабре 1974 г. мы с ребецин Юнграйс ехали в аэропорт. Ребецин предстояло провести несколько важных мероприятий в Майами; Барбара Янов, исполнительный директор Инени, выехала туда раньше нас. Я подъехал к дому Юнграйсов и остановился у входной двери. Дверь открылась, и на пороге появились Раби и Ребецин. Поляна перед домом была покрыта слоем льда. Раби все время поддерживал жену, опасаясь, что она может упасть. Они вместе скользили по ледяному склону, а затем Раби помог ей сесть в машину. Когда мы двинулись вперед, Ребецин оглянулась на мужа, стоявшего на тротуаре. Он посылал жене благословение.

«Ты знаешь, Исроэль», — сказала мне Ребецин, — «этому человеку совершенно чужд эгоизм; во всем его теле нет ни единой эгоистической косточки».

Это маленький эпизод, просто небольшая сценка, но она говорит об очень многом: о том, с каким уважением Ребецин относилась к мужу, как он относился к ней и о том, как они вели себя по отношению друг к другу. Нетрудно представить себе созданный ими домашний очаг, атмосферу, в которой росли их дети.

Теперь я хочу рассказать о некоторых случаях из жизни мужа Ребецин — Раби. Они могут служить иллюстрацией к вопросу об особенностях характера личности, которые способствуют созданию надлежащей атмосферы в семье. Все мы можем поработать над собой для того, чтобы выработать подобные качества. Это поможет изменить в лучшую сторону саму суть нашего бытия.

После кончины Раби все члены семьи во главе с Ребецин сидели шива. Вдруг они услышали плач маленькой девочки. Она была в истерике.

«Кто теперь поможет мне выполнять домашние задания?» — рыдала она.

Никто не мог понять, почему эта девочка плакала. Ребецин обратилась с вопросом к матери девочки. Выяснилось, что у нее были трудности с выполнением домашних заданий на иврите. Оказывается, после полудня, когда девочка возвращалась из школы домой, Раби заходил к ней и помогал выполнять домашние задания. Никто, кроме членов ее семьи, не знал о том, что Раби помогает девочке. Действительно, почему кто-то должен был знать об этом?… Вот каким был этот человек — Раби.

А кто знает, сколько еще благородных, но неизвестных даже членам его семьи поступков совершил он в течение своей жизни?

Так, например, вдовы получали хлеб, кексы и пирожные каждую пятницу, после полудня. Разве мы знали об этом?

А как насчет больных, которых Раби много раз посещал в больницах? Разве мы знали об этом?

А как насчет скорбящих по смерти близкого человека, которых Раби посещал каждый день, когда они, убитые горем, сидели дома во время шивы? Они знали об этом, а мы — нет.

Раби выполнял обязанности «капеллана» в Управлении полиции округа Нассау. Это очень большое Управление. Нетрудно понять, что он был еврейским капелланом. Но это не мешало ему стать духовным наставником всех сотрудников Управления.

Когда он приходил к начальнику Управления, вся работа останавливалась. Вначале все секретари собирались вокруг Раби и рассказывали ему о своих неприятностях. Он исцелял их сердца. При этом никто не ограничивал его во времени. Начальник полиции терпеливо ждал. Затем наступала и его очередь.

После кончины Раби начальник Управления полиции посетил скорбящих родственников усопшего. Он обратился к Ребецин со словами, которые войдут в историю как замечательный Кидуш АШЕМ, освящение Имени Б-га, прославление Его святости.

Не забудьте, это говорит нееврей:

«Ребецин, в своей жизни я знал многих священников, но Ваш муж стал для меня мостом к Б-гу».

Мостом к Б-гу…

Это — царственный титул.

Какой это почет, какое уважение, когда человека называют «мостом к Б-гу»!

Раби скончался в онкологическом центре больницы «Мемориал Слоан Кэттеринг» на Манхеттене примерно в 3 час ночи, во вторник, 23-го января 1996 г. Его тело отвезли в помещение, снимаемое похоронным братством в Бруклине. Похороны должны были состояться в нашей синагоге на Лонг Айленд в 1 час дня, примерно через десять часов. За эти несколько часов в помещении синагоги собралось более двух тысяч человек.

Как перевозили тело Раби из Бруклина на Лонг Айленд? Весьма необычным образом.

Кавалькада из двадцати трех машин Управления полиции округа Нассау эскортировали его под звуки ревущих сирен. Сверкали мигающие огни на крышах полицейских машин. Вы думаете, что все полицейские были евреями? Не имеет значения! Это был их Раби, их мост к Б-гу!

Разве еврейский народ не служит «мостом к Б-гу» для всего мира?

Такая роль может служить образцом для подражания.

Раби часто видел сны, в которых его посещали различные видения. Во многих снах с ним говорил сам Б-г. За несколько месяцев до того как Раби узнал о своей болезни, ему приснился довольно необычный сон. Он стоял в гостиной и глядел в большое окно вниз, на лужайку — ту самую лужайку, по которой он с Ребецин скользил вниз к ожидавшей его машине, в которой я потом отвез Ребецин в аэропорт. Хотя шел снег, на лужайке собралась вся семья. Раби помахал им рукой и попытался что-то сказать, но они не видели и не слышали его. Он продолжал стоять и наблюдать за ними сверху.

Сегодня он тоже наблюдает за своими детьми сверху — но уже из своего Небесного дома. Мы не можем видеть или слышать его, но мы знаем, что он смотрит на нас. Его внучка Шэнди Вульф говорит, что снег в том сне, который видел Раби, символизирует наш мир. Этот мир кажется таким прекрасным и таким огромным, но только в течение очень краткого интервала времени — пока мы живем. Затем он внезапно исчезает, тает, как снег.

Между прочим, как вы считаете: легко ли иметь такую внучку Шэнди, которая может подобным образом толковать сны? Когда она говорила о сне своего дедушки, она была всего-навсего маленькой девочкой, ученицей начальной школы. Если понять, почему маленький ребенок говорит о подобных вещах, можно получить какое-то представление о доме, в котором живут по Торе.

Когда мы сами вернулись к Торе, Раби стал нам как бы отцом. Мы знакомились с Торой из его уст, точно малые дети. Это как раз то, что мы имеем в виду, говоря об Устной Торе. Именно так передается Тора, «сверху вниз», от отца к сыну, от одного поколения к другому, начиная от Моше — на горе Синай он получил Тору от самого Б-га.

Как начинает создаваться дом, в котором живут по Торе? Вы уже ознакомились с некоторыми характерными чертами людей, которые помогают создать такой дом.

В современном ассимилированном мире молодые люди просто встречаются и решают, что они будут жить вместе. Если они женятся, то говорят об этом своим родителям — до или после того, как приняли такое решение. Но на такой основе нельзя создать дом, в котором живут по законам Торы. Его каркас должен покоиться на прочном фундаменте. Предыдущее поколение должно находиться в постоянном контакте со следующим поколением. Именно таким образом Тора передается потомкам — «сверху вниз», из поколения в поколение.

Отсюда возникает идея о том, что необходимо помогать людям найти своего башерте, спутника жизни, человека, который им предназначен. Работая в Инени, нам посчастливилось встретиться со многими хорошими людьми. Одной из самых важных вещей, которые мы могли сделать для них, была помощь в нахождении близких им по духу людей. Инени буквально сотням людей представляла их будущих супругов. К тому же мы оказывали (и оказываем) им «полный пакет» услуг. Лея дает советы, «инструктирует» невест перед свадьбой. Раби Исроэль или раби Ошер Аншуль, сыновья Ребецин, дают советы женихам, и один из них всегда готов руководить церемонией бракосочетания. Очень скоро дочери Ребецин, Хая Сара Герцулин и Слови Вульф, начнут классы «молодых супругов» и «воспитания детей».

Недавно Лея получила такое письмо от трех будущих невест: «Спасибо за Вашу помощь и наставления. Вы научили нас исключительно важным вещам. Они помогут нам вести счастливую жизнь. Это очень важно для нас. Вы уделили нам так много времени и очень многому нас научили».

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.