Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Арье Зильберштейн родился в 1973 году в Днепропетровске. В 1990 году, окончив среднюю школу, приехал в Израиль, поступил учиться в ешиву «Швут Ами». Искусству софрута учился на специальных курсах у рава М. Ханина, организованных при ешиве «Швут Ами». Отслужил в израильской армии в качестве софера. (Арье Зильберштейн был единственным софером срочной службы в истории израильской армии). В 1997 году женился. С 1999 по 2001 преподавал в Минском отделении еврейской религиозной организации «Эш а-Тора». После этого работал в преподавателем в Московском колеле «Тора миЦион». В 2006 году по его инициативе в Москве открылся «Сойфер Центр», который он возглавил. Сейчас Арье Зильберштейн продолжает руководить работой этого центра, а также является координатором религиозных программ в Конгрессе еврейских религиозных организаций и объединений в России.

Нельзя жить в городе, в котором нет софера.

Талмуд

Любой религиозный еврей каждый день сталкивается с предметами, изготовленными софером. Во время утренней молитвы накладывают тфилин, в которые вложены написанные им отрывки из книг Торы, при входе в дом прикасаются к мезузе, созданной софером, а в синагоге читают свиток Торы, каждая буква которого выведена еврейским писцом. Много времени софер посвящает проверке и исправлению текстов мезуз, тфилин и свитков Торы. Кроме того, он занимается написанием гетов — специальных документов о разводе.

Работа еврейского писца очень ответственна. Он должен быть абсолютно добросовестен, так как люди полагаются на него в том, что касается кашерности мезуз и тфилин. Например, если при написании мезузы софер ошибся, то он должен стереть все слова, написанные после ошибки, и начертать их заново. Но никто из заказчиков не может проверить, сделал ли он это. Поэтому принято заказывать свитки Торы, мезузы и тфилин у софера, порядочности которого можно доверять безоговорочно.

В Москве уже несколько лет работает софер Арье ЗИЛЬБЕРШТЕЙН. Он руководит «Сойфер центром», где обучаются искусству еврейского письма молодые евреи, живущие в российской столице. Специально для читателей журнала «Мир Торы» Арье ЗИЛЬБЕРШТЕЙН рассказывает о своей профессии.

Броха Губерман: Откуда берет начало искусство софрута? Вообще в еврейской традиции написание святых текстов принято считать искусством или ремеслом?

Арье Зильберштейн: Я не вижу разницы между ремеслом и искусством. Но думаю, что софер обречен на неудачу, если он не воспринимает свою работу как произведение искусства. Откуда моя уверенность в этом? «Написанное Б-жьим перстом» — так классифицируется письмо в софруте. Есть специальный закон, который требует, чтобы во время работы софер максимально проявлял все дарованные Б-гом способности.

Б. Г.: Кто был первым софером?

А.З.: Не уверен, что это самое древнее упоминание о соферах, но в трактате «Баба батра» Вавилонского Талмуда Моше-рабейну выступает в качестве переписчика свитков Торы. Возможно, что праотцы писали в том или ином виде святые тексты, но это скорее предположения.

Б. Г. Какими особыми качествами должен обладать софер: способности к каллиграфии, богобоязненность, что-то еще?

А.З. Безусловно, богобоязненность — первое и основное условие при работе со святыми текстами. Если софер не освятил то, что он пишет, вначале работы, то об этом никто никогда не узнает. Тогда, например, на протяжении многих лет человек, накладывая тфилин, будет уверен, что его тфилин самый кашерный, а на самом деле в нем нет никакой силы. Поэтому изначально прием юношей на профессиональные курсы соферов должен быть лишен каких-либо корыстных соображений и не должен являться «проявлением милосердия» к тем, кому необходимо получение специальности для заработка.

А хорошая каллиграфия — вещь желательная, но не являющаяся основополагающей. Даже если от рождения человек не имеет особого дара к красивому письму, он способен достичь необходимого уровня упорством и усидчивостью.

Сегодня принято считать, что красивое письмо софера свидетельствует о его богобоязненности. С этим можно где-то согласиться, так как талантливый софер востребован, а значит, меньше подвержен соблазну заработать, набрав побольше заказов (что, к сожалению, иногда материально выгодней). Он, дорожа репутацией, предпочитает быть осторожным в письме. Но, на мой взгляд, эта позиция не должна восприниматься как некий постулат.

Б. Г. Где и кого учат софруту?

А.З. В Эрец Исраэль существуют различные курсы соферов. Многие из них частные. К сожалению, не всегда это положительно сказывается на результатах. Я могу гордиться тем, что курс, который я прошел у р. М. Ханина в «Швут Ами», отличался высоким уровнем обучения. И опыт, приобретенный мною за годы учебы и практики, безусловно, помог в нынешней деятельности. На курсах, которые проходят в нашем «Сойфер Центре», мы пытаемся найти индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его способности.

Обычно на курсах софрута обучаются студенты ешив или учащиеся колелей (аврехим), которые хотят получить специальность, связанную с еврейским образом жизни.

Б. Г. Какие инструменты используются для письма? Кто их изготавливает? Какой пергамент подходит для изготовления свитков? Где его берут?

А.З. Стандартный набор софера: кульмус — перо, которым пишут, клаф — пергамент и чернила. Кроме этого, существуют инструменты, при помощи которых изготавливают кульмус, а также различные приспособления для удобства письма.

Клаф — это выделанная кожа. Для его изготовления обычно используют кожу еще не родившегося теленка. В Эрец Исраэль существуют заводы, которые производят клаф. Учитывая все тонкости искусства написания свитков, изготовление хорошего клафа — довольно трудоемкий процесс.

Б. Г. Установлены ли размеры пергамента для мезуз, тфилин, свитков Торы? Какие они?

А.З. Есть определенный стандарт для пергамента в плане разлиновки, количества строк. Размер клафа для тфилин зависит от размера домиков: от мизерных — каббалистических до больших — ХаБаДских. Что касается мезуз, то традиционные размеры — 10см, 12см, 15см. Хотя существуют (обычно пишутся под заказ) и шестисантиметровые и двадцати пяти.

При выборе мезузы надо учитывать тот факт, что клаф для мезузы размером в 6 сантиметров сложно написать кашерно. Есть считанные специалисты, которые способны выполнить эту ювелирную работу. Опыт показывает, что большинство таких мезуз на рынке некашерны.

Для свитка Торы стандартный и любимый соферами размер — 45см. Но также встречаются различные вариации.

Б. Г. А мезузы-украшения для женщин, мезузы для машин — это кашерные изделия? Ими можно пользоваться?

А.З. Мезузы для машин — это в плане выполнения заповедей пустое место. Они не имеют никакой сакральной силы. Но водителю, желающему увереннее себя чувствовать за рулем, можно предложить держать в машине дорожную молитву.

Кулончик же в форме домика для мезузы вряд ли оскорбит чьи-то религиозные чувства. Но сам клаф с текстом, на мой взгляд, не подобает надевать на тело.

Б. Г. Из чего и как делают чернила для написания святых текстов? Опишите по шагам процесс работы.

А. З. Когда студенты наших курсов готовились к экзамену, это был один из наиболее сложных для запоминания вопросов. Существует не менее 10 разных мнений по поводу важности присутствия того или иного компонента в составе этих чернил. Основные ингредиенты — это ореховое дерево, древесная копоть и медный купорос. Сегодня существует большой выбор кашерных чернил разных производителей.

Б. Г. Сколько времени работают над написанием мезузы, например?

А. З. Все зависит от человеческого фактора и от условий работы. В среднем, написание ашкеназской мезузы занимает от 2,5 до 4 часов, тфилина — 5—7 дней. Свиток Торы, как правило, пишется около года (ашкеназский) и 6—8 месяцев (сефардский).

Б. Г. При работе софер должен думать только о святом тексте, который создает? Его посторонние мечты и мысли способны сделать работу некашерной?

А.З. Это вопрос очень непростой. В нем много составляющих. Во время работы софер обязан знать, что он пишет во имя создания того, что он создает в данный момент: мезуза, тфилин, свиток Торы. Все Имена Всевышнего, находящиеся в этом тексте, он должен написать во Имя Всевышнего. Даже в этих простых определениях существуют споры между авторитетными раввинами, что имеется ввиду под «знанием»: осознание факта, что мы пишем имя Всевышнего в данный момент, или то, что мы пишем во имя освящения Его Имени. Я не говорю уже о каббале. Поэтому излишне говорить о том, что покупатель продукции софера должен знать «в лицо» исполнителя работы.

Б. Г. Откуда известна техника письма, какие существуют книги на эту тему?

А.З. По этому вопросу можно написать диссертацию. Но постараюсь ответить вкратце. Существуют три основных школы письма: Бейт Йосеф, Ари заль и Вележ. Первые две — ашкеназские школы, третья — сефардская. Все они построены на одном фундаменте, заложенном в Талмуде. Но на разных исторических этапах требования этих школ к начертанию букв несколько менялись. Претерпел изменения вид букв: их контуры или коронки — тагим.

Настольными книгами софера являются «Мишна брура», «Кесет а-софер», «Мишнат софрим», «Ириет Шломо».

Б. Г. Кто является самым авторитетным равом, специалистом по софруту сегодня?

А.З. Я могу назвать самого авторитетного софера и самых авторитетных раввинов — специалистов в софруте.

Самым известным и популярным софером является рав Менахем Давидович, у которого уже не одно поколение соферов перенимают опыт и знания.

А авторитетных раввинов в области софрута немало. Я бы выделил рава Вознера, рава Штерна, рава Кляйна (кстати, именно он экзаменовал первый выпуск нашего «Сойфер центра»), рава Фрилендера. Этот список можно продолжать.

Б. Г. Сколько же стоит работа известных соферов?

А.З. Ценовая политика на рынке продукции соферов сегодня ничем не отличается от любой другой сферы деятельности. Стоимость работы софера зависит от его известности и от уровня профессионализма. Не буду выделять кого-либо из соферов. Единственное, могу сказать для любопытствующих, что цена на мезузу, к примеру, может варьироваться от 20 до 250 долларов.

Броха Губерман, из журнала «Мир Торы», Москва


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше