Из цикла «От Центрального парка к Синаю», темы: Рой Нойбергер, Бааль Тшува
Мы исполняли все больше и больше заповедей, и наша жизнь менялась. Каждую неделю у нас были гости. Мы никогда не скрывали ни от своих детей, ни от гостей перемены, происходящие в нашем образе жизни. В частности, дети знали, что наше прошлое отличается от прошлого родителей их друзей. Этот факт научил их необходимости — все время оценивать свою жизнь, искать и находить новые возможности приблизиться к Б-гу и точнее соблюдать Его требования.
Как-то мне довелось услышать замечательное объяснение текста молитвы, которую мы произносим три раза в день. Она начинается словами: «Б-г Авраама, Б-г Ицхака, Б-г Яакова». Почему мы повторяем «Б-г» три раза? Почему не экономим время и не говорим проще: «Б-г Авраама, Ицхака и Яакова»?
Это объяснение говорит о многом. Ицхак, сын Авраама, вырос в самом почтенном доме, о каком только мог мечтать еврей. Что могло быть лучше дома Авраама и Сары? Где он мог лучше понять кто такой Б-г? Но Ицхаку было недостаточно учиться только у своих родителей. Они дали ему много, но Ицхак хотел также почувствовать необходимость Б-га внутри себя. Понять на основе собственного опыта, что он не может жить без веры в Б-га, не может выжить без безусловного следования Его заповедям. Б-г должен был стать для Ицхака его «собственным» Б-гом; Ицхак должен был проложить собственную тропу к Б-гу. Конечно, родители учили его, но ему было необходимо самому проделать этот путь.
В каждом поколении мы должны пройти этот путь сами, следуя по стопам наших предков. Это тот же Б-г, но каждый должен «найти» Его для самого себя.
Ребецин Юнграйс рассказывала нам трогательную историю последнего визита к своим родным — дедушке и бабушке — перед самым приходом нацистов. Маленькой девочкой, она сидела на коленях своего зейде и вдруг увидела, что на его Гемару капают слезы. Испугавшись, она побежала к отцу.
«Почему зейде плачет?» — спросила она.
Вместо ответа отец повел дочь на прогулку по глубокому снегу около дома. Он велел ей надеть теплое пальто и высокие сапоги и идти за ним по снегу след в след. Через некоторое время он остановился и спросил: «Почему я просил тебя ступать точно по моим следам?».
«Чтобы у меня была дорожка, по которой можно пройти».
«Вот поэтому зейде плачет. Своими слезами он прокладывает нам путь к Торе».
Каждому из нас необходимы «следы», указывающие дорогу. Но мы должны и двигаться сами, прокладывая себе путь к Б-гу — Б-гу Авраама, Б-гу Ицхака и Б-гу Яакова.
* * *
Как шли наши дела после 1974 года? Действительно ли мы изменились из-за того, что начали жить в согласии с Торой? Улеглось ли волнение, вызванное этими событиями? Стала ли наша жизнь иной, чем прежде?
Будучи еще новичками в этой жизни, мы с Леей выступили с небольшим докладом в одном из еврейских центров. На каком бы уровне соблюдения заповедей ни находились евреи, им нравится слушать рассказы о том, как и почему другие изменили свой образ жизни. Это ободряет и укрепляет их. Людей интересовал накопленный нами опыт, и мы довольно часто выступали на эту тему.
Обычно после выступлений наступала очередь «вопросов и ответов». Одна дама, как-то спросила, действительно ли мы уверены в том, что «это» сохранится надолго.
«Прошло около года с тех пор, как вы стали такими религиозными, — сказала она. — Считаете ли вы, что подобное настроение сохранится в течение следующих десяти или двадцати лет?». Такова была суть ее вопроса.
Откровенно говоря, это был недоброжелательный вопрос. Мне показалась, что жизнь ожесточила эту даму, и ей просто претил наш счастливый вид. Казалось, что целью ее вопроса было «выпустить воздух» из нашего воздушного шарика. Ну, а вы не можете позволить, чтобы такие вопросы сбивали вас с толку. По крайней мере, следует постараться не позволить им сделать это.
Я ответил ей, что после тридцати лет безрезультатных поисков смысла жизни мы не намерены покидать найденный нами замечательный сад. Наоборот, мы надеемся, что новая жизнь будет не только по-прежнему волнующей, но станет еще более захватывающей и интересной.
И именно так и произошло.
Обновление духовных и физических отношений мужа и жены, если они соблюдают законы Торы о чистоте семейной жизни, подобно всей жизни в целом. Если вы действительно посвятили себя Б-гу и Его Торе, то с каждым днем, с каждой секундой ваша способность проникновения в Его суть, в Его величие должна усиливаться. Каждый момент жизни должен быть следующей ступенькой лестницы, ведущей вверх.
Поиск путей выполнения заповедей Торы не имеет предела. Даже Моше не достиг его. В конце концов, это Тора Б-га, и никто не в состоянии полностью постичь Его замысел, не говоря уже о том, чтобы приблизиться к Б-гу или полностью исполнить все заповеди Его Торы. Но именно это и составляет суть величия. Всегда есть что делать, есть вершина, к которой нужно стремиться, необходимость самосовершенствования, возможность сделать больше для своих братьев и сестер, чтобы мир стал соответствовать Б-жественному замыслу.
Может быть, вы находите такой образ жизни тягостным? Нет, как раз наоборот. Подобная жизнь никогда не надоедает; всегда нужно что-то сделать, и каждое «нужное дело» является необыкновенно важным. Знаменитый греческий миф о Сизифе — это история жизни человека, который все время делал и продолжал делать нечто, не имеющее смысла — бесконечную и бесцельную работу. В древности египтяне обрекали сынов Израиля на муки, заставляя их строить города Питом и Рамсес, где возведенное днем за ночь погружалось в пески пустыни.
Но когда ваша жизнь наполнена делами, имеющими ясную цель, и достижение этой цели важнее всего на свете, это ведет вас к новым и новым высотам. Вас охватывает воодушевление, вы как бы движетесь вверх по некой лестнице, где очередная ступень возвышает, приносит новое понимание, и вы знаете, что подъем на следующую ступень даст вам еще больше.
Молитвы, простые молитвы. Давайте поговорим о молитвах. Мне хочется, чтобы вы знали: я считаю своей огромной победой, если мне удается произнести с подобающей сосредоточенностью и чувством хотя бы часть Шмоне эсре — основной молитвы каждой службы. Иногда, молясь, я погружаюсь в свои мысли. Но если мне удается постичь смысл хотя бы одного благословения и сосредоточиться на том, о чем я прошу, я считаю это большим достижением,
Теперь представьте себе, что мне удастся полностью сосредоточится, произнося два, три или десять благословений. Ведь тогда я смогу обратиться к Б-гу с просьбой о помощи и улучшить окружающий мир. Я уверен, что Б-г действительно улучшит мир. Он будет рад, что мы обращаемся к Нему с такой важной просьбой. Тогда я смогу осуществлять в действительности это благословение каждый день своей жизни. Ну, не здорово ли это!
«Исцеляй нас, Г-споди, и мы исцелимся; спасай нас, и мы будем спасены… полностью исцели все наши раны…». Если произнести эти слова с чувством, и при этом иметь в виду конкретных страждущих, а потом, может быть, навестить их в больнице… это так воодушевляет. И это лишь один, микроскопический аспект жизни по Торе. Представьте себе целый день, заполненный исполнением таких мицвот.
Это и есть полнокровная жизнь, наполненная работой для Главы всех глав, Хозяина всех хозяев, который видит все и вознаграждает нас за искреннее стремление выполнить Его волю. Ну, а как при этом зарабатывать себе на жизнь? Можно ли и в этом быть «на уровне»? Да, можно. Нужно понимать, что мы работаем, чтобы жить по Торе, чтобы служить Б-гу, проявлять милосердие, помогать нуждающимся, чтобы воспитывать детей, вдохновленных ценностями Торы. Если наши каванот (намерения), правильны и праведны, тогда все вокруг становится праведным и полным смысла.
Вот так я мог бы ответить на вопрос той леди, о которой упоминал выше.
И это то, чего мы пытались достичь, познакомившись с жизнью по Торе.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»