Из цикла «О нашем, еврейском», темы: Современность и Тора, Дарование Торы, Атеизм, Синай, Реувен Пятигорский
Недавно прошел праздник Дарования Торы. Мы снова приняли на себя обязательство соблюдать ее законы, снова присоединились каждый на своем уровне — к народу, который воскликнул у горы Синай: «Сделаем и выслушаем».
Когда читался недельный раздел Насо, днем, мы опять раскрыли первую главу трактата Авот, чтобы прочесть известные слова: «Моше получил Тору на Синае». Вся глубина понятия «Тора» заключена в этих словах — «на Синае». Поэтому стоит еще раз вернуться к ним, чтобы вооружившись комментариями наших мудрецов, осознать их смысл.
Старый вопрос: почему цепочка, по которой передавалась традиция («Моше получил Тору на Синае и передал ее Йеошуа…»), приведена не там, где ей надлежит быть приведенной — в начале всего сборника Мишны, а упомянута здесь, в трактате Авот, который занят улучшением человеческих качеств и полон нравственных сентенций? Обычно отвечают, что Тора — единое и полное учение, объемлющее всю человеческую жизнь. Не только запрещающие и разрешающие законы представлены в ней, но и вся нравственность, все поведенческие нормы, — все, что зовется этикой. А поэтому важно знать, что и этика тоже — с Синая.
Но давайте обратим внимание на два актуальных для наших дней обстоятельства, которые можно прямо вычитать из первых слов трактата. В них по сути утверждается принцип вечности Торы, против которого постоянно выступают ее хулители. Тот же вопрос задает учитель нашего поколения, покойный раби Моше Файнштейн: почему Тора получена не где-нибудь в другом месте, — в Эрец Исраэль, например, как следовало ожидать, — а именно в пустыне? Факт явно не случайный, он позволяет отклонить как несостоятельные все возражения против Торы, согласно которым она безнадежно устарела, отстав от современности, и отражает, в лучшем случае, вчерашний день, — что-то из эпохи позднего средневековья, если не говорить о более варварских пластах истории. (Так, по крайней мере, утверждают, атеисты, реформисты и пр.) Мы, поколение атома, персональных компьютеров и кабельного ти-ви, заслуживаем, дескать, доктрины, более адекватной пульсу времени. Не может быть, говорят наши критики, чтобы Тора, полученная тысячелетия назад, и сегодня претендовала на роль учителя человечества, которое, заметьте, топчется отнюдь не на горных синайских тропинках, а давно вышло в открытый космос.
Вот об этом неправильном взгляде и предупреждает нас мишна: «Моше получил Тору на Синае». Именно на Синае! Если бы не Синай, мы бы не построили свою жизнь по Торе. Не жизнь человеческая меняется от эпохи к эпохе, а человеческие страсти. Торе не надо поспевать за ними и приспосабливаться, они все в ней указаны. Говорить о том, что жизнь обновляется с каждым годом, обзаводясь деталями, не виданными в прошлом, а следовательно, меняется в корне, — значит обнаруживать тщеславие и то, что в старом русском языке именовалось гордыней. Только неистребимое чувство неполноценности заставляет людей верить в то, что они живут в исключительное время. В любом времени нет ничего исключительного, есть исключение из времени.
Если бы Тора была дарована народу, когда он пришел в Эрец Исраэль, когда он обзавелся своими государственными и национальными институтами, то она несомненно вросла бы в эту структуру и, окаменев, утратила бы универсальность. Но в том-то и дело, что дана она в пустыне, где пребывание человека эфемерно и временно. Тора не связана никакой связью ни с государственностью, ни со сложившимися обычаями, ни даже с попытками человека просто выжить. Поэтому она вечна. Ибо находится над бытием. А раз так, то отпадает нужда из раза в раз приспосабливать ее к насущным нуждам.
Откуда берется описанное заблуждение? От мнения, разделяемого многими, что все диктуется технологическим прогрессом. Но и задолго до века пара, атома и компьютерных игр те же возражения о неумении
Торы меняться и приспосабливаться уже раздавались из уст тех, кто таким образом скрывал свою рабскую зависимость от собственных страстей, похотей и привязанностей. Если Тора не идет в ногу со временем, то скажите, в какую ногу с каким временем? Когда ненависти больше, чем любви? Когда игра важнее добрых дел? Когда мелкость душ прикрывается величием дел?
Тора занята совсем другим. Она ведет человека по духовной дороге, которая все та же, независимо от того какой способ передвижения принят в данном веке — на лошади, ракете или просто пешком. Она помогает преодолеть ненависть, внедрившуюся в сердце. Пробудить в себе силы, способные к прощению и милости. Удалиться от гнета страстей. Приблизиться к святости… Список можно продолжить: с развитием цивилизации число задач такого типа только увеличивается.
«Моше получил Тору на Синае» — прежде чем народ вошел в Эрец Исраэль. Только тогда и смог войти, когда имел Тору. Иначе получил бы то, что требовалось на тот момент. Момент мог измениться, и тогда евреи, не дай Б-г, остались бы без Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»